Методика преподавания синтаксиса в школе

1.Место раздела в школьном курсе русского языка.. СодержаниеСодержание раздела в школе. Задачи методики синтаксиса в школе.

2.Принципы методики преподавания синтаксиса.

3.Методы и приёмы преподавания синтаксиса.

4.Система упражнений по синтаксису.

5.Трудные вопросы преподавания синтаксиса.

1.Купалова А.Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. М., 1974.

2.Чеснокова Л.Д. Виды связи в современном русском языке. М., 1980.

3.Сергеева Елена.Владимировна., Колгурина Надежда.Ивановна. Трудные случаи разбора сложного предложения. Диктанты. СПб., 2001.

4.Конюшкевич М.И., Жданеня Г.Н., Парамонова Л.Б. Русский язык. Синтаксис. Дидактические материалы. Минск, 2000.

5.Долбик Е.Е. Трудные случаи разбора СПП // РЯиЛ, № 6, 2000. – С.5-18.

6. Купалова Александра Юрьевна. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М., 2002.

1.Место синтаксиса в школьном курсе русского языка. Содержание курса. Задачи методики преподавания синтаксиса.

Синтаксис – это учение о предложении как самой краткой в потоке связной речи единицы, являющейся основным средством коммуникации, заключающей в себе определённое содержание (мысль). Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений. Методика преподавания синтаксиса – это раздел методики, который изучает принципы, методы и приёмы преподавания синтаксиса в школе.

Задачи раздела: 1)определение системы синтаксических единиц; 2)изучение основных особенностей единиц синтаксиса; 32) ознакомление с их функционированием в речи; 43) формирование учебно-языковых умений; 54) дальнейшее совершенствование пунктационных умений, сформированных ранее.

Изучение синтаксиса в школах Беларуси имеет некоторые особенности: 1)взаимосвязь уроков изучения синтаксиса русского языка с уроками изучения синтаксиса белорусского языка; 2)взаимосвязь изучения синтаксиса с развитием речи; 3)взаимосвязь изучения синтаксиса с вопросами стилистики. Две названные особенности предполагают рассмотрение предложения в тексте, необходимость следить за правильностью построения предложений, обращать внимание на богатство синтаксических средств выражения значений, коммуникативную обусловленность использования синтаксических средств языка, учёт цели использования тех или иных конструкций, уместность их употребления в речи.

Я приведу вам слова А.Ю. Купаловой, которая писала: «Один из наиболее убедительных способов раскрыть, «зачем нам надо это знать и уметь», - показать, с какой целью носители данного языка выработали рассматриваемую конструкцию, где, когда, как она используется, что достигается благодаря её употреблению в высказывании. При этом могут быть использованы как образцы удачного, уместного, так и негативного материала (редактирование) (Купалова, с. 131).

Всё вышесказанное является особенно актуальным в связи с тем, что в современной школе смещены акценты изучения синтаксиса в сторону изучения функционирования синтаксических единиц в речи.

4)взаимосвязь изучения синтаксиса с изучением пунктуации; 5) изучение синтаксиса на морфологической основе.

Раздел «Синтаксис» является последним в курсе русского языка, но многое известно школьникам уже из начальной школы. Кроме того, в 5 классе вводится пропедевтический курс «Синтаксис. Пунктуация» (он является первым в учебнике 5 класса. Почему?). Начиная с 6 класса, изучение синтаксиса связано с изучением частей речи, т.к. обязательно рассматривается, каким членом предложения может выступать та или иная часть речи.

Итак, сСведения о словосочетании и предложении вводятся постепенно. (уже в пятом классе есть раздел «Предложение» - 20 часов). Словосочетание и простое предложение проходят в 8 (9) классе (часть представлений о словосочетании сформирована уже в 5 классе), а сложное предложение в 9 (10) классе. Привести пример – Жевлакова!

Вы знаете, что синтаксические единицы рассматриваются в лингвистике с разных точек зрения: с точки зрения структуры, семантики, с точки зрения использования в речи, внутренних закономерностей формирования высказывания, использования синтаксических единиц в тексте и т.д. В школе единицы синтаксиса изучаются в первую очередь с точки зрения структуры, представлены также семантический и коммуникативный подходы.

В школе сСинтаксическая система русского языка представлена группами понятий, описывающих словосочетание и предложение. Словосочетания дифференцируются по структуре (главное и зависимое слово), по морфологической природе главного слова, по видам связи (согласование, управление, примыкание).

Предложения рассматриваются с нескольких точек зрения. Простые предложения описываются по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); по особенностям грамматической основы (двусоставные и односоставные); по наличию главных и второстепенных членов предложения (распространённые и нераспространённые); по наличию-отсутствию необходимых членов предложения (полные и неполные); по наличию осложняющих включений (однородные члены, обращения, вводные слова, обособления).

Сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств связи (союзные, бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи (сложноподчинённые и сложносочинённые; сложноподчинённые – по значениям придаточной части. При описании бессоюзных предложений учитываются смысловые отношения между частями. Сложные предложения рассматриваются также с точки зрения количественного состава простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции).

В раздел «Синтаксис» включены сведения о средствах передачи чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитата).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: