Уровни становления слухового контроля

Уровни Отношение говорящего к ошибке Механизм слухового контроля Характер вербальной реакции говорящего на ошибочное действие
I Ошибку не слышит, сам не исправляет Нет сличения речевого действия с программой его выполнения Медленное, произвольно анализируемое выполнение требуемого речевого действия после указания на характер его выполнения (необходим внешний контроль со стороны преподавателя)
1I Ошибку не слышит, сам не исправляет Есть сличение по произвольно осознаваемой схеме выполнения программ Немедленное, правильное выполнение действия, но после указания со стороны на ошибку (необходим внешний контроль)
Ш Ошибку исправляет сам, но с отставанием во времени Есть сличение, но ошибка осознается в контексте, т. е. после звучания целого — нет текущего слежения Немедленное, повторное выполнение действия с исправлением допущенной ошибки (включается самоконтроль)
IV Текущее, немедленное исправление ошибки Ошибка исправляется по ходу выполнения артикуляционной — слоговой программы Немедленное, текущее исправление допущенной ошибки в ходе выполнения речевого действия (полное проявление самоконтроля)

действия на иностранном языке к этапу неосознаваемого контроля за речевой реализацией языковой программы, т. е. к этапу речевого автоматизма.

Само формирование слуховой обратной связи как регулятора процесса говорения в обучении иностранному языку подчеркивает связь внешнего управляющего воздействия преподавателя с внутренним управлением самим говорящим этим процессом. При этом механизм слухового контроля формируется в самой деятельности. Важно также и то, что слуховой контроль регулирует правильность осуществления всех звеньев формирования и формулирования мысли посредством иностранного языка. Таким образом, очевидно, что, обучая говорению на иностранном языке, учитель не может не формировать этот общий для всей деятельности говорения механизм, целенаправленно переходя от внешнего обучающего контроля за речевыми действиями учащихся к их собственному внутреннему слуховому самоконтролю.

Аналогично самоконтролю проходит и формирование предметной самооценки в структуре деятельности. А. В. Захарова отметила в этом процессе важную особенность — переход самооценивания в качество, характеристику субъекта деятельности — его самооценку. Это определяет еще одну позицию значимости контроля (самоконтроля), оценки (самооценки) для общей структуры учебной деятельности. Соответственно она обусловливается тем, что именно в этих компонентах фокусируется связь деятельностного и личностного, именно в них предметное процессуальное действие переходит в личностное, субъектное качество, свойство. Такая ситуация свидетельствует о внутренней неразрывности двух компонентов личностно-деятельностного подхода к образовательному процессу, его целесообразности и реалистичности.

* * *

Учебная деятельность, представляющая собой основную форму включения в общественное бытие людей в возрасте от 6—7 до 22—23 лет, характеризуется спецификой предметного содержания и внешней структуры, в которых особое место занимает учебная задача и учебные действия по ее решению.

Вопросы для самопроверки

1. Что входит в предметное содержание учебной деятельности?

2. Какие виды учебных действий выделяются в структуре учебной деятельности и на каком основании?

3. Какая связь между контролем, оценкой учителя и самоконтролем и самооценкой обучающегося?

4. Что входит в состав учебной задачи (компоненты, части)?

Обязательная литература

Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., 1986.

Якунин В. А, Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.

Шадриков В. Д. Деятельность и способность. М., 1995.

Дополнительная литература

Давыдов В. В., Ломшер Й., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьника. М., 1982.

Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

Балл А. Г. Общая теория задач. М., 1990.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: