ТЕМА № 3: Развитие интеллектуальной сферы личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности

Ключевое слово: умственное воспитание, познавательная актив­ность, интеллектуальные способности, мысли­тельные операции, умственная деятельность.

Проблема воспитания личности, могущей решать со­временные задачи общественного производства, связана с развитием интеллектуальных способностей каждого че­ловека. Формирование творчески мыслящей личности - одна из задач умственного воспитания в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Оно направлено на развитие интеллектуальной культуры личности, навы­ков мыслительной деятельности. Решающее значение в умственном воспитании имеет целенаправленное обуче­ние человека, в процессе которого происходит овладение знаниями, умениями и навыками.

Между физическим и умственным воспитанием име­ются непосредственные и опосредованные связи.

Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания оказывается прямое воздейст­вие на развитие интеллектуальных качеств занимаю­щихся; непрерывно возникают двигательные познава­тельные ситуации, решение которых требует проявления умственных усилий. Простое решение двигательных за­дач, например как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошиб­ку, представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие реше­ния. Специфичность умственной деятельности в процес­се занятий физическими упражнениями заключается во взаимодействии между движениями тела и умственны­ми операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и спосо­бом ее решения. Движения становятся способом позна­ния и освоения окружающего мира.

Опосредованная связь физического воспитания с ум­ственным состоит в том, что занятия физическими упраж­нениями создают необходимый фундамент в виде креп­кого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять в целом умственную деятельность, использу­ют как средство для снятия умственного напряжения, стимулирования интеллектуальной деятельности.

Задачи умственного воспитания в процессе физичес­кого воспитания предусматривают:

- обогащение специальными знаниями, относящими­ся к сфере физической культуры и спорта; расширение и углубление их, формирование осмысленного отношения к физкультурно-спортивной деятельности;

- развитие познавательных способностей, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в само­познании и самовоспитании средствами физической культуры и спорта.

Освоение их в единстве с практическими навыками и умениями составляет образовательную направленность в физическом воспитании, связанную с воспитанием позна­вательной активности и таких качеств ума, как любозна­тельность, пытливость, динамичность, гибкость, точ­ность мыслительных операций.

Начальный этап обучения двигательным действиям характеризуется воспроизводящей познавательной активностью занимающихся. Затем все больше места зани­мает продуктивное, творческое мышление, которое ха­рактеризуется способностью самостоятельно искать и находить, ставить и решать разнообразные двигательные задачи, осваивать тонкости технического и тактическо­го мастерства, использовать свои возможности в различ­ных условиях деятельности.

Полезны и такие формы умственного воспитания, как лекции, семинары, дискуссии, просмотр учебных кино­фильмов, самостоятельная работа со специальной лите­ратурой, задания на дом по зарисовке, анализу и моде­лированию техники физических упражнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: