Сокращения: ф.сл. – форма слова, зн.сл. – знаменательное слово, лекс.-сем.св-ва – лексико-семантические свойства, синт-с - синтаксис.
Слово синтаксис (от греч. «построение, порядок, составление») обозначает и уровень языка, и раздел науки об языке – соответственно, синтаксис как часть языка и синтаксис как наука.
«Синтаксис – это та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь. Соответственно, синтаксис как наука изучает средства и способы построения связной речи и прежде всего её коммуникативных единиц - предложений» (Г.А.Золотова, Введение в коммуникативную грамматику).
«Термин “синтаксис” имеет несколько значений:
1) вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные конструкции: образующиеся по определенным правилам соединения слов (знаменат.сл.+фзнаменат.сл./нескольких ф.сл.), простые и сложные предложения, а также большие, чем сложное предл-е, фрагменты текста, которые обнаруживают в связях своих частей действие грамматич.правил и закономерностей («сложные синтаксические целые»)
2) вся та область грамматической науки, которая изучает названные в п.1 конструкции, правила их образования и функционирования
3) вся система грамматич. свойств соотв.единиц (для слова и ф.сл. – система их конструктивных свойств)» (АГ-80) (вы получили два взгляда – функциональный и классический синт-с, решайте, с каким вы будете жить)
Предмет.
Синтаксис как область грамматического строя языка также состоит из разделов. Каждому разделу соответствует определенный объект изучения. Различают:
• Синтаксис слова
• Синтаксис предложения
• Синтаксис текста.
Классич. синтаксис может выделять и так:
«Область синтаксиса слова – свойства знаменательного слова * подчинять себе другие слова в тех или других формах, весь потенциал связей, принадлежащих слову» (АГ-80).
* Зн.сл. – это единица, которая, благодаря своим грамм. и лекс.-сем.св-вам способна подчинять себе то или иное слово в его ф. или само подчиняться другому слову (оттуда же).
«Область синтаксиса словосочетания – свойства словосочетания * входить в единицу сообщения, участвовать в формировании простого и сложного предложения, функционировать в кач-ве называющей единицы, все его языковые характеристики» (АГ-80).
* Словосочетание – то синтаксич. объединение, которое образуется сочетанием знаменательного слова и формы другого, знаменательного слова на основе подчинит. связи, состоит из знаменат. слова и формы/форм других знаменательных слов, главный компонент – слово, подчиненный – форма, значение словосочетания – отношение между компонентами, лежащими в основе его образования.
«Область синтаксиса формы слова – все явления, связанные с синтаксическими возможностями форм слов».
Но нельзя ни в коем случае забывать, что основной коммуникативной единицей языка является предложение (синт-с предложения – большая часть синт-са).
Синтаксис предложения изучает то, какие модели предложений есть в СРЯ, какие являются правильными, какие мы считаем неправильными в рамках системы синтаксиса СРЯ и почему (лекция Сидоровой).
«Область синтаксиса простого предложения* – изучение абстрактного грамматического образца, по которому оно образовано, его языкового значения, формальных характеристик, интонационной оформленности, способности к видоизменению – формальному и такому, которое связано с выполнением одним и тем же предложением разных коммуникативных задач». (АГ-80)
* Простое предложение – элементарная предназначенная для передачи относительно законченной информации единица, обладающая такими языковыми свойствами, которая позволяет отнести сообщаемой в какой-либо временной план, участвует в формировании сложного предложения и шире – текста.
«Область синтаксиса сложного предложения* – разные типы сложного предложения, их формальная организация и значения, их системные отношения с конструкциями другой грамматической организации» (АГ-80). Сложное предложение* – целостная синтаксическая конструкция, в которой по грамматическим правилам соединяются два простых предложения, связанные друг с другом синтаксически выраженными отношениями (союзы, союзн.слова+интонация, лекс.св-ва).
Заключение: предмет изучения в курсе синтаксиса – принципы линеаризации смысла в языке, принципы выбора и сочетания языковых единиц для построения связной речи, принципы использования коммуникативных единиц и единств в речевых ситуациях (лекция Сидоровой).
Задачи.
• Собственно научные (объясняются жаждой чистого знания).
▪ Объяснение устройства и функционирования мышления и коммуникации
▪ Предсказующая классификация языковых единиц и единств
• Прикладные.
Классификация по углу зрения на объекты
Обучение.
▪ Обучение РКИ
▪ Обучение русских учащихся иностранному языку
Компьютерная обработка языка.
▪ Разработка систем машинного перевода
▪ Разработка поисковых и информационных систем
Перевод, редактирование текстов
▪ Деловой, технический, научный
▪ Художественный
▪ Редактирование и создание текстов на русском языке