Кадровое обеспечение муниципального управления
Роль и значение кадрового обеспечения муниципального управления
Кадры муниципального управления — это совокупность работников, профессионально выполняющих функции муниципального управления или способствующих их осуществлению, а также обеспечивающих управление муниципальным хозяйством.
Квалификация кадров, понимание работниками своих задач и отношение к делу являются решающими факторами эффективности муниципального управления. В органах местного самоуправления работает много специалистов высокой квалификации, с большим опытом в своих сферах, но воспитанных в старых традициях административно-командной системы. Они не воспринимают собственную деятельность как специфическую муниципальную управленческую деятельность и используют в своей работе подходы, характерные для управления хозяйственными структурами (ориентированными на максимизацию дохода или прибыли) или структурами государственного управления. Причины такого положения дел — это прежде всего недолгая история муниципального управления в России и несовершенная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров.
|
|
Основной костяк кадров муниципального управления составляют муниципальные служащие. Здесь рассматриваются требования, предъявляемые к муниципальным кадрам, и вопросы обеспечения органов местного самоуправления кадрами, отвечающими этим требованиям.
Кадры муниципального управления входят в более широкую категорию «кадры управления», профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций по управлению социально-экономическими процессами. По существующей классификации кадры управления подразделяются на три группы в соответствии с участием в подготовке, принятии и реализации управленческих решений:
♦ руководители;
♦ специалисты;
♦ вспомогательно-технический и обслуживающий персонал. Конкретный состав кадров администрации муниципального образования определяется ее штатным расписанием.
С учетом занимаемой должности предметом деятельности муниципального менеджера может быть выполнение собственно управленческих (руководящих), исполнительских и контрольных функций в различных соотношениях.
Требования к муниципальным кадрам
Требования к уровню знаний, умений и навыков муниципальных служащих зависят от занимаемой должности и выполняемых функций.
Муниципальные должности в соответствии с реестром должностей подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие (см. главу 1). По выполняемым функциям муниципальные служащие могут быть отнесены к низовому, среднему и высшему звену управления (табл. 8.3.1).
|
|
Таблица 1 Функции различных групп муниципальных служащих
С учетом выполняемых функций к муниципальным служащим предъявляются следующие требования.
Низовое звено — знание конкретной сферы деятельности специалиста, методов подготовки и принятия управленческих решений, способов мотивации труда, психологии, умение ослаблять напряжение, в том числе вызванное решениями руководства.
Среднее звено — знание научных методов управления, общего менеджмента, специальных экономических и управленческих наук, владение практическими инструментами и методиками, знание социально-психологических методов управления, аналитические навыки.
Высшее звено — умение предвидеть и оценить ситуацию, а также перспективность того или иного дела, гибкость и адаптивность к изменениям внешней среды, обладание качествами лидера, новаторское мышление, владение инструментами стратегического и инновационного менеджмента, знания по общим, экономическим, специальным и конкретным муниципальным наукам, навыки консультирования, социально-психологические и другие навыки.
Можно сказать, что чем выше занимаемая должность, тем более значительную роль в деятельности муниципального менеджера играют управленческие и экономические знания и тем меньше значение технических знаний и навыков.
Специфика и содержание управленческого труда в системе муниципального управления определяют требования не только к соответствующим профессиональным знаниям, навыкам и интеллектуальным способностям, но и к личностным качествам муниципального служащего.
Рис. 2. Современные требования к муниципальному менеджеру
К числу ключевых интеллектуальных способностей муниципального служащего относятся:
♦ способность быстро и легко усваивать информацию;
♦ способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать факты;
♦ способность не только к анализу, но и к синтезу, обобщениям;
♦ творческие способности.
Хотя перечисленные способности оказываются в разной мере востребованными у различных категорий муниципальных служащих, их наличие желательно для всех занятых в сфере муниципального управления.
Среди личностных качеств, необходимых муниципальным служащим, можно выделить следующие.
1. Способность понимать людей и работать с ними: ♦ уважение к мнению других людей;
♦ способность предвосхищать и оценивать человеческую реакцию;
♦ легкость в налаживании человеческих контактов;
♦ способность выслушивать собеседника, завоевывать доверие и уважение;
♦ умение вести устное и письменное общение;
♦ способность убедить и создать мотивы для действия. 2. Интеллектуальная и эмоциональная зрелость:
♦ независимость в выводах;
♦ способность противостоять давлению извне;
♦ самоконтроль во всех ситуациях;
♦ гибкость и адаптируемость к меняющимся условиям;
♦ честность;
♦ способность осознавать границы собственной компетенции;
♦ способность признавать ошибки и извлекать уроки из неудач. Современные требования к муниципальному менеджеру основываются на понимании ряда важнейших отправных положений (рис. 8.3.1).