Прекращение оттока капитала

Масштаб оттока капитала является индикатором «правильности» экономической политики государства. Хотя по оценке в 1999 году абсолютные размеры оттока капитала несколько снизились по сравнению с 1998 и предыдущими годами, однако, вследствие девальвации рубля в процентном отношении к ВВП масштаб явления возрос, соответственно возросло и его влияние на экономику страны. Следовательно, потенциальный эффект от снижения объемов оттока капитала и концентрации утекавших прежде финансовых ресурсов в российской экономике будет наибольшим именно в краткосрочной перспективе, пока курс рубля остается существенно заниженным по сравнению с паритетом его покупательной способности.

Снижение абсолютных объемов бегства капитала в 1999 году было вызвано несколькими факторами. С одной стороны, к их числу следует, вероятно, отнести некоторое наращивание усилий органов российской исполнительной власти. Вместе с тем можно предположить, что развернувшиеся на международной арене скандалы вокруг проблемы нелегального вывоза капиталов из России также повлияли на сокращение масштабов вывоза капитала из страны, косвенно создав дополнительные трудности для зарубежных контрагентов российских теневых экспортеров капитала. Однако, более важным фактором представляется относительное улучшение состояния российской экономики, связанное не только с девальвацией рубля, но и с определенной стабилизацией общеполитической обстановки, наличием более предсказуемых условий в которых функционировали экономические агенты. В этих условиях девальвация, обусловившая снижение издержек внутри страны, позволила получать более высокие прибили чем раньше. Вложения в экономику страны стали более выгодными. Об этом свидетельствует некоторый рост инвестиционной активности, отмеченный статистикой в 1999- начале 2000гг.

Утекать из страны может капитал как криминального происхождения, так и легального. В рамках существующего законодательства любая операция нелегального перевода капитала за рубеж является противозаконной, но источник капитала внутри национальной экономики сам по себе может быть абсолютно законным. Например, легально полученная прибыль, уводимая от налогов через вывоз капитала за рубеж, становится частью правонарушения только после успешного нелегального перевода вывоза из страны. И, напротив, вывозимые за рубеж доходы от торговли наркотиками или рэкета являются преступными уже по своему происхождению. Таким образом, отток капитала может быть связан с разной степенью нарушений закона в зависимости от источника происхождения средств.

В российских условиях (в отличие от ряда стран Латинской Америки и Азии) главным источником нелегального вывоза служит некриминальный по существу капитал, изъятый из национального использования. Именно поэтому вывоз капитала из России длительное время являлся не столько предметом озабоченности мирового сообщества, сколько недорогим источником финансирования мировой экономики. В то же время даже 100 млрд долл. притока российского капитала в мировую финансовую систему, представляют существенного значения, как-то влияющего на мировую экономику. Масштабы сбережений и финансовых потоков в мире превышают российский экспорт капитала на два порядка минимум.

В России вывоз капитала является результатом комбинации нескольких факторов. В первые пореформенные годы нелегальный экспорт каптала был в значительной мере вызван необходимостью создания зарубежной экспортно-импортной инфраструктуры с тем, чтобы обеспечить нормальный доступ к мировым товарным и финансовым рынкам а также к мировым кредитным ресурсам. В последнем случае важно было иметь ликвидный депозит в западных банках с тем, чтобы стоимость кредита российскому клиенту не несла на себе всех российских коммерческих и политических рисков. Аналогичную роль играли поставки или запасы вывезенной нефти, цветных металлов и т. п. В то же время этот экономически оправданный процесс по формальным признакам является нелегальным вывозом капитала и противоречит российскому законодательству.

Можно выделить еще несколько составных частей вывезенного капитала, хотя их строгое количественное разделение практически невозможно. Так часть вывезенного капитала, в частности, предназначена для использования в качестве зарубежных ликвидных активов для обеспечения деятельности российского бизнеса. Другая часть представляет собой перевод капитала из корпоративной в личную собственность которая потом используется за рубежом, при этом часть вывезенного капитала предназначается для реинвестирования в российские акции, направленного на установление и поддержание контроля над предприятиями. Следующая составная часть вывезенного капитала предназначается для реинвестирования в российские ценные бумаги с целью получения прибыли от чисто финансовых спекуляций. Наконец, часть вывозимого капитала обращается в прямые инвестиции в российскую экономику, замаскированные и защищенные как иностранные инвестиции.

Определенная часть вывоза капитала используется для создания возможности расчетов за рубежом (как правило это касается средств, выведенных из под налогообложения). Неплатежи между предприятиями внутри страны частично компенсируются их взаиморасчетами с использованием зарубежных активов. В этом отношении бегство капиталов является выносом за пределы банковской системы страны части активов. Средства остаются в банковской системе мира и используются по назначению, но вне национального контроля. Это ослабляет регулирующую роль федеральных органов управления, эффективность экономической политики. Для предприятий же это еще один практический способ смягчения бюджетных ограничений, которые по сути компенсируют повышение трансакционных издержек, связанных с вывозом капитала и взаиморасчетами за пределами страны при ведении бизнеса в России. Тем не менее это означает что суммарные риски в России гораздо выше. В связи с этим важное значение имеет реструктуризация банковской системы, включая более широкое привлечение иностранных банков, у которых кредит доверия существенно выше, чем у многих дискредитировавших себя российских финансовых институтов.

