В жизни любого творческого коллектива, будь-то студенческого театра, танцевальной или хоровой студии, команды КВН, оркестра, по мере приобретения определенного опыта и появления успехов нередко возникает желание зафиксировать имеющиеся результаты на кинопленке или видеокассете. Так было, например, у аматоров знаменитого театра МГУ, КВН 60-х годов (Московского физтеха, Московского инженерно-строительного института), 80-х годов (Одесского университета, Московского химико-технологического института им. Д.Менделеева), конца 90-х и начала 2000-х годов (Харьковского авиационного института, Ереванского мединститута, команды «Квартал 95» и др.). Не стал исключением и коллектив «Березки», хотя справедливости ради надо отметить, что первые пробы самодеятельных съемок осуществляли хотя и участники ансамбля, но в связи с подготовкой к … институтскому КВН. Тогда знаменитое «трио» РазМогКуз (Разинский, Могилянский, Кузнецов) естественного факультета решило заснять на железнодорожном вокзале прибытие в Херсон группы известных литературных героев (Остапа Бендера, Паниковского, Попандопуло), облаченных в соответствующие наряды и парики. Все было бы ничего, но камера начинающих киношников случайно «зацепила» литерный состав, стоявший на запасном четвертом пути станции. Увы, этот факт не прошел мимо наблюдательных и бдительных сотрудников спецслужб. И съемочной бригаде пришлось писать объяснительные и убеждать чекистов, что никак не хотели разглашать государственные секреты. Чтобы погасить возникший скандал, пришлось не только вырезать с пленки некоторые ненужные кадры, но и просить поручиться за креативных киношников и ректорат, и общественные организации ХГПИ. Впрочем, урезанный кинорассказ, несмотря на все неприятности, получил хорошую оценку жюри и только подтолкнул ребят к дальнейшей кинодеятельности, результатом которой явился фильм «Будни ансамбля «Березка». Сценарий написал Саша Разинский. Он же придумал все мизансцены. Съемку производили руководители кинокружка областной станции юных техников братья Бейдеры, Миша и Юра (кстати, Миша был студентом-заочником филологического факультета). Фильм снимали на 16-миллиметровую пленку. Съемки производились в помещении малого спортивного зала ХГПИ, размещавшегося в старой церквушке возле главного корпуса института, у входа в областную станцию юных техников (пр.Ушакова, 27), во дворе старого корпуса института по улице Перекопской. Основные роли исполняли активнейшие участники ансамбля «Березка» 1968 года: А.Разинский (режиссер), С.К Москвичев (Карузо), В.Г.Чарнецкий и В.П.Берман (сиамские близнецы), Г.Везумский (главный исполнитель женских ролей), С.Могилянский (Моргунов), Ю.Соколов (мим-красавчик), А.Кузнецов (носильщик камеры), А.Граф (танцор с конфеткой), А.Балацкий (покупатель подарков). Фильм состоял из пяти взаимосвязанных частей: 1) до праздника 8 марта еще неделя; 2) до праздника остался 1 день; 3) первая и последняя репетиция; 4) покупка подарков; 5) преступление и наказание. Демонстрация фильма осуществлялась с помощью узкопленочного учебного киноаппарата «Украина» и сопровождалась музыкальной импровизацией тапера (Ю.Соколова). Повторяли показ мы несколько раз: в 1975-ом году, в 1990-м, 2000-м. Незадолго пред 40-летием «Березки» Геннадий Лукив переснял фильм с кинопленки на видеокассету, дополнив его удачным музыкальным сопровождением – мелодией из кинофильма «Двенадцать стульев». И фильм зазвучал совсем по-иному. Эту оценку подтвердили ребята из израильского филиала «Березки», которым мы переправили соответствующую кассету и, особенно, главный оператор Миша Бейдер, который увидел озвученный вариант своего фильма спустя 32 года.
|
|
|
|
Положительная реакция зрителей на премьере фильма «Будни ансамбля «Березка» в 1968 году, последовавшие вслед за этим восторженные отзывы студентов и сотрудников вдохновили авторскую группу на создание еще нескольких юмористических фильмов. Первым из этих «шедевров» появился детектив «Агент 007», который снимали на крыше девятиэтажного жилого дома на углу улиц Комсомольской и переулка им. Доры Любарской (напротив нового здания городского роддома №1). В фильме было много необычных трюков, связанных с погоней детективов за агентом, яркие драки, и падение беглеца с крыши с последующим бегством от преследователей. Те, кто видел сцены погони в «Агенте 007», невольно вспоминали кадры из фильма Л.Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в которых герой актера Смирнова гонялся за Шуриком. Несомненный колорит «Агенту 007» придало участие в съемках Толи Кузнецова, осваивавшего элегантное передвижение на костылях, и массивного Алика Шапиро, который демонстрировал оголенный торс на заснеженной январской крыше. Под стать им были и другие исполнители, в числе которых, наконец, оказался Леня Громов, доселе скептически относившийся к любимому жанру Чарли Чаплина и к нашим поискам в этой области.
Сегодня, спустя годы, можно признаться, что суета на крыше и внутри строящегося девятиэтажного дома МВД была подмечена будущими жильцами, приходящими смотреть за ходом строительства, так и сотрудниками (врачами, акушерами, нянями) нового городского роддома. Мало того, что в воскресные дни, когда мы появлялись на улице Комсомольской с аппаратурой, нам задавали вопрос: «А что вы, ребята, тут делаете?», «А кто вам разрешил здесь находиться?» Самым неожиданным для съемочной группы оказалось то, что однажды, как только мы появились возле стройки, нас встретила группа медработников в белых халатах с бутылкой «Шампанского» и букетом цветов, прибывшая по случаю рождения в новом роддоме юбилейного пятисотого ребенка. Не знаю, каким боком мы имели отношение к появлению на свет малыша (возможно акушеры считали, что мы сверху видели этот процесс, а, может, ожидаемые родственники заметно опоздали), но по глотку полусладкого напитка мы употребили и приступили к завершению съемок.
За «Агентом 007» последовал фильм «Рамзес 12», который снимали в помещении старого одноэтажного здания институтской бухгалтерии (его окна выходили на улицу Пестеля, и размещалось это здание во дворе ХГПИ между корпусом библиотеки и актовым залом). Вначале попасть в актерскую группу изъявили желание практически все из учившихся в 1969-м году в институте членов «Березки» (и Везумский Г., и Кузнецов А., и Федулов В., и Балацкий А., и Прокопец В.). Но поскольку имеющийся сценарий был не столь интересен, вскоре желание сниматься у некоторых ребят пропало. Помнится, что кто-то из участников принес на съемки большой рулон «конфетной оберточной ленты», которую использовали в качестве материала для сценических костюмов (из метра ленты получался головной убор, очень напоминающий облачение древних египтян). Снятые кадры мы, конечно, же, посмотрели, обсудили. Но до официальной премьеры дело не дошло: портить впечатление о киношной группе демонстрацией спорного по качеству произведения не хотелось, к тому же нужно было еще доснимать отсутствующие титры. Когда ж желание доработать незаконченный фильм у нас, наконец, возникло, выяснилось, что пленка затерялась. К сожалению, найти ее так и не удалось. Жалко, но что поделаешь!
|
|
Готовясь к одному из концертов «Березки» в конце 60-х годов, творческая группа киношников предложила отказаться от игрового кино, но зато использовать эффекты чешского театра «Латерна магика», в котором видеоряд на экране синтезируется с реальными предметами на сцене. Идея понравилась, и на очередном концерте в канун 8 Марта на экране показали автомобиль С.К.Москвичева, в который уселся добрый десяток улыбающихся пассажиров, затем в кадре появилось вращающееся колесо машины, после чего на сцену въезжал большой автомобильный скат и опускался с грохотом на пол. А вместе с ним на сцене появлялись все те участники «Березки», которые до этого плотно утрамбовались в салоне автомобиля. Звучали аккорды, и в зал полилась песня… Ход был неожиданным для зрителей, поэтому в зале восприняли такое начало настороженно, но с интересом. Как следствие – аплодисменты, возгласы одобрения.
Попытки обращаться к кино продолжались и в последующие годы. Так, в начале 70-х годов пополнение «Березки» с общетехнического факультета (Александр Бабанин, Владимир Волков, Геннадий Звонарев, Леня Мизиковский), которые вместе с филологом Юрий Соколовым были поклонниками рыбалки в ериках низовья Днепра, решили обойтись своими силами и снять шуточный фильм «Рыбалка». Будучи неплохими исполнителями миниатюр, киношники отразили на экране ряд комических ситуаций, связанных с нарушением технологии рыбной ловли, неграмотным управлением моторной лодкой, дилетантскими действиями при приготовлении рыбацкой ухи и т. п.
|
|
Фильм показали на концертах «Березки» практически один раз. Зрители приняли его тепло, заслуженно оценили удачные эпизоды. Но поскольку круг создателей картины был небольшим, после окончания ребятами учебы в ХГПИ, фильм «Рыбалка» был несколько забыт, тем более, что ни Саша Бабанин, ни Юра Соколов, которые были активными участниками многих юбилейных концертов «Березки», не напоминали о своем киношном творчестве начала 70-х годов.
Весомым оказалось обращение к кино в канун подготовки «Березки» к своему 25-летнему юбилею в 1985 году. Тогда возникла идея снять фильм «Музей «Березки»»… Работу над картиной возглавили А.Разинский и Г.Зинчин, которые к тому моменту стали ведущими сотрудниками дома учителя. Сценарий написал Саша, съемки осуществлял Григорий. Большая часть сцен снималась в здании дома учителя на улице Суворова, преимущественно в выходные дни, когда была возможность собрать без проблем всех исполнителей для реализации задуманного в сценарии, а затем пообщаться «за рюмкой чая» в каком-нибудь уютном кафе. Основными героями фильма были знакомые персонажи из предыдущих фильмов «Березки» (Карузо-Москвичев, сиамские близнецы – Берман и Чарнецкий, лектор – Громов, Моргунов – Могилянский, главный исполнитель женских ролей – Везумский, мим-красавчик Соколов, тяжелоатлет – Сорин, продюсер – Коган, носильщик камеры и осветитель – Кузнецов). К съемкам привлекались также представители молодого пополнения Сережа Немченко, Саша Кравец, Миша Паличев. В фильме было немало комедийных «приколов»: игра Саша и Сережи в шахматы за теннисным столом с пингпонгной сеткой; обнаружение Зинчиным в ведре во время стирки своей майки живой … тараньки; неудачная сдача пустых бутылок в пункт приема посуды Сеней Могилянским. Спускаясь по ступенькам в подвал с авоськой, в которой были пустые коньячные поллитровки, Сеня оступился и присел на разбитую бутылку. Первая помощь была ему оказана сразу же (благо в аптечке дома учителя имелась «зеленка»), после чего тучному Семену пришлось сокрушаться: «Ребята! Я все понимаю, но как я объясню супруге следы «зеленки» на ягодице?».
Замечу, что картину «Музей «Березки»» видели преимущественно горячие поклонники ансамбля из ХГПИ. А вот следующий фильм, в съемках которого принимала участие другая группа участников «Березки», состоящая из студентов инженерно-технологического факультета, представленных в театре «Буфф-ателье» во главе с Олегом Кравцом, видели не только в педине. Речь идет об известном детективе «Амэрикэнбой» с Александром Песковым и Юрием Назаровым. Там ребята самозабвенно изображали музыкантов, «лабающих блюз» в центральном городском ресторане «Фрегат».
Последнее кинопроизведение было создано в 2002 году. Начальные кадры снимались в Херсоне в кабинете ректора Юрия Ивановича Беляева, который «давал специальное задание» декану факультета физико-математических наук и информационных технологий В.П.Берману, выезжавшему с трехнедельной миссией в солнечный Израиль. Вторую часть намеченного фильма предполагалось снимать на Земле обетованной в пригороде Иерусалима, куда по договоренности съехались на два дня съемок представители израильского филиала «Березки». В 2002 году в филиал входили активисты среднего поколения ансамбля А.Разинский, С.Могилянский, И.Коган, Г.Зинчин, А.Кравец, А.Изнюк, а также молодежь, проявившая себя в 90-е годы: Вахтанг Ценсадзе, Влад Водянский, Александр Антупицкий.
Нужно признать, что ребята подготовились к съемкам достаточно солидно в плане оригинального построения сценария, и в плане разнообразия костюмов: на съемочной площадке присутствовали и уличный слепой музыкант (А.Кравец), и упрямый бедуин с курой на голове (С.Могилянский), и богобоязненный раввин (Г.Зинчин), и солдат срочной службы Вооруженных Сил Израиля (В.Водянский), и таинственная незнакомка (А.Разинский). Конечно, некоторые «повороты» в сценарии были спорными, а времени на их изменение у группы отсутствовало. Поэтому после окончания съемок состоялся «общий разбор полетов», во время которого решили завершить фильм песней «Педін – наш рідний дім», которую вместе с Виктором Петровичем под аккомпанемент Саши Кравца пели все киношники израильского филиала «Березки».
«Полуфабрикат» фильма был привезен в Херсон, к нему подготовили титры, после чего показали на праздничном вечере, посвященном Международному женскому дню вместе с видеороликом «Будни ансамбля «Березка»».
На съемках фильма «Место встречи изменить нельзя» | |||||
|
|
Надо признать, что как первое, так и последнее кинопроизведение «Березки» содержали немало удачных «прикольных» кадров, вызывающих смех зрителей. И все-таки интерес к цветному израильскому варианту объяснялся скорее тем, что зрители ХДУ получили возможность увидеть на экране своих пединовских кумиров в новой, незнакомой ситуации.
Определенным подтекстом служили слова, прозвучавшие на украинском языке на фоне символического флага филиала:
Нас чудово з’єднав інститут.
Ми були його гордість і слава.
Нас навчили творити ось тут.
Для жінок ми зробили чимало.
Педін – ти наш любимий дім.
Педін – ти в серці лиш один.
Педін – єдиний наш пароль.
Педін – ти наша перша роль.