Для отечественного обществоведения классовый анализ долгие годы был альфой и омегой социального познания. В ходе перестройки он был раскритикован публицистами, стал непопулярным среди обществоведов. Однако замалчивание его природы, роли и значения в общей методологии познания общества ни к чему. Классовый анализ - самостоятельная, очень экономная и поучительная модель мышления.
Понятие "классового анализа" в его классической марксистской форме воплощает в себе очень большие притязания. Ему отводится роль уникально могущественного принципа организации социального и политического анализа, который якобы обеспечивает наилучший метод теоретических обобщений широкой массы эмпирических данных. Отправным пунктом классового анализа в марксизме является хрестоматийно известный отрывок из "Манифеста Коммунистической партии": "Вся история существующих обществ, дошедшая до нас в письменных источниках, - по мнению Маркса и Энгельса, - была историей борьбы классов" (34,С. 424.). Познание общества в силу этого есть не что иное, как анализ результатов классовой борьбы. Классовая борьба, следовательно, производит решающий факт социальной жизни от далекого прошлого и вплоть до настоящего времени. Энгельс позже, правда, уточнит, что лишь первобытная история не может быть описана в терминах классового анализа.
|
|
Большие группы людей (классы), идентифицированные в терминах производственных отношений, имеют объективную возможность, данную их местом в социальной структуре, получать независимое и корректное знание о реальности. Чем больше порция реальности затронута в своей деятельности классом, тем значительнее возможность получать правильное знание. Признание материальной и социальной детерминированности бытия, приводит марксистов к выводам о классовой обусловленности знания.
Классовый анализ имеет свой интерес в познании социальной действительности. Он не прочь быть монополистом в этой области. Такой интерес и вызванная этим избирательность подхода ведут не только к относительности, но и к ограниченности знания, добытого классовым анализом. Полностью и адекватно охватить и отразить социальное бытие отдельный класс в силу своего известного положения в способе производства и соответствующей социальной структуре потенциально не в состоянии. Поэтому более или менее достоверное знание о реальности не может быть монополией определенной социальной группы. Такое объективное положение предопределяет необходимость кооперации и сотрудничества в процессе познания. Наиболее адекватное знание о социальной реальности достигается тогда, когда происходит суммирование разнообразных взглядов, отражающих гносеологические возможности разных субъектов познания.
|
|
Классовый анализ даёт простор для познания многих, ранее не затрагиваемых социологической мыслью, сфер деятельности общества. Он своим рождением позволяет выявить законы движения классовых обществ: рассматривает моменты сотрудничества классов, их противостояния и борьбы; изучает вопросы социальной структуры, взаимосвязи различных социально-политических институтов. Однако, возведенный в степень абсолюта, классовый анализ, очищенный пуристами от влияния и сотрудничества с другими парадигмами, резко сужает свою эвристическую силу, иссушает свои познавательные потенции. Исключительно в рамках классового подхода в оценке общественных событий не представляется возможным адекватное истолкование таких решающих черт социального карнавала жизни какими являются патриархия и сексизм, внутриклассовая дифференциация и противоречия между различными отрядами внутри одного класса, проявление общечеловеческого в морали и эстетике. Классовый анализ не смог открыть целый класс коммунистической номенклатуры, выросший в ходе строительства социализма. Он в силу имманентной ограниченности пасует и находится в методологическом тупике перед рядом проблем теории и практики преобразований российского общества. Воззрения на "гражданское общество" и "правовое государство" никак не связаны с классовым анализом. Эти концепты имеют свои основания в гуманистической традиции рассмотрения общества с общечеловеческих позиций.
Тем не менее, классовый анализ воплощает в себе большую эвристическую силу. Он по-своему способствует выявлению связей широкой массы эмпирических данных, составляющих историческую летопись событий и современную жизнь общества. Сфера его приложения в социологических исследованиях обширна. Его рождение является результатом естественного развития домарксовой социологической мысли. Без материалистического понимания истории, без классового анализа, наверное, было бы невозможным дальнейшее развитие теоретической социологии.