Другим немаловажным фактором вывоза является перевод средств из собственности предприятий в личную собственность владельцев и (или) менеджеров предприятий. Потом эти средства используются или для личного потребления и приобретения собственности за рубежом, или для вложения в акции для контроля над российскими акционерными обществами. Часть этих ресурсов, оставаясь в личной собственности, призвана замещать отсутствующую в России систему социальной защиты для высокодоходных слоев населения. Существующий конфискационный характер социального налога без гарантий адекватной компенсации этих затрат высокодоходным слоям населения в случае из выхода на пенсию или потери трудоспособности является вполне рациональным поведением и действенным стимулом для вывоза активов за границу. Таким образом, реформирование системы социальной защиты, резкое снижение социального налога для высокодоходных групп населения, создание условий для того, чтобы эти группы имели возможность аккумулировать страховые ресурсы в частной системе социальной защиты, может также рассматриваться как одна из мер, направленных на сокращение оттока капитала из страны.

Вывезенный капитал включен в кругооборот мировой финансовой системы и защищен от претензий общего характера. Фактически только собственники предприятий могли бы стать той силой, которая требует возврата капитала своих компаний, однако этого трудно ожидать в значительных масштабах. Таким образом меры по борьбе с вывозом капитала должны быть в первую очередь направлены на предотвращение дальнейшего его оттока.

Перечисленные выше причины вывоза капитала показывают, что этот процесс связан с характером собственности и корпоративного управления в российских компаниях. Вывоз является частью корпоративной стратегии зарубежного развития компаний, или частичного реинвестирования в России, или перевода средств компании в личные активы ее владельцев или менеджеров. Во всех этих случаях роль общей политической или макроэкономической стабильности важна, но не критична, что и объясняет устойчивость вывоза капитала и в сравнительно благоприятных условиях. Это лишний раз подтверждает необходимость принятия не отдельных мер, направленных на борьбу с оттоком капитала, а необходимость радикального улучшения инвестиционного климата, создания дееспособных рыночных институтов в стране.

Таким образом, к главным причинам оттока капитала из страны следует отнести не только неустойчивую политическую ситуацию, конфискационный характер налогообложения, но и ненадежность банковской системы, отсутствие гарантий прав собственности, макроэкономическую несбалансированность, неравные условия конкуренции, произвол чиновников и др. Следовательно меры, направленные на борьбу с оттоком капитала должны быть не столько запретительными, административными, сколько сугубо экономическими. По сути это и есть весь комплекс мероприятий данной стратегии. Необходимо учитывать, что существенная часть вывоза капитала связана не с капитальными, а с текущими операциями. Создание же эффективной системы защиты от бегства капитала не по капитальным, а по текущим статьям платежного баланса практически невозможно без существенного ограничения свободы торговли или введения прямого контроля в самих компаниях. Борьба с оттоком капитала в мире в основном сводится к антикризисным мерам, защите национальной валюты и, следовательно, контролем по движению средств по капитальным статьям.

В связи с этом в кратчайшие сроки необходимо радикально улучшить инвестиционный климат, создать условия, которые бы способствовали пробуждению предпринимательской инициативы, добиться снятия искусственных ограничений, которые мешают ее раскрытию. Для этого необходимо на деле гарантировать право частной собственности, обеспечить равные условия конкуренции и создать надежные механизмы противодействия процессам монополизации рынков. Среди мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, особое значение также имеют дерегулирование экономики и формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, включая надежные финансовые учреждения. Вывозя капиталы за рубеж, помещая их в надежные банки, или осуществляя легальные вложения в какие-либо активы, собственники готовы платить налоги, включая налоги на приобретаемое там имущество и др. Следовательно, составной частью мер по улучшению инвестиционного климата и созданию условий, при которых капитал оставался бы в России, является налоговая реформа, заключающаяся в первую очередь в упрощении всей налоговой системы и снижении налогового бремени до уровня, который обеспечивает преимущества инвестирования в российскую экономику. Соответственно необходима реформа бюджетной политики, которая должна соответствовать масштабам налоговой реформы и заключаться в значительном сокращении обязательств государства до уровня, обеспечивающего бездефицитность бюджета. Все вышеназванные направления невозможны без реформирования органов государственной власти, в первую очередь, судебной системы, правоохранительных органов, исполнительной власти. Конкретный перечень мер по каждому из указанных направлений имеется в соответствующем разделе данной Стратегии.

В общих чертах указанные меры включают следующее. Так для защиты прав собственности в первую очередь необходимо принятие законодательства, исключающего возможность нецивилизованной национализации с установлением четких правил ее инициирования и процедуры проведения, включая компенсации владельцам собственности. Кроме того, необходимо:

- усовершенствование механизма государственной регистрации прав на объекты недвижимости посредством введения полной имущественной ответственности государства перед добросовестным приобретателем в случае признания ничтожной сделки;

- обеспечение гарантий прав миноритарных акционеров, ужесточение ответственности за нарушение этих прав, обеспечение миноритарным акционерам права доступа к информации о деятельности предприятий;

- ужесточение контроля за сделками с аффилированными лицами;

- легализация института независимой оценки;

- ускорение перехода к международным стандартам бухгалтерского учета, обеспечение раскрытия информации о финансово-хозяйственной деятельности в акционерных обществах и о структуре акционеров;

- законодательное ограничение возможности осуществления крупных сделок, размывания уставного капитала, вывода активов и реорганизаций в нарушение прав акционеров и кредиторов.

Дерегулирование экономики предполагает:

- снижение «барьеров входа» на рынок, упрощение процедуры регистрации бизнеса «в одном окне» в короткие сроки, достаточные для проверки подлинности предъявленных документов, введение единого порядка лицензирования на всей территории страны, минимизация контроля и проверок, в особенности на региональном уровне;

- максимальное разделение функций лицензирующих и контролирующих органов в нефинансовом секторе экономики;

- минимизация числа подзаконных актов, устранение двойственности их толкования;

- упрощение налоговой системы;

- реформирование таможенного законодательства: снижение средней ставки тарифа, укрупнение номенклатуры товарных групп, отмену регулирующих функций таможенных органов;

- продолжение процесса приватизации, максимальный уход государства от участия в хозяйственном обороте;

- развитие саморегулируемых организаций, в рыночных условиях замещающих ряд существующих государственных институтов.

Обеспечение равных условий конкуренции требует принятия следующих мер:

- резкого сокращения (отмены) всех ранее выданных льгот, в первую очередь – налоговых и ценовых;

- приведения в соответствие региональных нормативных актов федеральному законодательству.

- недопущения искусственной монополизации рынков, ужесточения санкций за нарушение положений антимонопольного законодательства;

- снижения степени влияния руководителей естественных монополий на процесс принятия решений;

- устранения препятствий для банкротства неэффективных предприятий

Налоговая реформа включает в себя следующие мероприятия:

- поэтапное снижение номинального налогового бремени: ликвидацию всех налогов с оборота, значительное снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, переход к ставкам налогообложения прибыли, добавленной стоимости и личных доходов, соответствующим международным стандартам, существенное снижение импортных и, впоследствии, экспортных пошлин (вплоть до ликвидации);

- упрощение налоговой системы: снижение числа налогов, установление их исчерпывающего списка в Налоговом кодексе;

- создание равных условий для всех налогоплательщиков путем отмены большинства налоговых льгот;

- улучшение налогового администрирования.

Реформа бюджетной политики предусматривает в первую очередь переход к бездефицитному исполнению бюджета с целью создания эффективного сигнала о макроэкономической политике Кроме того сигналом для бизнеса должно стать сокращение номинальных государственных обязательств, до уровня, который может быть обеспечен доходной частью бюджета. Для этого необходимо включение в бюджет всех существующих обязательств государства, не подлежащих отмене, или приостановке, прозрачность отчетности об исполнении бюджетов всех уровней. Более подробно направления реформирования бюджетной политики, а также направления реформирования государства, и других перечисленных выше мер по прекращению оттока капитала даются в соответствующих разделах Стратегии.

Важным фактором для борьбы с утечкой криминального капитала должна стать более полная кооперация России с соответствующими зарубежными органами (Интерполом, национальными организациями по борьбе с организованной преступностью). Россия должна принимать более активное участие в глобальном решении проблемы регулирования деятельности мировых оффшорных зон. Необходимо также вернуться к пересмотру сути соглашений об избежании двойного налогообложения с оффшорными зонами.

Улучшение инвестиционного климата в стране будет способствовать не только сокращению масштабов оттока капитала, но и репатриации российского капитала, ранее вывезенного из страны. Более того, в этих условиях будет возможно принять меры по легализации экспорта капитала для законопослушных предприятий и граждан, в том числе через особые инвестиционные фонды, российские долговые расписки и пр. Экспорт капитала – нормальный экономический процесс, по определению подлежащий регулированию и, таким образом, не представляющий угрозы для национальной экономики. При этом будет необходимо упростить процедуру репатриации прибыли из страны, сделав ее прозрачной для контролирующих органов.

Строго говоря, борьба с оттоком капитала, не является самоцелью. Масштаб оттока капитала является индикатором «правильности» экономической политики государства. По сути вся разрабатываемая Стратегия долгосрочного развития и является «мерами по предотвращению оттока капитала».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: