Мы убеждены: Чтение Священного Корана является одним из самых лучших богослужений; редкое богослужение сравнится с чтением книги Аллаха. Оно является одним из лучших по той причине, что служит почвой для размышления, которое в свою очередь становится толчком для дальнейшего совершения благих действий. Всевышний Аллах обращается к Своему пророку (да благословит Аллах его и его род): «Простаивай ночь без малого, половину ночи, или чуть меньше того или чуть больше, и читай Коран размеренным чтением». [81]
В другом аяте Он обращается ко всем мусульманам: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас». [82]
Однако следует подчеркнуть, что за чтением Корана обязательно должно следовать размышление над прочитанным, обдумывание смысла аятов. И на основе размышлений над прочитанными строками небесной книги человек должен действовать. «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» [83]
«Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие (и действующие на его основе)?» [84]
|
|
«Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны». [85]
Таким образом, те люди, которые ограничиваются лишь поверхностным чтением Корана, оставляя размышление над смыслом прочитанного и действие в соответствии с ним, лишают себя величайшего блага и упускают шанс познать истинный смысл божественных аятов.
Бесполезные споры
Мы убеждены: На протяжении всей истории существования исламской религии всегда находились лица, которые различными способами пытались направить умы мусульман в неверное русло, лишить их возможности размышлять и действовать в соответствии с аятами Священного Корана. В истории Ислама было время (в эпоху правления омеядских и аббасидских халифов[86]) когда в исламском обществе вспыхнул спор, предметом которого стал вопрос: Речь Аллаха извечная или сотворенная? Этот спор повлек за собой разделение исламской общины на две группы, которые, попусту тратя свое время, входили друг с другом в бесполезную полемику; нередко подобные споры заканчивались кровопролитием. Но сегодня мы знаем, что данная тема попросту не имеет смысла для трений. Так как, если под речью Аллаха мы будем иметь в виду буквы, листы и текст Корана, то, без сомнений, она является сотворенной. Если же под речью Аллаха мы будем подразумевать знание Им смысла писания, то в этом случае она, также как и знание Всевышнего, будет являться извечной. Однако к огромному сожалению на протяжении многих лет неблагочестивые правители использовали эту тему для насаждения разногласий среди народа. И сегодня недоброжелатели не сидят без дела. Не жалея сил они различными средствами удерживают мусульман от верного постижения смысла аятов Священного Корана, сея между ними расхождение во взглядах.