Проблема адаптации и социализации пожилых людей

Анализ общих закономерностей социальной адаптации пожи­лых людей требует строгого определения этого понятия и соотне­сения его с близким понятием социализации. Большинство отече­ственных психологов сходится во мнении, что социализация (от лат. socialis — общественный) — более

1 Краснова О. В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 3. — С. 34-59.

обширный процесс, чем адаптация [Андреева Г.М., 1988; Белкин П. Г., 1987; НалчаджанА.А., 1988 и др.]. Социальную адаптацию признают одним из механиз­мов социализации. Во-первых, она позволяет «личности (группе) активно включиться в различные структурные элементы социаль­ной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения» [Милославова И.А,, 1974, с. 9]. Во-вторых, она дает индивиду возможность принимать социальные роли в процессе адаптации. Социализацию и соци­альную адаптацию рассматривают как процессы близкие, взаи­мозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные [Мудрик А.В., 1996].

В отличие от социально-психологической адаптации в процес­се социализации подчеркивается ее активный и индивидуальный характер. Иначе говоря, социализация — процесс становления лич­ности, ее индивидуализация, «процесс становления человека как общественного существа, процесс возникновения психологиче­ского, субъективного мира личности, который проходит через ус­воение (принятие) индивидом социального опыта» [Овдей С.В., 1978]. <...> Отечественные психологи в содержании процесса со­циализации выделяют три сферы: деятельность, общение, само­сознание. Анализ каждой из этих сфер затруднен тем, что пробле­ма стадий социализации носит дискуссионный характер. Как от­мечает Г.М.Андреева [1988], по поводу «распространения» соци­ализации на периоды детства, отрочества и юности у ученых нет расхождений, однако относительно дальнейших этапов идет ожив­ленная дискуссия.

В то же время не возникает ни малейших сомнений в том, что проблема социализации пожилых людей не только существует, но и более значима для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим. Успешная социализация пожилых людей — одно из основных условий поддержания высокого качества их жизни. Психологическая составляющая стиля жизни является одной из наиболее острых и на сегодняшний день мало исследованных про­блем, связанных с пожилыми людьми. Достаточно много говорит­ся об экономических и медицинских проблемах, с которыми стал­киваются люди позднего возраста. Но уровень медицинского об­служивания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем психологического комфорта и оптимальным для чело­века стилем жизни. Это доказывается и тем, что вопросы, связан­ные с психологическим состоянием и социально-психологиче­ской адаптацией пожилых, в первую очередь начали исследовать­ся в наиболее развитых и экономически благополучных странах, где пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание пожи­лых людей находятся на достаточно высоком уровне. Сложность состоит в том, что, если экономические и медицинские вопросы могут решаться централизованно и стандартно для всех людей определенной возрастной группы, то проблемы психологические должны решаться индивидуально, на основе личностных качеств пожилого человека и социальной ситуации.

Опросы, проводимые учеными, социологами и чиновниками, отвечающими за работу с пожилыми людьми, показали, что сре­ди наиболее важных проблем, связанных с повышением уровня собственной жизни, пожилые люди отмечают одиночество, со­стояние здоровья и экономические проблемы. Таким образом, не­смотря на актуальность качества медицинского обслуживания и доходов, практически всех пожилых людей мучают психологиче­ские проблемы: нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества и близких, одиночество.

Говоря о пожилых людях, необходимо помнить о том, что в этом возрастном периоде выделяют две группы — людей от 60 до 75 лет и старше 75 лет. Эти группы неодинаковы по своему психо­логическому и медицинскому состоянию. Для людей, входящих в первую группу, характерно сохранение достаточно высокого уровня активности мотивационных составляющих; наиболее значимыми проблемами для них являются нарушение социально-психологи­ческой адаптации и вызываемый этим психологический диском­форт. Для людей, входящих во вторую группу, на первый план выходят медицинские проблемы, связанные с ухудшением здо­ровья, слабостью и часто необходимостью постоянного ухода. Та­ким образом, говоря о вопросах, связанных с социально-психо­логической адаптацией пожилых людей, мы будем иметь в виду, прежде всего первую возрастную группу, т. е. людей предпенсионного и пенсионного возраста (в первые годы после выхода на пен­сию). <...>

Говоря о социальной адаптации применительно к пожилым людям, М.Д.Александрова дает следующее определение: «Под со­циальной адаптацией понимается то, как старые люди, получив­шие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обще­ству, и как общество приспосабливает старых людей к себе. Неко­торые авторы называют старость «возрастом плохой адаптации», которая происходит вследствие различных соматических и психи­ческих изменений личности, а также в связи с переменами в се­мейной жизни и окружающей обстановке» [Александрова М.Д., 1974, с. 31]. Н.В.Панина [1980], изучая проблемы адаптации по­жилых людей к статусу пенсионера при помощи личностно-ролевого подхода, предположила, что социальная адаптация пожилых заключается во вхождении в круг ролей, соответствующих статусу пенсионера. При этом адаптация представляется в составе двух компонентов: социального — ролей, соотносящихся с данным статусом (нормативные модели поведения), и личностного — деятельности индивида по выполнению этих ролей. Роли, соотнося­щиеся с данным статусом (нормативные модели поведения), за­висят от конвенциональных ожиданий, т. е. нормы и требования, предъявляемые к индивидам, достигшим границ определенного возраста, изменяются в зависимости от ожиданий окружающих. Изменяются не только нормативные параметры ролей, но и сам круг определенных ролей, соотносящихся с данным возрастом и социальным статусом. На уровень конвенциональных ожиданий, предъявляемых к роли в социальной микросреде, оказывают влия­ние общекультурные нормы и ценности, характерные для конк­ретной общественной системы, а также нормы и требования малых социальных групп (коллектива, семьи, групп общения). В период, когда статус индивида стабилен, ожидания в большинстве случаев приведены в соответствие с результатами деятельности — индивид находится в состоянии психосоциального баланса — адаптивности. При изменении статуса может наблюдаться дезадаптация.

Рассматривая процесс подготовки индивидов к усвоению или оставлению ролей, И. С. Кон подчеркивает, что «принятие на каж­дом этапе жизненного пути новых и оставление старых ролей, равно как и адаптация к изменению их содержания и соотноше­ния, требуют от индивида соответствующей подготовки, т.е. со­циализации. Подготовка к выходу на пенсию — столь же необхо­димый элемент социализации в старости, как профессиональная ориентация в юности» [Кон И. С., 1988, с. 83]. При этом ролевую определенность можно рассматривать только в качестве фактора адаптации, поскольку ее значение для успешности ориентации в социальном пространстве довольно велико. Таким образом, роле­вая адаптация является только одной из составляющих социаль­ной адаптации личности. Важное событие в жизни индивида — выход на пенсию и переход в возрастную группу пожилых — ста­вит новые задачи перед личностью. В случае успешного решения этих задач личность будет адаптирована к новой социальной ситу­ации, т.е. к пенсионному периоду жизни. На этом этапе жизнен­ного пути индивид принимает новые и оставляет старые роли. При этом изменяются их содержание и соотношение (например, к ста­рости ролевой диапазон сужается). Адаптация к такому измене­нию представляет собой задачу развития в этот период жизни. Таким образом, уровень ролевой адаптации (соответствия ролей пожи­лых ожиданиям общества) служит одним из критериев социаль­ной адаптации.

В нашей стране исследование ролевой адаптации проводилось преимущественно при изучении адаптации людей пожилого воз­раста в домах-интернатах [Галкин В. А., Болтенко В. В., 1976; Де­ментьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., 1992]. Эти авторы разработали методические рекомендации, в которых освещались организаци­онные и клинические вопросы положения пожилых в интернатах, однако при этом они не разделяли социальную и социально-психологическую адаптацию. <...>

Повседневная, рутинная жизнь пожилых, как правило, не яв­ляется исполнением какой-либо роли, а неструктурированные си­туации поздней жизни вызывают депрессии и тревогу, так как пожилые чувствуют вакуум социальных ожиданий и недостаток норм для них. Вполне справедливо пожилой возраст называют ста­дией систематических социальных потерь и отсутствия приобре­тений. «Главные жизненные задачи выполнены, ответственность уменьшается, зависимость возрастает. Эти потери связаны с бо­лезнями и физическим недомоганием. Эти потери и их корреляты зависимости, изоляции и деморализации прогрессивно увеличи­ваются в поздней жизни» [Rosow /., 1974, с. 23]. Они ясно показы­вают пожилому человеку понижение участия в социальной жизни и увеличение его маргинально.

Сказанное подтверждается эмпирическими исследованиями. Так, П.Адельманн \Adelmann Р., 1993] сравнила число проигры­ваемых одновременно пожилыми женщинами социальных ролей, их удовлетворенность жизнью и самооценку. Она обнаружила, что женщины, играющие две социальные роли одновременно, демон­стрировали более высокую самооценку и более низкий уровень депрессии, чем женщины, играющие только одну роль.

Другим фактором, определяющим социальную адаптацию, яв­ляются ценностные нормы, эталоны, традиции общества в целом и пожилых людей в нем, так как адаптация не может быть иссле­дована вне связи с функционированием общественных отноше­ний в целом, вне объективных социальных процессов. С точки зре­ния В.С.Агеева, «успешность адаптации в новых условиях прямо связана с успешностью (скоростью, объемом, «точностью») ов­ладения стереотипами новой группы» [Агеев B.C., 1987, с. 186]. При этом процессы групповой идентификации и усвоение груп­повых стереотипов идут параллельно и обуславливают один дру­гой, т.е. стереотипы начинают усваиваться в том случае, если че­ловек идентифицирует себя с группой, в полной мере осознает себя ее членом.

...Успешность адаптации зависит от степеней статусной и ро­левой определенности, которые прямо пропорциональны уровню социальной идентичности, т.е. степени отождествления челове­ком себя с определенными культурной, национальной, социаль­ной и возрастной группами. В массовом сознании роль пенсионе­ра, вдовца, просто пожилого человека — очень неясная, и в об­ществе отсутствуют соответствующие ролевые ожидания. <...> Потеря ролей и, как следствие этого, ролевая неопределенность деморализуют пожилых. Это лишает их социальной идентичности и часто оказывает негативное влияние на психологическую ста­бильность. <...>

Значительный вклад в когнитивную теорию адаптации к ста­рению внесли результаты лонгитюдных исследований, проводив­шихся на факультете психологии Боннского университета и в Институте геронтологии Гейдельбергского университета. Данные этих исследований подтверждают основные положения когнитив­ной теории:

- поведение человека зависит не столько от объективной ситуа­ции, сколько от ее субъективной оценки;

- оценка ситуации связана с ведущими мотивами личности;

- адаптация человека к старению достигается тогда, когда ус­танавливается равновесие между когнитивными и мотивационными системами его личности [Thomae H., 1992].

Положения этой теории поддержаны отечественными автора­ми. В частности, А.У.Тибилова пишет: «Частые в старости соци­альные утраты, такие как смерть супруга, выход на пенсию, вы­нужденное сужение круга социальных контактов, ситуации се­мейных конфликтов, необходимость изменения привычного ук­лада жизни и т.д., должны оцениваться с точки зрения их значи­мости для индивида; чем выше их субъективная ценность, тем больше влияние этих факторов на психическое состояние и адап­тацию к старости» [Тибилова А.У., 1991, с. 30].

Поскольку целевой функцией процесса социальной адаптации служит самосохранение «общества семьи-личности» в их взаимо­связи и развитии, адаптация пожилых людей представляется слож­ным образованием, состоит из многих составляющих и ее крите­риями, являются:

- на уровне общества — степень сближения ценностных ориен­тации различных половозрастных групп общества и степень со­впадения авто- и гетеростереотипов пожилых;

- на уровне группы — степень ролевой адаптации, степень по­зитивности социальной идентичности, степень инкорпоризации (замыкания пожилых на своем непосредственном окружении);

- на уровне личности — приспособление к самому процессу старения и степень позитивности личностной идентичности.

Исследования процесса психологической адаптации пожилых людей проводились в русле не только социальной психологии, но и в отечественной геронтологии. Например, в адаптационно-регуляторной теории старения, разработанной В.В.Фролькисом [1978, 1982], раскрыты положения о том, что одновременно с процессами возрастной деструкции и дезорганизации в старости происходит развитие и укрепление адаптационно-регулятивных процессов, направленных на выживание, повышение жизнеспо­собности, увеличение продолжительности жизни. Применитель­но к психическому старению, отмечает Н.Ф.Шахматов [1996], это выражается в формировании в старости новой активной жиз­ненной позиции, отражающей переоценку прошлых ценностей, пересмотр прошлых установок, выработку определенного отно­шения к собственному старению. При благоприятных формах пси­хического старения образ жизни полностью приспособлен к из­менившимся в старости внешним и внутренним условиям. В слу­чае неблагоприятного, болезненного психического старения воп­росы адаптации пожилых людей становятся клиническими про­блемами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: