Фасилитация процессов адаптации и социализации в позднем возрасте

...Лишь небольшое число пожилых людей минует негативную фазу кризиса пожилого возраста. Большинству из них необходима внимательная и квалифицированная помощь специалистов, близ­ких людей и общества в целом. В нашей стране использовать обще­ственное мнение для организации помощи людям позднего воз­раста легче, чем во многих странах Западной Европы. Это объяс­няется тем, что в нашем обществе существуют достаточно устой­чивые положительные стереотипы пожилых людей, в которых по­зитивно оцениваются их опыт, знания и умение выстоять в слож­ных житейских ситуациях [Краснова О.В., 1998]. Значит, у пожи­лых людей возможно сформировать установку на их значимость для молодых, на помощь им, а у молодых — на принятие этой помощи, причем не столько в домашнем хозяйстве, сколько в профессиональной и социальной деятельности.

Необходимость найти адекватную сферу применения активно­сти пожилых людей связана и с тем, что пик социальной актив­ности пожилых совпадает с предпенсионным периодом (у муж­чин в возрасте 56 — 60 лет, у женщин от 50 до 55 лет). По мнению В.В.Пациорковского [1986], это связано с усилением напряже­ния, возникающего в связи с неизбежным освобождением от за­нятости. Однако можно предположить, что причина заключается в особенностях протекания возрастного кризиса, в процессе са­мосознания личности, в результате которого и возникает пере­оценка целей, ценностей, интересов и потребностей. С выходом на пенсию у пожилого человека меняется число социальных групп, с которыми он взаимодействует, что влечет за собой качествен­ную трансформацию в осознании себя. Так, члены семьи ожида­ют, что после выхода на пенсию пожилой человек станет больше внимания уделять домашним заботам, но вышедший на пенсию человек не только не ориентирован на домашнее хозяйство, но и дает низкую оценку такому способу времяпрепровождения [ Па­нина Н.В., 1980]. В.Д.Шапиро [1980] на основе проведенных ис­следований также отмечает, что наиболее часто из негативных последствий прекращения работы отмечается увеличение нагруз­ки по дому и при этом ощущения своей бесполезности. Скорее всего, домашняя работа не рассматривается пожилыми людьми как общественно полезная. Кроме того, они чувствуют себя ото­рванными от коллектива (Липовая Л. П., 1984). Совместная дея­тельность, имеющая общественную значимость, восстанавливает автономию и независимость пожилого человека, компенсирует ему уменьшение личностного социального потенциала [Victor К., 1987], поэтому в периоды, предшествующие старости, пожилые тяготе­ют к активной социальной жизни. Они хотят и могут быть полез­ны обществу [ Анцыферова Л.И., 1994]. <...> Пожилые консерва­тивны, догматичны в том случае, если они не заняты трудовой деятельностью, особенно связанной с творчеством [Рудкевич Л. А., 1974, 1994].

Поэтому более молодые члены общества часто отказываются сле­довать советам пожилых, тем более не всегда понимают их пережи­вания. Поиски выхода из этого круга вызывают у пожилых людей стремление общаться со сверстниками. Обращает на себя внимание именно актуальность контактов со сверстниками, а не с членами своей семьи. При этом помощь и понимание многие пожилые люди стремятся найти тоже у сверстников, а не у родных. Это связано и с экономическим положением молодых, которые часто не могут взять на себя полностью содержание престарелых родителей, а так­же с тем, что, как и в подростковом возрасте, другое поколение плохо понимает их. Таким образом, преодолеть возникающие про­блемы, найти способ адекватной социально-психологической адап­тации к той ситуации, в которой они находятся, пожилые люди могут скорее в общении со сверстниками, которые сталкиваются с теми же проблемами, имеют примерно такие же жизненный опыт и стереотипы восприятия. При этом, безусловно, необходимо учи­тывать тот факт, что группа пожилых людей неоднородна по соци­альному составу, жизненному опыту, стереотипам и оценочным эталонам, а потому общение необходимо налаживать среди людей со сходным социальным статусом, общими ценностными ориентациями и установками.

...Расширение и углубление общения становится непремен­ным условием социализации в этом возрасте. Сложность форми­рования новых личностных контактов связана с тем, что многие пожилые люди испытывают коммуникативные трудности. Фунда­ментальные исследования Общей высшей школы Касселя «Осо­бенности геронтопсихиатрического ухода» [Кемпер И., 1996, с. 58] показывают, что в большинстве случаев пожилые люди страдают от нарушений в сфере коммуникации и от конфликтов, относя­щихся к этой области. Две трети пожилых, обратившихся за по­мощью в психиатрическую амбулаторию института, говорили о проблемах контактов.

К. А. Страшникова с соавторами [1996] отмечает, что при внеш­ней контактности пожилые люди далеко не всегда психологиче­ски готовы завязывать новые знакомства, не всегда и не у всех есть прямая потребность в контактах. Многие из них приспособились к одиночеству, удовлетворяясь поверхностными формами общения. Авторы отмечают специфику взаимодействия пожилых людей меж­ду собой. Так, они стремятся избежать разочарования в знаком­ствах, подмечая мельчайшие детали поведения других, которые часто не соответствуют их идеализированному эталону. Пожилые люди боятся быть непонятыми, страшатся разочарований и эмо­циональных потрясений, они предполагают неудачи в общении, а в результате избегают его, хотя и страдают от его недостатка.

...Непонятная многим молодым людям политическая активность пожилых, их участие в митингах и демонстрациях часто объясня­ются стремлением к общению, иногда неосознанным. Не у всех пожилых людей за этой митинговой агрессией стоит осознанный выбор социальной позиции, скорее, это ностальгия по молодости и стремление к стереотипному поведению. Возможность наладить контакты со сверстниками в других, более социально приемле­мых формах, существенно снизила бы эту социально небезопас­ную активность, которую часто используют определенные груп­пы в своих политических интересах. Нахождение оптимальных путей коррекционной работы с этой группой пожилых людей является важной задачей не только для психологов и геронтологов, но и для социологов и политиков. <...>

Исследования показывают, что существует несколько спосо­бов компенсации того эмоционального напряжения, в котором находятся пожилые люди, повышения уровня их социально-пси­хологической адаптации. Это общение с природой, увлечение ис­кусством (как в плане творчества, так и в плане восприятия), появление новой значимой деятельности, новых интересов, пер­спективы (это особенно важно для людей старше 70 лет).

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что общение с природой, домашними животными (кошками, собаками и други­ми), уход за комнатными цветами, садом и огородом существен­но снижают уровень напряженности, компенсируют недостаток общения пожилого человека. У людей, много времени проводя­щих на природе, менее выражен страх одиночества, ниже уровень агрессии и практически не наблюдается депрессивное состояние.

Не менее значимое воздействие оказывает и увлечение искус­ством. Пожилые люди, которые часто ходят в театр, консервато­рию, посещают музеи и выставочные залы, психически намного устойчивей и в меньшей степени подвержены депрессиям, чем их сверстники, которые равнодушны к искусству. Можно предполо­жить, что эти интересы, входя в структуру личности, образуют устойчивую мотивацию, которая не изменяется с кризисом и не подвержена динамике в зависимости от статуса, круга общения и других возрастных факторов. Такое поведение становится тем сти­лем жизни, который придает устойчивость адаптационному про­цессу в целом.

Самостоятельное творчество, независимо от его уровня, так же как и любое другое увлечение (хобби), становится таким же смыслообразующим мотивом, который, возглавляя иерархию мотивов личности, помогает придать смысл другим стремлениям и потребностям пожилого человека.

Погруженность в собственную или чужую творческую деятель­ность повышает социально-психологическую устойчивость пожи­лых также и в связи с тем, что повышает их креативность, увели­чивает инновационные стремления, которых часто недостает по­жилым людям в силу их возрастных особенностей. Это необходи­мо пожилым для реализации их социальной активности, для адек­ватного разрешения непредвиденных, неопределенных ситуаций, из которых нельзя выйти на основе стереотипного поведения. В то же время весь предпенсионный и начало пенсионного периода фактически и являются той новой и неопределенной ситуацией, которая требует проявления творчества, неадаптивной стратегии поведения, прогрессивного развития личности, а эти качества раз­виваются даже в пожилом возрасте при общении с искусством. Некоторые ученые, например С. де Бовуар [1970], отмечают, что люди интеллектуального труда меньше других стесняются своей физической немощи, многие из них пользуются исключительной автономией в отношении к обществу.

Специальное обучение позволяет сформировать необходимые для новых занятий навыки и умения даже в преклонном возрасте. Ис­следования принципиального вопроса о том, происходит ли в зре­лом возрасте усвоение нового опыта, позволяет дать на него поло­жительный ответ. Признание трудовой стадии социализации логи­чески следует из признания ведущего значения трудовой деятель­ности для развития личности. В современном обществе трудовая де­ятельность выполняет несколько функций. Она не только обеспе­чивает человеку средства существования, дает определенный ста­тус, но и реализует социальную активность индивида. На уровне лич­ности она рассматривается как способность к сознательному выяв­лению и утверждению своего места в системе общественных отно­шений и самореализации. Социальная активность есть мера соци­альной деятельности, и ее целью является реализация интересов общества, личности как члена данной социальной общности. Для любого человека трудовая деятельность служит условием и показателем его полноценности, интересной жизни, творческой актив­ности. Поэтому необходима работа и пожилым, у которых круг лич­ных интересов значительно сужается [Айриян А. П., 1989].

Можно считать, что сфера деятельности играет такую же важ­ную (если не большую) роль в социализации личности взрослого и пожилого человека, как в юности. По замечанию Г.М.Андреевой [1988], включение трудовой стадии развития личности в «орбиту» проблем социализации приобретает особое значение в современ­ных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе взрослых и пожилых людей. Концепция непрерывного обра­зования основана на признании учения как нормальной и необхо­димой деятельности человека во все периоды его жизни. Она под­разумевает возможность и необходимость для человека любого воз­раста обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные зна­ния и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать куль­туру, развивать способности, получать новые специальности и со­вершенствоваться в них. Несмотря на то, что концепция непрерыв­ного образования признается социальной необходимостью, в раз­работке психологии развития взрослых людей и дальнейшего обра­зования пожилых существуют значительные пробелы.

Концепция обучаемости взрослых получила эксперименталь­ное развитие в ряде работ, связанных с изучением общих тенден­ций возрастного развития, особенностями созревания и взаимо­действия различных интеллектуальных функций. Однако, несмот­ря на это, пока крайне мало известно о закономерностях разви­тия взрослой, зрелой личности, не изучена взаимосвязь обучения и психологического развития взрослых людей, еще меньше мы знаем об обучаемости пожилых. <...>

Наиболее полно проблема обучаемости в связи с интеллекту­альным развитием разработана по отношению к детскому возрасту. Однако психология обучения во взрослом и пожилом возрастах пред­ставляет собой мало изученную область. Применение лонгитюдного метода позволило установить, что умственное развитие взрос­лых, происходящее под влиянием обучения, заключается в усвое­нии содержания учебного материала и связано с глубинными из­менениями интеллектуальных функций и механизмов их взаимо­действия. Под влиянием обучения происходит повышение уровня развития отдельных сторон психических функций и изменяется их структура, что приводит к изменениям в характере межфункцио­нальных связей. Этот факт подтверждает теорию Б. Г.Ананьева [1968, 1980] о том, что обучение активизирует все корреляционные плея­ды психических функций, что и является механизмом развития этих функций и интеллекта в целом. Таким образом, обучение ускоряет процесс умственного развития взрослого человека, выступая необ­ходимым условием активизации скрытых резервов интеллектуаль­ной деятельности взрослого человека в период зрелости.

Изменения, происходящие в период 18 — 50 лет под влиянием возраста как биологического фактора и образования как социо­генного условия развития психики взрослого человека, показы­вают, что с завершением созревания организма интеллектуаль­ное развитие не заканчивается. В разные периоды зрелости оно продолжается. Образование при этом выступает мощным факто­ром, способствующим достижению более высокого уровня ин­теллектуального развития, создает необходимый потенциал ум­ственной активности взрослого человека. Так, Л. Н. Борисова [1990] обнаружила, что чем выше уровень образования у взрослых лю­дей, тем выше их показатели как вербального, так и невербально­го интеллекта.

Как отмечают психологи, интерес к игровой (спорт, коллек­ционирование, живопись) и особенно учебной деятельности не ослабевает с возрастом. Просто пожилые люди отвыкают от этих форм деятельности. Поэтому некоторые психогеронтологи пред­лагают в качестве средства интенсификации жизни старых людей привлечение их к учению и игре. «Старый человек утрачивает жизнь, если не может больше играть с детьми, играть ребенка, быть ребенком» [Кемпер И., 1996, с. 61].

Не менее важен и тот факт, что такая учебная или продуктив­ная деятельность происходит в группе единомышленников, а по­тому формирует адекватный, пусть даже и не очень широкий, но устойчивый круг общения.

...Для психологической адаптации людей пожилого и старого возраста очень важна временная перспектива. Эмпирически уста­новлено, что с возрастом стремление к будущему уменьшается, но если деятельность личности ограничивается только решением за­дач сегодняшнего дня, то ее психологическая организация обедня­ется, так как по своим творческим возможностям человек может решать более сложные проблемы. Прогрессивное развитие лично­сти как способ существования обеспечивается проявлением актив­ности в разрешении противоречий между изменяющимися услови­ями бытия и реальными возможностями удовлетворения потреб­ностей и интересов. Поэтому, хотя пожилым людям более свой­ственна ориентация на прошлое, при планировании определенной деятельности возможна и ориентация на будущее. При этом дли­тельная перспектива, как правило, не имеет такого эффекта, как краткосрочная, примерно от полугода до полутора лет. Такая пер­спектива позволяет человеку строить определенные планы, снима­ет депрессию и страх смерти, помогает преодолеть болезни, так как дает уверенность в завтрашнем дне и открывает в нем реальные для достижения даже старыми людьми цели. <...>

Рассмотренные нами проблемы социально-психологической адаптации и социализации пожилых людей показывают, что в их решении много противоречивых позиций, что связано с наличием многочисленных и разнообразных концепций личности и ее генезиса. Некоторые факторы, влияющие на психологическую ус­тойчивость и активность пожилых людей, описаны нами выше. Однако нужно признать, что для того чтобы интерпретировать поздний период жизни человека как период развития личности, необходимо проводить целенаправленные исследования особен­ностей самоидентификации, анализ «образа Я» и степени его цель­ности, адекватности и осознанности у людей пожилого возраста, изменения типа активности пожилой личности. Исследование роли творчества, разных стилей жизни, общения в процессе социали­зации, влияния этих факторов на степень фрустрированности и психического напряжения в пожилом возрасте совместно с ана­лизом степени влияния социальных изменений на целостность личности поможет решению этой проблемы.

Кроме того, правомерно ставить вопрос о широком научном обосновании и практическом внедрении идеи постоянного (не­прерывного) образования применительно к пожилым людям. Зна­ние основных закономерностей будет способствовать социально-психологической адаптации людей в позднем периоде жизни, по­может организовать с ними профилактическую и коррекционную работу, которая даст эффективные результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: