Символический интеракционизм

Сфера научного интереса Зиммеля отличалась как от спенсеровской так и от марксовой. Тогда как последние преимущественно анализировали эволюцию социальных институтов и даже целых обществ на макротеоретическом уровне, Зиммель изучал взаимодействия индивидов на микроуровне обобщения. Он начал с изучения диад (два человека) и триад (три человека) и писал о "ткани групповых связей". Зиммель оказал большое воздействие на развитие американской социологии и, в частности, на Герберта Мида (1863-1913) и Чарльза Кули (1864-1929), которые впитали его идеи и развили их в новую влиятельную исследовательскую парадигму.

Кули ввел в научный оборот понятие малой "первичной группы". Это – такие ассоциации близких людей, такие как семья или круг друзей, с которыми разделяются общие чувства. Кули является автором теории "зеркального Я", суть которой состоит в следующем: усваиваемые индивидом представления о своем "Я" возникают в сознании "других", в реакции окружающих людей. Если каждый считает вас прекрасным, к слову, вы приходите к выводу, что так оно и есть. Данная парадигма разительно отличается от взглядов, представленных Спенсером и Марксом.

Мид подчеркивал важность человеческой способности "принимать роль других", воображая при этом как другие чувствуют и как они могут себя вести в определенных обстоятельствах. Стараясь понять то, как люди в общем-то смотрят на вещи, мы развиваем смысл того, что Мид называл "обобщенный другой". Это можно сопоставить с "зеркалом себя" Кули. Мид изучал специально роль коммуникации в человеческих отношениях. Главная часть взаимоотношений людей, он чувствовал, находится вблизи индивидуального постижения общего знания посредством использования языка, других символических (знаковых) систем. Отсюда и термин " символический интеракционизм ".

Принципиальным преимуществом символического интеракционизма является его способность охватить богатство человеческих объединений. Общество как символическая интеракция включает кооперацию, конфликт, полную идентификацию, полное безразличие людей, эксплуатацию и т.п. Какими бы ни были отношения между людьми, они принимают участие в их конструировании. Символический интеракционизм рассматривает коллективные действия в качестве отправной точки и развивает исчерпывающую типологию этих форм, ранжируя их от тотемического ритуала до успешного демократического самоуправления. Традиция символического интеракционизма представляет для социологического анализа ряд разработанных понятий: "коллективное поведение", "социальное движение", детерминация социальных структур посредством переговоров и др. Такой подход позволяет описать в качестве коллективных действий как обыкновенное сотрудничество двух людей так и широкомасштабные совместные действия в рамках крупных организаций.

Эта парадигма легко применима для изучения собственной жизни. Как только вы встречаете кого-то нового, обратите внимание на то, как вы знакомитесь, какие предположения вы делаете о другом человеке, просто основываясь на том, как он выглядит, как говорит, каковы обстоятельства встречи. Затем обратите внимание, как будет развиваться ваше знание о знакомом в дальнейшем процессе общения. Заметьте также любые попытки, сделанные вами, дабы сформировать свой определенный имидж в сознании другого человека. Не об одном и том же ли говорят символический интеракционизм и известная русская пословица: "Встречаем по одежке, а провожаем по уму"?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: