от 9 июля 2008 года

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 июля 2008 года

Судья: Коренчук Ю.В. N 33-213

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Дроздовой В.Ф., Сенотрусовой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора и кассационной жалобе ответчика администрации МО "Облученский муниципальный район" на решение Облученского районного суда ЕАО от 18 апреля 2008 года, которым постановлено:

Иск прокурора Облученского района в интересах В.Л. к ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", муниципальному образованию "Облученский муниципальный район", МУП "Единый заказчик", ООО "Жил-Актив", ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" о признании требования о замене электросчетчика за счет потребителя незаконным и о понуждении к исполнению обязательства - удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование "Облученский муниципальный район" в тридцатидневный срок с момента вступления данного судебного решения в законную силу заменить прибор учета электрической энергии класса прибор учета электрической энергии класса точности 2,5 на прибор класса точности - 2,0 по адресу: п. Лондоко-завод, Облученского района, ул. Комсомольская, д. 7 кв. 1.

Взыскать с администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" в местный бюджет судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

В остальной части исковых требований прокурора Облученского района в интересах В.Л. - отказать.

Заслушав доклад судьи Дроздовой В.Ф., пояснения прокурора В.К., представителя администрации МО "Облученский муниципальный район" Д.О., представителя ОАО "ДЭК" В.К., судебная коллегия

установила:

Прокурор Облученского района в интересах В.Л. обратился в суд с иском к ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" о признании требования о замене электросчетчика за счет потребителя незаконным и о понуждении к исполнению данного обязательства. В заявлении указал, что В.Л. проживает в квартире N 1 дома N 7 по ул. Комсомольской в п. Лондоко-завод на основании договора социального найма. 12.09.2007 года контролером филиала ОАО "ДЭК" - "Энергосбыт ЕАО" была проведена проверка, в результате которой установлено, что необходимо заменить прибор учета электрической энергии класса 2,5 на прибор класса точности 2, о чем составлен акт. В противном случае учет потребления электроэнергии будет производиться по нормативам на 1 человека в размере 151 квт. в месяц, что и производится в настоящее время. Требование о замене истицей электросчетчика является незаконным в связи с тем, что В.Л. является нанимателем жилого помещения. Прокурор просил суд обязать ОАО "ДЭК" заменить прибор учета электрической энергии в квартире N 1 дома N 7 по ул. Комсомольской п. Лондоко-завод Облученского района ЕАО в срок до 01 мая 2008 года.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены муниципальное образование "Облученский муниципальный район", муниципальное унитарное предприятие "Единый заказчик", ООО "Жил-Актив", ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания".

В судебном заседании помощник прокурора С.А. уточнила требования в части возложения обязанности по замене прибора учета электроэнергии на МО "Облученский муниципальный район", пояснила, что В.Л. проживает по адресу: ул. Комсомольская, д. 7, кв. 1, в п. Лондоко-завод на основании договора социального найма и является нанимателем данного жилого помещения. 12.09.2007 года контролером филиала ОАО "ДЭК" - "Энергосбыт ЕАО" была проведена проверка, по результатам которой вынесен акт, в нем указано, что в данной квартире используется прибор учета электрической энергии класса точности 2,5, который необходимо заменить на прибор класса точности 2, в случае не замены счетчика, расчет будет производиться по нормативам - 151 квт в месяц. В настоящее время расчет за электроэнергию с В.Л. производится по среднему нормативу, а не за фактическое потребленное количество электроэнергии. Прокурор полагает, что требование о замене электросчетчика за счет нанимателя является незаконным, так как В.Л. не является собственником жилья, не несет бремя по его содержанию. Также считает, что обязанность замены прибора учета электрической энергии должна быть возложена на собственника жилья, то есть на муниципальное образование "Облученский муниципальный район", как на владельца данного имущества.

В судебное заседание истица В.Л. не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель ответчика ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" Б.Е. исковые требования не признала, пояснила, что ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (далее ОАО "ДЭК") создано в июле 2006 года и правопреемником ОАО "Хабаровскэнерго" не является. Одной из основных функций филиала является работа с гражданами-потребителями (абонентами)- оказание услуг по техническому обслуживанию, проверке приборов учета электроэнергии, прием платежей от населения, снятие показаний с приборов учета, доставка населению счетов-квитанций. При осуществлении своей деятельности они руководствуются гражданским законодательством, а также "Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденными постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 года (далее Правила N 530). Контролерами филиала была проведена проверка по использованию населением измерительных приборов учета электрической энергии. В ходе проверки установлено, что на квартиру N 1 в доме N 7 по ул. Комсомольской в п. Лондоко-завод установлен прибор старого образца, класса точности 2,5, который в настоящее время не является расчетным, о чем составлен акт. Кроме того, контролером было указано, что если данный счетчик не будет заменен, то расчет за потребление электроэнергии будет производиться по среднему нормативу. Контролер об установленном факте лишь поставил в известность абонента, составил акт и вручил его под роспись. О том, что замена счетчика должна быть произведена за счет В.Л., контролером не требовалось, в акте не отражалось. Акт носит рекомендательный характер, так как услуга в любом случае поставляется, меняется лишь порядок оплаты. Требования контролера основаны на Правилах N 530, также на требованиях ГОСТа 52322, в которых указано, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше, поэтому считает, что требования о замене электросчетчика законны и обоснованны, так как счетчики класса точности 2,5 вышли из эксплуатации.

Между ОАО "ДЭК" и В.Л. заключен договор энергоснабжения. Для надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения покупателем должен быть обеспечен учет электрической энергии. Истица вносила плату за коммунальную услугу по электроснабжению, исходя из показаний прибора учета. Обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем возложена на собственников помещений, так как прибор учета следует судьбе энергопринимающих устройств, и данные счетчики устанавливаются собственниками жилья при вводе в эксплуатацию жилого помещения. В настоящее время их организацией услуга по замене приборов нового образца производится на основании заявления абонента о замене прибора, при наличии самого прибора, приобретенного потребителем, после его надлежащего осмотра. Счетчики являются собственностью их владельца. Техническое обслуживание счетчиков на себя берет энергоснабжающая организация. Считает, что по данным требованиям ОАО "ДЭК" является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика муниципального образования "Облученский муниципальный район" П.Е. исковые требования не признала, суду пояснила, что требования ОАО "ДЭК" о замене прибора учета электроэнергии незаконны, поскольку прибор, используемый истицей, находится в исправном состоянии, он действует и может учитывать потребляемую электроэнергию, напряжение в электросетях не изменилось. Кроме того, индивидуальный прибор учета не входит в состав общего имущества жилого фонда, поэтому бремя по его содержанию на собственника не возлагается. Никаким нормативным актом на муниципальное образование не возложена обязанность по замене приборов учета электроэнергии. В 2000 году энергосбытовым организациям было поручено разработать программы по замене устаревших электросчетчиков. До 2006 года в тариф за электроэнергию входили затраты на установку, замену и обслуживание электрических счетчиков на территории Еврейской автономной области, однако истице счетчик не заменили. Гражданским законодательством предусмотрена обязанность электроснабжающих организаций обеспечивать надлежащее техническое состояние приборов учета. В настоящее время нанимателю поставляется коммунальная услуга по энергоснабжению в полном объеме. В соответствии с действующим законодательством, гражданин-потребитель имеет право выбора по учету расходов потребляемой им услуги, то есть вносить плату согласно показаниям электросчетчика либо по среднему нормативу. В связи с чем считает требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика МО "Облученский муниципальный район" Д.О. иск не признала, суду дала аналогичные пояснения.

Представитель ответчика ООО "Жил-Актив" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия с учетом письменного отзыва, согласно которому, исковые требования не признают, их организация является подрядчиком и производит обслуживание жилого фонда. В соответствии с договором по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий замена электросчетчиков в их обязанность не входит.

Представитель ответчика ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия их представителя, с учетом письменного отзыва на данные требования, из которых следует, что многоквартирные жилые дома, подключены к электрическим сетям филиала "Электрические сети ЕАО", однако внутридомовые сети обслуживаются собственником жилья. Считают, что по делу являются ненадлежащими ответчиками.

Представитель ответчика МУП "Единый заказчик" В.Н. исковые требования не признал, суду пояснил, в квартирную плату включены затраты на содержание и обслуживание электрооборудования, которое входит в состав общего имущества. Индивидуальные приборы учета электрической энергии не входят в состав общего имущества жилого помещения, их техническое обслуживание ими не производится, в связи с чем и затраты на установку, замену, обслуживание этих приборов не включаются в тарифы квартирной платы. Полагает, что их предприятие является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика МУП "Единый заказчик" К.А. дал аналогичные показания.

Суд постановил указанное решение.

В кассационном представлении прокурор указывает на то, что суд при вынесении решения не применил нормы приказа Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 г. N 5 "Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", согласно п. 2.11.16 которых замену и поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между электроснабжающими организациями и потребителями, осуществляет собственник приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией.

Кроме того, судом не учтены положения п. 5.6.10 постановления Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" которыми установлена необходимость обозначения мест (пунктов) разграничений электросетей в каждом конкретном случае в связи с имеющимися различиями в балансовой принадлежности приборов учета электрической энергии и систем автоматического контроля электроэнергии у бытовых потребителей в муниципальных домах.

Прокурор считает, что решение суда подлежит изменению в части размера государственной пошлины, взысканной с администрации МО "Облученский муниципальный район". Судом взыскано 2000 рублей, однако прокурор, освобожденный от уплаты государственной пошлины, обратился в суд в интересах гр. В.Л., которая при самостоятельном обращении в суд оплатила бы государственную пошлину в сумме 100 рублей. Следовательно, в связи с удовлетворением исковых требований, с ответчика должно быть взыскано 100 рублей государственной пошлины.

В кассационной жалобе глава администрации МО "Облученский муниципальный район" просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве оснований для отмены решения суда указывает на то, что судом в решении не изложены доводы представителей администрации и им не дана оценка, доводы представителей администрации изложены в искаженном виде, судом не применены нормы ГК РФ (ч. 1 ст. 539, п. 2 ст. 543) из которых следует, что обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета возлагается на электроснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иным и правовыми актами.

Жилищным кодексом услуга по электроснабжению отнесена к одному из видов коммунальных услуг.

Если электроснабжение является коммунальной услугой, то это право потребителя оплачивать услугу по нормативу либо по прибору учета.

Кроме того, администрация МО "Облученский муниципальный район" указывает на то, что на муниципальное образование может быть возложена обязанность только по замене общего имущества жилого дома, в состав которого электросчетчики не входят, в состав общего имущества входит электрическое оборудование, обслуживающее более одного жилого и нежилого помещения (квартиры). В судебном заседании было установлено, что электросчетчик расположен на лестничной площадке и учитывает потребление коммунальной услуги по электроснабжению только одной квартиры и не может рассматриваться как общее имущество многоквартирного дома.

Ни ГОСТом 52322, ни Правилами N 530 не установлена обязанность муниципального образования по замене устаревших счетчиков, считает, что данного установления и не требуется, так как право оплачивать коммунальные услуги по нормативу или прибору учета возложено на гражданина-потребителя.

В кассационной инстанции прокурор В.К. доводы представления поддержал в части изменения размера государственной пошлины, взысканной с ответчика, с доводами кассационной жалобы администрации МО "Облученский муниципальный район" не согласился, полагая, что на собственника жилого дома возложена обязанность по замене электросчетчика на законных основаниях.

Представитель администрации МО "Облученский муниципальный район" Д.О. доводы кассационной жалобы поддержала.

Представитель ОАО "ДЭК" В.К. с доводами кассационной жалобы ответчика не согласился, пояснил, что электросчетчики являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных систем и являются обязательным прибором учета.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в кассационной инстанции, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, возражения на них, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В соответствии с ч. 2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Из анализа данной нормы следует, что возможно иное регулирование по договору энергоснабжения, установленное законом или иным правовым актом.

"Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством РФ.

В целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения покупателем должен быть обеспечен учет электрической энергии.

Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Если иное не установлено договором, прибор учета следует судьбе энергопринимающих устройств, энергетических установок или объектов электросетевого хозяйства, для обслуживания которых он используется.

Владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором (пункт 139 Правил).

Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.

В целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета (пункт 140 Правил).

Из материалов дела следует, что В.Л. является нанимателем по договору социального найма квартиры N 1 в доме N 7 по ул. Комсомольская п. Лондоко-завод Облученского района. У нанимателя жилого помещения заключен договор энергоснабжения с ОАО "ДЭК".

12 сентября 2007 года контролером ОАО "ДЭК" филиала Энергосбыт ЕАО Г.О. произведена проверка прибора учета электроэнергии, расположенного по адресу: п. Лондоко-завод, ул. Комсомольская, д. 7 кв. 1. По результатам проверки составлен акт, в котором указано, что данный прибор класса точности 2,5 является не расчетным, в связи с чем его необходимо заменить. В случае не замены прибора, расчет будет производиться по нормативам.

По истечении месяца со дня проверки филиалом Энергосбыт ЕАО расчет за электроэнергию потребляемую истицей стал рассчитываться по нормативам.

Согласно пункту 141 Правил N 530 для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Приказом от 15.03.2005 года N 53-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии МПЭ РФ утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52322-2005 "Аппаратура для измерения электрической энергии переменного тока. Статические счетчики активной энергии классов точности 1 и 2". Статические счетчики активной энергии (классы точности 1 и 2)", с датой введения в действие с 1 июля 2005 г., в части счетчиков, разработанных до 1 июля 2005 г., - с 1 июля 2006 г.

То есть, приборы учета электрической энергии класса точности 2,5 выбыли из эксплуатации, в связи с чем исключены из государственного реестра средств измерений, следовательно, в вышеуказанном акте правомерно указано на то, что установленный у В.Л. счетчик не является расчетным, в нем не содержится требование абоненту заменить электросчетчик за свой счет.

При указанных обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении искового требования к ОАО "ДЭК" о признании требований о замене электроприбора за счет потребителя незаконным.

Судом установлено, что в расчет сбытовой надбавки для гарантирующего поставщика электрической энергии на территории ЕАО филиал "Энергосбыт ЕАО" ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" на 2007 год затраты, связанные с заменой, установкой и обслуживанием бытовых электросчетчиков не включались, данное обстоятельство подтверждается пояснениями представителя ОАО "ДЭК" и письмом Комитета тарифов и цен правительства ЕАО N 01-12/2 - 193 от 04.04.2008 года, из которого следует, что за период с 2004 по 2006 г. г. затраты на установку, замену и обслуживание электрических счетчиков на территории ЕАО включались в тариф на электрическую энергию, вырабатываемую и реализуемую ОАО "Хабаровскэнерго". ОАО "ДЭК" правопреемником ОАО "Хабаровскэнерго" не является, в связи с чем суд обоснованно не согласился с доводами представителя ответчика МО "Облученский муниципальный район" о том, что, поскольку в период с 2004 года по 2006 год в тариф за электроэнергию входили средства на затраты, связанные с заменой электросчетчиков, истице необходимо вернуть уплаченную ею сумму, либо установить счетчик энергоснабжающей организацией.

Не могут являться основанием для возложения обязанности по замене электроприборов на электросбытовые организации указания научно-технической комиссии по метрологии и измерительной технике Госстандарта России от 12.09.2000 году этим организациям о разработке программы замены устаревшего парка электросчетчиков до 2005 года, как правомерно указал суд, признавая не состоятельными доводы представителя ответчика МО "Облученский муниципальный район" П.Е.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Иное регулирование, в соответствии с которым бремя содержания энергетических сетей, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, являющихся составной частью жилого помещения, возложено на собственника жилого помещения, предусмотрено Жилищным кодексом РФ.

Статья 8 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.

Часть 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Пунктом 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 от 23.05.2006.

Согласно п. 13 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором. Согласно Правилам N 530 индивидуальный прибор учета является электрооборудованием, которое входит в состав внутридомовых инженерных систем и следует судьбе энергопринимающих устройств, энергетических установок или объектов электросетевого хозяйства, для обслуживания которых он используется.

Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: ЕАО, Облученский район, п. Лондоко-завод, ул. Комсомольская, д. 7, состоит в реестре муниципальной собственности с 19.09.1999 года.

В материалах дела имеется муниципальный контракт на поставку электрической энергии для муниципальных нужд N 2558, заключенный 01.01.2007 года между ОАО "ДЭК" и администрацией МО "Облученский муниципальный район", согласно которому муниципальный заказчик обязан обеспечивать учет потребляемой энергии в соответствии с действующим законодательством РФ, и на основании технических условий, выданных гарантирующим поставщиком или территориальной сетевой организацией, приобретать и устанавливать расчетные электросчетчики, в т.ч. электронные (п. 3.12, п. 3.1.11).

Доводы представителя ответчика МО "Облученский муниципальный район" о том, что В.Л. имеет право выбора потреблять электроэнергию через электросчетчик либо по нормативам, в связи с чем приобретение данного прибора должно быть за ее счет, суд обоснованно признал несостоятельными, так как, согласно действующему законодательству, обязанности предоставлять потребителю коммунальные услуги, в необходимых для него объемах, возлагаются на собственника жилья.

Поскольку внутридомовые инженерные системы не являются собственностью ни гарантирующего поставщика, ни энергосбытовой организации ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания", вывод суда о том, что указанные организации не могут являться ненадлежащими ответчиками по данному делу является правильным.

При указанных обстоятельствах суд на законных основаниях возложил обязанность по замене прибора учета электроэнергии на МО "Облученский муниципальный район", как на собственника жилого помещения, владельца данного имущества.

Довод кассационного представления о том, что судом при рассмотрении дела не учтены положения ряда нормативных актов, не является основанием для отмены либо изменения решения суда, поскольку указанные нормативные акты не опровергают решение суда, оно по существу является правильным, мотивированным, содержит анализ нормативных актов, регулирующих спорные отношения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не имеется.

Вместе с тем судебная коллегия находит обоснованным довод кассационного представления о том, что размер государственной пошлины взысканной с муниципального образования "Облученский муниципальный район" исчислен неправильно.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты расходов.

Согласно п. 8 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных требований.

С учетом указанных норм, а также принимая во внимание, что требования заявлены прокурором в интересах физического лица, ответчик должен уплатить государственную пошлину в размере 100 рублей, то есть тот размер государственной пошлины, которую бы оплатила В.Л. при самостоятельном обращении в суд.

Не изменяя решение по существу, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда указанием на взыскание государственной пошлины в установленном размере.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 361 - 364 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Облученского районного суда ЕАО от 18 апреля 2008 года оставить без изменения.

Абзац третий резолютивной части решения изложить в следующей редакции:

Взыскать с администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" в местный бюджет государственную пошлину в сумме 100 рублей.

Кассационное представление прокурора считать удовлетворенным частично.

Кассационную жалобу администрации муниципального образования "Облученский район" оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Н.С.Серга

Судьи

В.Ф.Дроздова

И.В.Сенотрусова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: