Понятие об архитектурном ансамбле

План

1 Особенности эстетики массового жилища.

2 Требования, предъявляемые к архитектурно-планировочной структуре жилой территории.

3 Понятие об архитектурном ансамбле.

4 Ансамбль, как высшая цель, к которой направлена формообразующая деятельность архитектора.

5 Пространственная структура ансамбля.

Эстетика массового жилища обладает рядом присущих ей особенностей. В архитектуре жилища при решении художественных задач необходимо учитывать взаимодействие сложного комплекса факторов. К ним относятся: социальная необходимость, потребительские и эксплуатационные качества, природно-климатическая обусловленность, экономика, современная техника и технология производства. В полноценном объекте жилищного строительства каждый из этих факторов должен быть решен на самом высоком уровне современных знаний и требований. Прежде всего архитектура жилища – это повседневно окружающая человека среда, которая должна быть гармоничной, ненавязчивой, обеспечивающей психо-физиологический комфорт. Она должна как можно полнее учитывать природное окружение, быть адаптирована к региональным условиям, национально-бытовым традициям, а также сложившемуся масштабу и колориту города и увязана с сопутствующими ей массовыми общественными зданиями. Соблюдение этих требований – один из важнейших критериев оценки не только функциональных, но и эстетических достоинств застройки.

На основе упорядоченности градостроительных систем можно создать гармоничное, обладающее определенным уровнем эстетических качеств окружение. В современном градостроительстве архитектурно-художественный замысел подчиняет себе не отдельный объект – здание, а организованную систему из многих объектов, ансамбль [44].

Архитектурный ансамбль – эта система зданий, сооружений и открытых пространств, закономерно организованная в соответствии с потребностями, мировоззрением, эстетическими ценностями общества и воплощающая художественный образ. Ансамбль – высшая цель, к которой направлена формообразующая деятельность архитектора. В создании архитектурных ансамблей архитектура и градостроительство соединяются воедино, градостроительство становится градостроительным искусством.

Наиболее важное, универсальное свойство ансамбля – единство художественно-образного выражения. Форма ансамбля должна обладать не только признаками единства, но и многообразием. Таким образом, основной принцип архитектурного ансамбля – многообразие в пределах единства.

Группы сооружений, которые закономерно организованы по функциональным, технико-конструктивным и формально-эстетическим признакам, но не обладают художественной образностью, называют комплексами. Комплекс может быть целесообразно сформирован, гармоничен, однако он не несет идейного содержания, воплощенного в художественном образе.

Разница между комплексом и ансамблем не в типе организации – в качестве. Так, множество жилых микрорайонов имеет хорошую функциональную организацию и определенный уровень эстетической ценности, но не обладает художественной образностью. Их относят к категории комплексов.

Ансамбль не только объединяет группу сооружений и организованных пространств, но и распространяет свое влияние вовне, за пределы своих физических границ.

Ансамбли, закономерно размещенные на территории, могут всю ее подчинить своему художественно-образному воздействию. Тогда крупная часть города или даже весь город начинают восприниматься как целостность, обладающая признаками ансамбля. Примером может служить историческое ядро Петербурга, включающее материковую часть между Невой и рекой Фонтанкой, восточную часть Васильевского острова, южную часть Петроградской стороны.

Архитектурные ансамбли существуют не изолированно; они всегда входят составной частью в обширную пространственную систему (городского района или города в целом) и существуют как части этой системы.

Пространственную структуру ансамбля, на основе которой складывается образ, определяет функция. Выделяют семы: линейную, развернутую вдоль главного направления движения людских масс; замкнутую, создающую обрамление для концентрации людей и деятельности, своего рода зал под открытым небом; открытую, при которой пространство как бы «обтекает» свободно стоящее посредине главное сооружение или группу построек. Кроме перечисленных архитектурный ансамбль может формироваться как система взаимосвязанных пространств, как бы «переливающихся» одно в другое.

Ансамбли, имеющие линейную пространственную структуру, приобрели значение для центров современных городов, которым присуща динамичность деятельности. Линии движения, вдоль которых распространяются различные функции, становятся основой структуры; такие ансамбли, как правило, создаются открытыми для дальнейшего роста, отвечающего увеличивающимся потребностям городского организма (пр. Красноярский рабочий г. Красноярска).

Главные свойства замкнутой пространственной структуры – отсутствие сквозных перспектив, целостность нерасчлененного главного пространства ансамбля, организация проездов по его сторонам. В современной практике мощные потоки транспорта делают затруднительным создание замкнутых структур. Застроенные по периметру площади иногда получаются настолько обширны, что уже не воспринимаются как замкнутые. Достичь замкнутости пространства возможно, если проезды вынесены вовне¸ и площадь сформирована как пешеходный остров, «омываемый» потоками транспорта. Подобный характер присущ для торговых и культурных центров в некоторых городах Западной Европы и США.

Третий тип структуры – открытый, при котором единое пространство «обтекает» свободно поставленные посреди него объемы. Основу эстетического эффекта замкнутых структур определяют соотношения пространства и ограничивающих его поверхностей, в открытых композициях, образованных свободно поставленными объемами, эстетический эффект определяется соотношениями объемов и их формой.

Системы взаимосвязанных пространств лежат обычно в основе композиции современных жилых комплексов. Каждая часть такого ансамбля воспринимается в зрительной связи с соседними, в единстве с ними. Однако вся система, как правило, не может быть воспринята с одной точки зрения. Представление о композиции в целом складывается постепенно, из последовательно накапливаемых впечатлений, возникающих при движении через комплекс. Связи между частями находят выражение в сквозных перспективах. Здания, ограничивающие пространство, воспринимаются в своей объемности. Организация формы должна подчиняться закономерностям восприятия пространства, объема и плоскости в их взаимодействии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: