Аккумуляторный денсиметр с пипеткой (рис. 133) предназначен для измерения плотности электролита аккумуляторных батарей. Денсиметр 3 помещен в стеклянной пипетке 2, на которую надета резиновая груша 1. Денсиметр имеет шкалу 1100…1300 кг/м3.
Денсиметр с шкалой 1100... 1300 кг/м3 проградуирован при температуре 298 °К (25 °К), поэтому показания денсиметра будут соответствовать действительным значениям плотности только при этой температуре. При измерении плотности электролита, имеющего другую температуру, показания денсиметра будут иметь погрешность соответственно 0,7 кг/м3 на каждый градус изменения температуры.
Плотномер (рис. 134) состоит из резиновой груши /, крышки 2, пластмассового прозрачного корпуса 3 с трубкой 5 и семи пластмассовых поплавков 4 с различными массами и коэффициентами расширения. Применение таких поплавков позволяет исключить погрешность измерения плотности при изменении температуры электролитов.
Рис.134. Плотнометр:
1 – резиновая груша; 2 – крышка; 3 – корпус; 4 – поплавки; 5 – трубка
______________________________________________________
Поплавок, регистрирующий плотность 1,27 г/см3, окрашен. На корпусе против каждого поплавка выполнена надпись наименьшей плотности, при которой всплывает поплавок. Величину плотности определяют по тому всплывшему поплавку, против которого выполнена надпись с большей цифрой.
Определение плотности производят по положению поплавков через некоторое время после заполнения корпуса электролитом, что необходимо для выравнивания температуры электролита и поплавков.
Аккумуляторный пробник Э108 (рис. 135) предназначен для проверки работоспособности аккумуляторов батарей емкостью от 45 до 190 А·ч с внешними межаккумуляторными соединениями.
Пробник состоит из кожуха 2, в котором установлены три нагрузочных резистора 5 из нихрома сопротивлением по 0,011 Ом (два из них соединены параллельно), вольтметра 1 с двусторонней шкалой, контактных ножек 4, контактных гаек 3 и 6 и ручки 7. Контактными гайками включаются нагрузочные резисторы в соответствии с емкостью проверяемой батареи. На контактных ножках указан порядок включения резисторов.
Нагрузочная вилка ЛЭ-2 (рис. 136) предназначена для проверки работоспособности аккумуляторов батарей емкостью 40...135 А·ч. В кожухе 3 расположены два нагрузочных резистора 4 и7. Резистор 7 (0,01 Ом) включается контактной гайкой 5, а резистор 4 (0,02 Ом) — гайкой 9.
Аккумуляторный пробник Э107 (рис. 137) предназначен для проверки работоспособности аккумуляторных батарей емкостью 55... 190 А·ч со скрытыми межаккумуляторными соединениями, а также для измерения напряжения в автомобильных электроцепях напряжением до 12 В.
В кожухе 3 установлены два нагрузочных резистора 4, выполненных в виде спиралей из нихрома. К кронштейну 2 крепится по одному концу каждого резистора, проводник от щупа 8 и вольтметр /. Резисторы 4 подключаются к ножке 5 при помощи контактной гайки 6. Сопротивление двух параллельно соединенных резисторов 0,1 Ом. На шкале вольтметра выполнена отметка на значении 8,9 В, что облегчает отсчет напряжения.
Стенд Э211 (рис. 138) предназначен для выполнения следующих работ: проверки генераторов переменного и постоянного тока напряжением 14 и 26 В, мощностью до 500 Вт; проверки и регулировки регуляторов; проверки стартеров мощностью до 1,5 кВт на режимах холостого хода и полного торможения; проверки и регулировки прерывателей тока указателей поворота; измерения сопротивлений резисторов и обмоток; проверки диодов и транзисторов приборов электрооборудования.
Рис. 138. Стенд Э211 для проверки генераторов, реле-регуляторов и стартеров:
1 — аккумуляторные батареи питания стенда; 2 —ящик для принадлежностей; 3 —рукоятка переключателя батарей; 4 — рукоятка регулировочного реостата; 5— площадка для установки реле-регуляторов; 6 — панель зажимов для подключения реле-регуляторов; 7—рукоятка переключателя омметра-тахометра; 8 —сигнальные лампы 12 В (верхняя), 24 В (средняя) и «Заряд» (нижняя); 9 —указатель омметра-тахометра; 10 — вольтметр; 11.— рукоятка переключателя рода проверок; 12 —амперметр 0...50 А и 0,1000 А; 13 — амперметр 20..О...20 А; 14- -сигнальные лампы «Сеть» (верхняя) «Контроль» (средняя) к «Сигнал» (нижняя), 15 — розетка для подключения проверяемых прерывателей тока указателей поворотов, 16 — рукоятка выключателя электродвигателя; 17 — панель зажимов для подключения генераторов; 18 — зажимы для крепления генераторов и стартеров; 19 — зажимы для подключения проводов стартеров; 20 — рукоятка управления частотой вращения и изменения направления вращения электродвигателя; 21 — рукоятка выключателя сети; 22 — рукоятка реостата нагрузки; 23 — кнопка «Пуск» включения стартера; 24 —розетка «~У» для подключения проводов от вольтметра; 25 — розетка «Rx» для подключения проверяемого 26 — рукоятка «Уст. нуля»
_______________________________________________________________________
Привод проверяемого генератора на стенде осуществляется от реверсивного репульсионного электродвигателя через клиноременную передачу. Включение и выключение электродвигателя производят выключателем 16, а изменение частоты и направления вращения вала электродвигателя — рукояткой 20. Включение и отключение электрической схемы стенда производятся выключателем 21.
На панели основания стенда расположены зажимы 19 подключения проводов от проверяемого стартера, рукоятки нагрузочного 22 и регулировочного 4 реостатов, рукоятки 3 переключателя напряжения и заряда аккумуляторных батарей.
На панели приборов расположены панель 17 для проверяемых генераторов, панель 6 для подключения реле-регуляторов, розетка 15 для подключения прерывателей тока указателей поворота, розетки 25 для подключения провода омметра и розетка 24 для подключения вольтметра.
Здесь же смонтированы рукоятка 7 переключателя омметра-тахометра 9, рукоятка 11 рода проверок и кнопка 23 «Пуск» включения стартера и сигнальные лампы 8 и 14. Вольтметр 10 позволяет измерять напряжение батарей при проверках и при заряде напряжение проверяемых генераторов.
Амперметр 12 замеряет силу тока нагрузки генератора и силу тока, потребляемую стартером, а амперметр 13 — силу тока возбуждения и заряда аккумуляторных батарей.
Проверяемые генераторы и стартеры закрепляются на в зажиме 18, а реле-регуляторы и прерыватели тока поворотов — на площадке 5.. Источник питания схемы постоянным током — аккумуляторные батареи установлены внутри стенда. Защита от коротких замыканий в цепи батарей и в цепях стенда осуществляется с помощью двух предохранителей.
Перед любым видом проверки рукоятки управления и переключатели должны быть установлены в исходное положение:
выключатель 21 стенда в положение «Выкл.»;
выключатель 16 двигателя — в положение «Выкл.»;
рукоятки 4 и 22 реостатов в крайнее левое положение;
рукоятка 3 переключателя батарей — в положение «0»;
переключатель 7 омметра-тахометра — в положение «Выкл.»;
переключатель 11 рода проверок — в положение «Стартер»;
рукоятка 20 «Обороты»— в среднее положение.
Стенд 532-2М (рис. 139) предназначен для проверки технического состояния автомобильных генераторов постоянного и переменного тока мощностью до 1,0 кВт номинальным напряжением 14 и 28 В, реле-регуляторов, прерывателей тока указателей поворотов, резисторов, диодов, транзисторов, электроизоляции цепей низкого напряжения.
В основании стенда находятся источник питания, трехфазный асинхронный двигатель, клиноременный вариатор. Датчик 11 тахометра крепится на верхнюю панель основания.
Проверяемые генераторы закрепляются в зажимном устройстве 12 и приводятся от двухступенчатого шкива 31 ремнем. Натяжение ремня привода генератора осуществляется рукояткой 13. Изменение частоты вращения производится рукояткой 14 с фиксирующим устройством. Проверяемые реле-регуляторы устанавливаются на поворотной площадке 10.
На передней панели основания стенда размещены органы управления режимами работы стенда: кнопки 15 и 16 электродвигателя «Пуск» я «Стоп», выключатель 17 питания стенда с контрольной лампой 18, переключатель 19 нагрузки, рукоятки 20 и
21 реостатов нагрузки и регулировочного реостата, переключатель
22 выходного напряжения блока питания.
На верхней панели размещены приборы и органы переключения режимов проверки: переключатель 24 режимов проверки прерывателей тока указателей поворотов, переключатель 27 режимов проверки генераторов и реле-регуляторов, рукоятка «33 пределов измерения амперметра, рукоятка 4 переключения вольтметра, рукоятка 7 переключения пределов измерения омметра.
На верхней панели также смонтированы амперметры 1 и 2, вольтметр 3, указатель омметра-тахометра 6, панель 8 для подключения генератора и реле-регулятора, ручка 5 установки «нуля» омметра и кнопка 9 для принудительного возбуждения генератора. Исходное положение переключателей и рукояток управления следующее. Переключатели 17, 22, 24 и 7 устанавливаются в положение «Выключено», переключатель 19 — в положение «50 А», переключатель 8 — в положение «50 А», переключатель 27 — в положение Г= - Рукоятки 21 и 20 регулировочного и нагрузочного реостатов выводят до упора. Рукоятку 14 управления электродвигателем стенда — от себя до упора.
Рис. 139. Стенд 532-2М для проверки генераторов и реле-регуляторов (лицевые панели):
1, 2— амперметры 3 — вольтметры; 4 — переключатель вольтметра; 5 — рукоятка установки нуля (омметра); 6 — омметр-тахометр; 7 — переключатель пределов измерения омметра-тахометра; 8 — панель зажимов; 9 — кнопка возбуждения генератора; 10 — площадка для закрепления реле-регуляторов; 11 — датчиктахометра; 12 — зажим для закрепления генераторов; 13— рукоятка натяжного устройства; 14 — рукоятка управления частотой вращения двигателя стенда; 15 — кнопка «Пуск»; 16 — кнопка «Стоп»; 17 — выключатель стенда; 18 — лампа «Сеть»; 19 — переключатель нагрузки; 20 — рукоятка реостата нагрузки; 21 — рукоятка реостата источника питания; 22 — переключатель напряжения; 23 — розетка для подключения прерывателей тока указателя поворотов 24 27— переключатели режимов проверки; 25, 26 — сигнальные лампы; 28 - предохранитель; 29 —розетка омметра; 30— розетка вольтметра; 31 — приводные шкивы- 32 — розетка "Контроль изоляции"; 33 — переключатель пределов измерений амперметра
Рис. 140. Стенд 532-М для проверки генераторов, реле-регуляторов и стартеров:
а — общий вид; б, в, г, д, е — вид панелей;
/ — вольтметр; 2 — переключатель омметра-тахометра; 3 —рукоятка «Установка нуля»; 4 — указатель омметра-тахометра; 5 — сигнальная лампа «12 В»; 6 — амперметр; 7 — сигнальная лампа «Зарядка»; 8 — переключатель амперметра; 9 — зажимное устройство с винтом и стопором; 10 — переключатель нагрузки; 11 панель выводов для присоединения генератора; 12 — кнопка включения стартера; 13 — панель для присоединения стартера; 14 — маховичок изменения частоты вращения; 15 — переключатель напряжения; 16 — маховичок для подъема зажимного устройства; 17 — рукоятка реостата нагрузки; 18 — выключатель стенда; 19 — панель для подсоединения статорных обмоток генератора переменного тока; 20 — переключатель направления вращения ротора электродвигателя; 21 — площадка для установки реле-регуляторов; 22—панель для подсоединения г реле-регуляторов; 23 — переключатель возбуждения; 24 — сигнальная лампа «24 В»; 25 — переключатель вольтметра, 26 —сигнальная лампа «Сеть»
Рис. 140
Стенд 532-М (рис. 140) предназначен для проверки генераторов напряжением 14 и 28 В мощностью до 2 кВт, стартеров мощностью до 11 кВт (15 л. с), изоляции электроцепей, а также для измерения электрических сопротивлений до 200 Ом. В основании стенда установлены две аккумуляторные батареи, которые могут заряжаться от зарядного устройства стенда. Привод проверяемых генераторов осуществляется от асинхронного электродвигателя через клиноременную передачу и двухступенчатый клиноременный вариатор. Стенд включается выключателем 18, направление вращения ротора двигателя изменяется переключателем 20, частота вращения — маховичком 14.
На панели силовой части расположены переключатель 23 возбуждения, переключатель 10 нагрузки, а также панель 22 для подключения реле-регулятора и панель 11 для подключения генератора.
На панели приборов размещены вольтметр 1 с переключателем 25, указатель омметра-тахометра 4 с рукояткой 3 установки нуля, амперметр 6 с переключателем 8 и сигнальные лампы 5, 7, 24, 26.
Проверяемые реле-регуляторы закрепляются на площадке 21, а генераторы и стартеры — на подъемно-поворотном столе с помощью устройства 9 с винтовым зажимом.
Исходное положение рукояток управления:
выключатель 18 — в положении «Стоп»;
маховичок 14 повернут влево до упора (при включенном двигателе);
рукоятка 17 реостата нагрузки — влево до упора;
переключатель 23 возбуждения — в положении «О»;
переключатель 2 омметра-тахометра — в положении «Изм.»;
рукоятка 3 «Установка нуля»— влево до упора;
переключатель 10 нагрузки — в положении «40 А»;
переключатель 15 напряжения — в положении «0».
Стенд СПЗ-8М (рис. 141) предназначен для проверки технического состояния прерывателей-распределителей, катушек зажигания, транзисторных коммутаторов и конденсаторов, снятых с двигателя, а также регулировки центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Привод проверяемого прерывателя-распределителя на стенде осуществляется от электродвигателя, который подключается к сети переменного тока 220 В.
Рукоятка 1 (см. рис. 141) управления электродвигателем позволяет изменять частоту вращения якоря электродвигателя, а, следовательно, и валика прерывателя-распределителя. Питание проверяемых приборов зажигания осуществляется от аккумуляторной батареи напряжением 12 В.
Рис. 141. Стенд СПЗ-8М:
а — общий вид; б — панель приборов: в — вид сверху; г — панель подключения проверяемых приборов:
/ —рукоятка управления электродвигателем; 2 —переключатель электродвигателя; 3 — тумблер (работа — калибровка); 4 — ручка (калибровка); 5 — шкала искрового разрядника; 6 —ручка регулировки зазора в искровом разряднике; 7 — искровой разрядник; 8 —панель приборов; 9 — вакуумметр; 10 —комбинированный прибор (вольтметр-тахометр); // — комбинированный прибор замера утла замкнутого состояния контактов прерывателя и емкости конденсатора; 12 —лампа 'индикатор); 13 —кнопка (индикатор), 14 — переключатель (вид проверки); 15 — сигнальная лампа; 16 —провода для подключения к прерывателю; 17 — тумблер включения стенда; 18 — высоковольтные провода; 19 — штуцер подключения к вакуумному регулятору опережения зажигания; 20 — зажим шланга от вакуумного насоса; 21 —держатель с патроном; 22 — стопорный винт; 23 — трубчатая стойка; 24 — промежуточная муфта; 25 — диск синхроноскопа; 26 —подвижная шкала синхроноскопа; 27 — корпус синхроноскопа; 28 — панель управления; 29 — рукоятка насоса; 30, 37 — предохранители; 31 — кнопка «Сопротивление изоляции»; 32 — клемма подключения конденсатора; 33 —ручка «Компенсация»; 34 —штепсельная розетка (катушка зажигания); 35 — клемма «Сопротивление изоляции»; 36 — клемма «Емкость»
_____________________________________________________________________________
Цепь питания электродвигателя стенда от сети переменного тока защищена предохранителем 30 на 3 А, а цепь питания приборов стенда от аккумуляторной батареи — предохранителем 37 на 5 А.
В состав стенда входят панель 8, на которой крепятся вакуумметр 9,^ комбинированный прибор 10 с двумя шкалами, измеряющий напряжение и частоту вращения вала электродвигателя, прибор //, измеряющий угол замкнутого состояния контактов прерывателя и емкость конденсатора, искровой разрядник 7 вакуумный насос, синхроноскоп 27. На панели 28 стенда установлены выключатели, переключатели и рукоятки управления работой стенда.
Синхроноскоп предназначен для проверки технического состояния прерывателя, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Синхроноскоп состоит из привода с диском 25, подвижной шкалы 26 с делениями в градусах, неоновой лампы и импульсного трансформатора. Неоновая лампа закреплена под диском 25, имеющим радиальную щель. Вращение испытываемого прерывателя-распределителя осуществляется непосредственно от вала привода диска, поэтому обеспечивается синхронная частота вращения диска и вала проверяемого прерывателя. Вал проверяемого прерывателя-распределителя соединяется муфтой 24 с приводом стенда.
При вращении кулачок прерывателя периодически прерывает ток в первичной обмотке импульсного трансформатора и импульсы ЭДС вторичной обмотки трансформатора вызывают вспышки неоновой лампы. В результате на вращающемся диске 25 синхроноскопа будут видны светящиеся риски, число которых будет соответствовать числу выступов кулачка проверяемого прерывателя-распределителя. Угол чередования вспышек измеряют по шкале 26.
Исходное положение переключателей:
переключатель 2 электродвигателя — в положении «Выкл.»;
тумблер 3 — в положении «Работа»;
переключатель 14 — в положении «Сопротивление контакта»;
тумблер 17 включения стенда — в положении «Выкл.»;
рукоятка / управления электродвигателем повернута влево до упора.
Кабель питания стенда включают в сеть 220 В. Провод питания с пометкой «+» соединяют с плюсовым выводом аккумуляторной батареи стенда, а провод с пометкой «—» с минусовым.
Прибор Э236 (рис. 142) предназначен для проверки якорей генераторов постоянного тока, стартеров и электродвигателей постоянного тока с диаметром 25...180 мм.
Внутри корпуса размещен дроссель с разомкнутым магнитопроводом, полюсы 5 которого выведены наружу. На верхней панели корпуса находятся микроамперметр (индикатор 4), переключатель 1 вида проверок, предохранитель 2, сигнальные лампы 3 и 6, рукоятка 7 для регулировки чувствительности прибора и кронштейны для крепления щупов 9 и 10, которые проводами соединены с электрической схемой прибора.
Щуп замыкает цепь проверки только при нажатии на рукоятку. В свободном состоянии цепь разомкнута. Щуп 10 имеет подвижную и неподвижную пластины. С помощью подвижной пластины изменяется расстояние между ними, что необходимо для проверки якорей с разной шириной пластин коллектора.
Перед любым видом проверки и перед включением прибора в сеть переключатель 1 должен находиться в положении «Выкл.». Щупы 9 и 10 должны находиться в кронштейнах.
____________________________
Рис. 142. Прибор Э236 для проверки якорей генераторов, стартеров и электродвигателей:
1 —переключатель рода проверок; 2 — предохранитель; 3 — контрольная лампа; 4 — индикатор (микроамперметр), 5 — полюсы; 6 — лампа «Сеть»; 7 — рукоятка регулировки-чувствительности микроамперметра; 8 — вилка включения в сеть; 9, 10 —щупы; И — приспособление для проворачивания якорей
Рис. 143. Прибор Э204 для проверки контрольно-измерительных приборов автомобиля:
1—термометр; 2 — нагреватель; 3 —микроамперметр; 4 — лампа «Сигнал»; 5 — розетка с зажимами «I», «1!*, <11Ь для подключения соединительных проводников; 6 — манометр; 7 — площадка; 8 — штифт; 9 — угломер; 10 — рукоятка насоса; 11 — соединительная муфта; 12 — вентиль выпуска воздуха; 13 — переключатель проверок; 14 — рукоятка реостата; 15 — кнопка «Отсчет»; 16 — переключатель эталонных сопротивлений; 17 - розетка для подключения аккумуляторной батареи; 18 — предохранитель на 15 А; 19 —розетка для подключения проводников от нагревателя; 20 — переключатель напряжения 12—24 В; 21 — розетка для подключения соединительных проводников к проверяемому амперметру; 22 — лампа
________________________________________________________________________________
Прибор Э204 (рис. 143) позволяет определять техническое состояние контрольно-измерительных приборов как снятых с автомобиля, так и на автомобиле. Питается прибор от аккумуляторных батарей напряжением 12 и 24 В.
На лицевой панели прибора установлены измерительные приборы, переключатели, розетки 5, 17, 21 штепсельных разъемов, сигнальные лампы 4, 22 и другие устройства. Схема прибора защищена предохранителем 18.
Нагреватель 2 служит для нагрева датчиков указателей и, сигнализаторов температуры охлаждающей жидкости. В стакан нагревателя наливают дистиллированную воду, нагрев которой обеспечивается нагревательным элементом, смонтированным между стенками стакана. Температура воды контролируется термометром, вставляемым в отверстие.
Воздушный насос, установленный внутри корпуса, предназначен для создания давления при проверке датчиков электрических манометров, а также сигнализаторов давления масла и воздуха. Давление воздуха регистрируется манометром 6. Привод насоса осуществляется рукояткой 10. Проверяемые указатели закрепляются на площадке 7. Датчики манометров для измерения давления масла и воздуха устанавливаются в соединительную муфту //. Выпуск воздуха из воздушной системы осуществляется вентилем 12. Проверяемые датчики измерителей уровня топлива
закрепляются на угломере 9. Микроамперметр 3 зашунтирован кнопкой 15. При проверке различных приборов нужно кратковременно нажать на кнопку 15 и произвести отсчет показаний. В случае отклонения стрелки за пределы шкалы необходимо проверить правильность подключения испытываемого прибора или устранить в нем неисправности, вызвавшие увеличение силы тока. Рукояткой 14 устанавливают стрелку прибора 3 на нулевое деление. При подключении проводников от клемм розетки 17 к выводам аккумуляторной батареи красный проводник присоединить только к плюсовому выводу аккумуляторной батареи. В противном случае стрелка микроамперметра будет отклоняться левее нулевого деления.
Исходное положение переключателей: переключатель 20 — в нейтральном положении; переключатель 13 повернут против часовой стрелки до упора.