Центр тяжести в аграрной политике должен быть сконцентрирован на формировании развитых агропродовольственных рынков, их адекватном регулировании с целью поддержания надежного продовольственного обеспечения страны, повышения уровня доходов сельского населения и сохранения природных ресурсов для аграрного производства
Основными задачами аграрной политики для обеспечения гарантированного продовольственного обеспечения населения страны являются:
формирование конкурентных и эффективных рынков агропродовольственной продукции, создание правовой и институциональной инфрастуктуры для их функционирования, защита от недобросовестной конкуренции и неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков;
разработка механизмов обеспечения продовольственной помощи регионам страны, оказавшимся в экстремальных ситуациях. Регламентация процедуры оказания такой помощи для избежания злоупотреблений;
создание системы обеспечения гарантий качества продовольствия, поступающего на внутренний рынок. Жесткий контроль над технологиями по всей продовольственной цепи – от поля до розничной реализации, а также контроль над качеством импорта;
|
|
создание правовой регламентации деятельности исполнительной власти по получению и распределению продовольственной помощи;
Формирование общих условий повышения эффективности производства в АПК, доходов сельского хозяйства является:
повышение технологического уровня аграрного производства и поддержание внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий путем поддержки соответствующих исследований и внедрения системы консультирования в сельском хозяйстве;
создание земельного кадастра и системы мониторинга состояния земельных ресурсов, контроль за сохранение наиболее продуктивных сельскохозяйственных угодий для аграрного производства.
Для эффективного проведения агропродовольственной политики в федеральном государстве, каковым является Россия, необходимо рациональное распределение функций федеральной и региональной уровней властей. В области агропродовольственной политики федеральная власть должна обеспечивать общие условия функционирования для всех субъектов агропродовольственных рынков и их единство на всей территории страны, вводить рамки для деятельности региональных властей в области АПК, вести международные переговоры, оказывать продовольственную помощь регионам в экстремальных условиях.
В этой связи представляется целесообразным сконцентрировать усилия федерального правительства в области агропродовольственной политики на решении следующих задач:
|
|
· Обеспечение единства агропродовольственных рынков в стране:
установление режима беспрепятственного перемещения товаров, услуг и ресурсов по всей территории страны;
формирование единой антимонопольной политики в секторе;
поддержка формирования и регулирование организованных рынков, обслуживающих общегосударственный оборот агропродовольственной продукции (межрегиональных бирж, оптовых рынков, аукционов);
· Обеспечение продовольственной безопасности страны:
создание страховых запасов базовых агропродовольственных продуктов;
оказание продовольственной помощи отдельным территориям, оказавшимся в зоне чрезвычайного продовольственного положения:
получение продовольственной помощи от других государств и оказание продовольственной помощи другим государствам;
поставка продовольствия на территории, обеспечение продовольствием которых на коммерческой основе затруднено.
· Проведение структурной политики (выбор общенациональных приоритетов в области агропродовольственного сектора и обеспечение их реализации механизмами налоговой, внешнеторговой, инвестиционной политики)
· Проведение внешнеторговой политики в области агропродовольственных товаров и ресурсов для АПК:
поддержка экспорта отечественной продукции (информационная, инфраструктурная, финансовая и проч.);
ведение переговоров с международными торговыми организациями, подписание межгосударственных торговых соглашений и т.п.;
регламентация зарубежных инвестиций в агропродовольственный сектор;
· Проведение единой земельной политики:
разработка общих принципов земельной политики в сельском хозяйстве (разрешенные формы земельных титулов, прав по распоряжению земельной собственность, разделение земель на федеральные и субъектов федерации, принципы земельного налога и т.п.);
ведение общегосударственного земельного кадастра;
ведение единой системы регистрации недвижимости (в том числе и в сельском хозяйстве);
· Проведение единой технологической политики в отрасли:
поддержание элитного семеноводства и племенного дела в стране;
установление единых государственных стандартов в АПК;
формирование и осуществление государственных целевых программ, обеспечивающих либо развитие приоритетных подотраслей, либо развитие сфер АПК, в которых рыночные механизмы оказываются неэффективными (например, производство детского питания), либо определяющих технологический прогресс в секторе;
формирование и финансирование программы фундаментальных исследований в аграрной науке, определяющих технологический прогресс в отрасли;
формирование кадровой политики в отрасли (системы подготовки и переподготовки кадров, регулирование межстрановой трудовой миграции в сельскую местность и проч.)
· Информационное обеспечение АПК
создание и поддержание единой государственной системы информационного обеспечения агропродовольственного рынка;
обеспечение полного отражения федеральной аграрной политики в общенациональных средствах массовой информации;
пропаганда отечественной продукции и технологий за рубежом.
· Проведение единой кредитной политики:
обеспечение равного доступа субъектов рынка к государственным кредитным ресурсам для сельского хозяйства (но не равного распределения этих ресурсов).
· Разработка единой системы бухгалтерского и статистического учета в отраслях АПК.
· Осуществление общегосударственных контрольных функций в отрасли (ветеринарный, технический контроль, контроль в семеноводстве и племенном деле и проч.).
· Контроль над соблюдением федерального законодательства в области АПК.
Отнесение вышеперечисленных задач к функциям федеральной власти означает, что региональные власти не вправе брать на себя их реализацию. Так, контрольные функции должны финансироваться исключительно за счет федерального бюджета и установление ограничений на перемещение продукции на основе региональных фитосанитарных норм недопустимо и т.д.
|
|
С другой стороны, федеральная власть не должна осуществлять задачи по организации сезонных работ в сельском хозяйстве, регламентированию программ социальной поддержки населения или обеспечения занятости в сельской местности отдельных территорий (если это не территории чрезвычайного положения).