Прежде всего надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе «эмбриона» или на мяче. При покачивании на мяче вперед старайтесь, чтобы ребенок выставлял руки перед собой, раскрывая кисти.
Для расслабления мышц-сгибателей рук (которые расположены на передне-внутренней поверхности), применяют большее количество поглаживаний рук и груди, эффективен точечный массаж (тормозной метод (рис. 166, 167).
Используется легкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья. Захватите предплечье в его средней части и сделайте 3-5 потряхивающих кисть ребенка движений.
Эти приемы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями. Причем упражнения делаются только тогда, когда мышцы рук достаточно расслаблены и движения совершаются мягко, свободно и без особых усилий.
Упражнения для детей первого года жизни (расположены по степени увеличения сложности).
Рис. 166. Точечный массаж рук
Рис. 167. Точечный массаж груди
• Отведение согнутых в локтях рук, скользя ими по поверхности стола (см. стр. 166)
• Отведение согнутой руки вверх в положении ребенка на боку
• Выведение согнутых рук вперед в положении ребенка на животе
• Отведение выпрямленных рук в стороны в сочетании с потряхиванием (вместе и поочередно) (см. стр. 33)
• Скрещивание рук на груди с последующим отведением их в стороны (см. стр. 39)
• «Бокс» — поочередное сгибание и разгибание рук (см. стр. 53)
• Поочередное поднимание рук вверх (рис. 168)
• Одновременное поднимание рук вверх
•Круговые движения руками (см. стр. 71)
• Сложное движение: согнуть руки в локтях, затем поднять прямые руки вверх, опять согнуть и опустить вниз (ладони обращены к телу).
• Вращение предплечий. Руки согнуты в локтях, среднее положение предплечий — ладони обращены друг к другу (рис. 169), повернуть предплечья наружу (супинировать) — ладони обращены к лицу ребенка (рис. 170), вернуться в среднее положение и повернуть внутрь (пронация предплечий) — ладони обращены ко взрослому (рис. 171).
• Отведение и разгибание большого пальца руки. Для этого делают точечный массаж у его основания (на тыльной поверхности кисти) (рис. 172).
Рис. 168. Поочередное поднимание рук
Рис. 169. Вращение предплечий. I момент
Рис. 170. Вращение предплечий. II момент
Рис. 171. Вращение предплечий. III момент
Рис. 172. Точечный массаж у основания большого пальца
Иногда разгибание большого пальца достигается лишь после точечного массажа с боковых сторон основания ногтя всех остальных пальцев и их разгибания (рис. 173). Одновременно с описанными приемами проводят массаж (более энергичный) и упражнения, укрепляющие ослабленные, растянутые мышцы-разгибатели руки (которые расположены на задне-наружной поверхности предплечья).
Очень полезны похлопывания раскрытой кистью ребенка по различным поверхностям: по столу, стене, крупным игрушкам, игра «ладушки» (рис. 174).
Приучите малыша хлопать по воде во время купания — это наверняка понравится ребенку.
Захватив детскую ручку, проведите ладошкой по своему лицу или руке — это приятно и полезно (рис. 175).
В более позднем возрасте, когда кисть ребенка достаточно раскрыта, научите его самостоятельно играть в «ладушки» и «сороку» («сорока-сорока, кашу варила, деток кормила» — поглаживание по ладошке, «этому — дала, этому — дала» — при перечислении «деток» — массаж пальчиков).
Для развития хватательной функции рук рекомендуется в первые три месяца проводить несколько раз тренировку хватательного рефлекса, вкладывая свои пальцы в ладони ребенка.
Рис. 173. Массаж пальцев
Рис. 174. «Ладушки»
Рис. 175. Поглаживание ладошкой
А если рефлекс отсутствует, то в ладонь ребенка вкладывают кольцо или удобную для захвата игрушку, вокруг которой сжимают пальцы ребенка. Очень важно при этом следить, чтобы большой палец обхватывал кольцо (игрушку) с одной стороны, а другие пальцы — с противоположной (рис. 176).
Потом подвешивают игрушку на расстоянии, удобном для захвата ее рукой, или с этой же целью подносят к ребенку яркую звучащую игрушку, побуждая взять ее из разных положений (лежа на спине, лежа на животе, сидя).
Для развития опорной функции руки очень полезно положение ребенка на животе. Если малыш еще плохо держит голову, то положите ему под грудь сложенную в несколько раз пеленку.
Следите, чтобы ребенок, лежа на животе, опирался на согнутые ручки и держал кисти раскрытыми. В дальнейшем дети опираются на выпрямленные руки, приподнимая туловище.
Научите ребенка стоять, а затем и ползать на четвереньках (рис. 177) — это замечательная тренировка опорности рук.
Рис. 176. Правильный захват игрушки
Рис. 177. Правильная опора при ползании