Основные представители: У. Мак-Дугалл и Э. Росс.
Основные положения: социальные установки, инстинкты, импульсы, стремления.
Суть инстинктивизма: ключевым фактором, определяющим социальное поведение человека и социальной группы являются инстинкты.
Методология – психологический инстинктивизм, согласно которому бессознательные влечения и инстинкты рассматриваются в качестве главной движущей силы человеческого поведения.
Предмет социологии - изучение неосознанных инстинктов, стремлений и импульсов, движущих социальные поступки.
У. Мак-Дугалл (1871-1938), английский исследователь, считается основателем инстинктивизма.
Основные положения его теории:
Социология – часть психологии, надстраивается над ней.
Личность – ее природа – социально-психологическая. Основным импульсом поведения выступают неосознаваемые инстинкты. Из более 18 базовых инстинктов доминирующую роль в характере человека выполняет инстинкт-ЭГО.
Инстинкты человека связаны с его эмоциями.
Родительский ® с нежностью.
|
|
Бегства ® с самосохранением.
Драчливости ® со страхом и гневом.
Любопытства ® с удивлением.
Строительства ® с созиданием.
Репродуктивный ® с сексуальной ревностью.
Инстинкты определяют те или иные социальные процессы и организации.
Так, инстинкт стадности (самый важный) проявляется в различных формах социальной организации и социальных группах: семьи, свободного досуга, образовании толпы, демонстрации, росте городов.
Войны возникают в результате инстинкта драчливости. Религия – следствие любопытства и инстинкта самоуничтожения, а капитализм возник под воздействием инстинктов скупости и стяжательства.
Другой представитель инстинктивизма в социологии – Эдвард Росс (1866-1951). Находился под сильным влиянием Смолла и Уорда. Вошел в историю американской социологии как создатель психологической концепции социального порядка и контроля, в основе которого лежат соответствующие инстинкты.
Основной тезис: «Человек инстинктивно испытывает потребность в лучшем порядке, чем тот, которого он может достичь».
Что изучает социология? Ее предмет составляет изучение социальных процессов, как результата взаимодействия социальных групп и индивидов, обусловленных инстинктивными импульсами.
Социальный порядок – отсутствие враждебных социальных столкновений, где притязания социальных групп удовлетворяются в соответствии с установленными правилами. Порядок устанавливается за счет определенного «социального пожертвования» индивида или социальной группы во имя общественных интересов. Это закон существования общества. Человек испытывает потребность в защищенности, поэтому он испытывает постоянную потребность в стабильности и лучшем порядке.
|
|
Обратной стороной этой потребности является чувство угрозы своему благополучию, неуверенности, требующей социального контроля.
Социальный контроль – это преднамеренное влияние общества на поведение человека с целью стабилизации и воспроизводства господствующей системы. Рычагами социального контроля выступают страх наказания, собственная выгода, общественное благо. Росс разработал цепь социального контроля, состоящую из следующих звеньев:
• Установки индивида, его готовность реагировать на социальные ценности (позитивно, негативно), т.е. ориентация.
• Ценности. Общепринятые в данной социальной системе образцы, как мера оценки. Ориентация личности или группы относительно какой-либо сферы деятельности или поведения в целом.
• Нормы – правила, ожидания и стандарты поведения в сфере взаимодействия людей.
• Санкции – социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.
Цепь социального контроля:
Установки → ценности → нормы → санкции.
Суть цепи: установки ориентируют на ценности, которые служат для обоснования норм, нормы основывают санкции.
Типы механизмов контроля:
1. Внутренний – этический, основанный на развитом чувстве ответственности.
2. Внешний – политический, основанный на силе, авторитете. Использует аппараты воздействия: законодательство, образование, суды.
Типология повиновения:
1. Лично-неофициальное повиновение, основанное на согласии, которое возникает в результате личных ценностных ориентаций.
2. Безлично-официальное повиновение, формируется двумя противоборствующими силами: социальной дифференциацией (дезорганизованный порядок и согласие) и контролем (обеспечивает общественный порядок). Ориентировано на большие массы.
Задача социологии состоит в том, чтобы путем изменения содержания и направленности психических процессов, т.е. внутренних установок индивида, содействовать индивидуальному порядку, устанавливать гармонические внутренние и внешние отношения социальных групп и институтов, т.е. способствовать социальному порядку.
7. Значение инстинктивизма в социологии:
Инстинктивизм обратил внимание на человека и такие важные стороны его психики, как: установки, инстинкты, чувства, интересы, привычки – влияющие на его поведение.
Недостатком этого направления является абсолютизация психологических свойств личности и подмена социологического подхода к общественным процессам психологическим инстинктивизмом.