Ключевые слова: эстетическое воспитание, факторы эстетического воспитания, эстетические ценности физической культуры, эстетические свойства физической культуры.
Эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру, индивидуальные эстетические творческие способности.
Эстетическое воспитание - это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно формирует у человека систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей. Одновременно с этим эстетическое воспитание развивает стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного в свою жизнь, противостоять безобразному, низменному.
Задачи эстетического воспитания вытекают из эстетического отношения к действительности и включают:
– воспитание эстетических потребностей, т.е. сознательного стремления к прекрасному;
|
|
– воспитание эстетического восприятия и чувства, т.е. способности непосредственно воспринимать и переживать прекрасное;
– воспитание эстетических понятий, вкусов, оценок и суждений, т.е. способности не только воспринимать, но и оценивать и понимать прекрасное;
– воспитание эстетических идеалов, т.е. активного стремления к тому образу совершенной жизни и совершенного человека, который является идеалом нашего общества;
– развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности.
Основные задачи развития эстетической сферы личности человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности состоят в:
– воспитании способности чутко воспринимать, глубоко чувствовать и оценивать красоту в сфере физической культуры, спорта и в других областях ее проявления;
– формировании эстетики поведения и межличностных отношений в физкультурно-спортивной деятельности; выработке активной позиции в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.
Возможности, предоставляемые физической культурой для реализации этих задач, многогранны.
Положительные эстетические восприятия вызывает красота физического облика человека: правильное телосложение, гармонически развитая мускулатура, стройность и изящество осанки, пластическая выразительность тела. По-особому красив человек в целеустремленном, совершенном движении. Координационная слаженность движений, соразмерность усилий, динамика ритмов и другие черты рациональных двигательных действий вызывают яркие эстетические чувства, доставляют удовлетворение и радость. Эстетические свойства физической культуры особенно ярко раскрываются в гимнастических выступлениях, спортивных состязаниях, физкультурных парадах, которые, становясь массовыми зрелищами, по силе эстетического воздействия граничат с искусством.
|
|
Эстетические ценности физической культуры определяются тем, что приобщение к физкультурно-спортивной деятельности ведет к полноценному здоровью, к физическому совершенству, способствует достижению идеала гармонического развития личности.
Гуманная суть эстетики раскрывается более всего в красоте человеческих поступков и нравственных отношений, в деятельности, направленной на достижение общественно значимых целей. Как одна из широких сфер формирования этических и эстетических отношений физическая культура и спорт позволяют соединять нравственные и эстетические нормы в воспитании личности.
В занятиях физическими упражнениями используются такие специальные факторы эстетического воспитания, как хореография, музыка. Хореографию как школу выразительного движения можно считать средством как эстетического, так и физического воспитания. Она давно вошла в состав гимнастики, особенно художественной, и все глубже проникает в сферу спорта (спортивные танцы, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и др.). Гармоническая связь движений и музыки является источником эстетического удовлетворения и играет определенную роль в формировании совершенных движений.
К факторам эстетического воспитания следует отнести и произведения искусства, которые посвящены физической культуре и спорту, воссоздающие физическую красоту человека, показывающие гармонию его физического и духовного развития. " Искусство, - говорил Кубертен, - должно соседствовать со спортом, должно быть связано с практикой спорта ". Это тесное единение - так считал родоначальник современных Олимпийских игр - поможет развитию человеческой личности. По предложению Пьера де Кубертена в программу Олимпиад были включены художественные конкурсы, как это делалось на древнегреческих Играх. Сегодня Олимпийские игры украшают концерты, выставки, театральные представления. Настоящий спортивный спектакль разворачивается во время церемоний открытия и закрытия. Кто, например, не помнит замечательных кадров закрытия Московских олимпийских соревнований, когда огромный и такой трогательный Миша улетел с Лужниковского стадиона в небеса: "До свиданья, наш ласковый Миша, возвращайся в свой сказочный лес..." - так пелось в заключительной песне.
Особое влияние на эстетические представления и чувства занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью оказывают условия среды. Ценность в этом отношении представляют эстетические свойства природной среды, эстетически выдержанные формы физкультурно-спортивных сооружений, их оборудование, художественное оформление, гигиенические условия.