Школа и общественные идеалы

Начнем с некоторых предварительных замечаний. Наиболее общий принципвоспитания состоит в том, что оно должно согласовываться с дальнейшей жизньючеловека, с реальностью, с которой ему придется столкнуться. Этоподразумевает, что воспитание должно согласовываться с идеалами нации, впротивном случае, воспитанникам будет довольно сложно жить в обществе: имбудет неуютно в качестве его членов. Несомненно, идеалы нации могут изменяться -- резко, в результатереволюции, или постепенно, в процессе эволюции. И это всего лишь означает,что у воспитателя должен быть некий обобщенный идеал. Это должен быть идеал,в любом случае остающийся уместным, который учит человека изменятьсясоответственно изменяющимся обстоятельствам. Связь школы с общественными идеалами, безусловно, обеспечиваетсяправительством. Именно в силу его влияния национальные идеалы отражаются вшкольной системе. Правительство с трудом может добраться до родителей илисемьи, однако оно внимательно следит за школами в своих же интересах. Исторически, в разные периоды времени школы отражали различные идеалы.В Европе школы изначально организовывались для аристократических семей, онибыли аристократичны по духу и обучались в них исключительно аристократы. Вдальнейшем, школы перешли под начало церквей и приобрели религиозныйхарактер. Однако со временем требования нации к знаниям стали расти.Расширялось количество преподаваемых дисциплин, выросла потребность вучителях, которую церковь уже не могла удовлетворять. Таким образом, кпрофессии стали приобщаться люди, не имеющие отношения к церкви. До последнего времени учителя почти никогда не занимались исключительнопреподаванием: они сапожничали, портняжничали и так далее. Неудивительно,что основным средством обучения служили розги. В такой школе не моглирешаться психологические проблемы детей. Основы современного подхода в образовании в Европе заложил Песталоцци.Песталоцци (1746-1827) был первым преподавателем, нашедшим инойпедагогический метод помимо прута и наказания. Для нас Песталоцци ценен тем, что показал большую важность методики дляшколы. Используя правильные методы, можно научить каждого ребенка (заисключением умственно отсталых) читать, писать, петь и считать. Нельзясказать, что совершенные методики уже изобретены. Они постоянно находятся впроцессе совершенствования и развития. Возвращаясь к истории европейской школы, стоит заметить, что послетого, как педагогические техники достигли определенного уровня, появляетсябольшая необходимость в работниках, умеющих читать, писать, считать и ненуждающихся в постоянном руководстве. В это время выдвигается лозунг: "Школа-- каждому ребенку!" В настоящее время, в результате изменения условийэкономической жизни и идеалов, которые отражают эти условия, каждому ребенкувменяется в обязанность ходить в школу. Когда-то в Европе влиятельны были только аристократы и требовалисьтолько чиновники и рабочие. Те, кто должен был быть подготовлен для высшихдолжностей -- шли в высшие школы; для остальных школы были просто закрыты.Система образования отражала национальные идеалы времени. Сегодня школьнаясистема соответствует новым национальным идеалам. Не так давно в нашихшколах дети должны были сидеть, тихо, со сложенными руками и не шевелиться.Теперь в наших школах дети -- друзья учителей. Они более не подчиняютсяавторитетам, от них почти не требуют повиновения и позволяют развиватьсяболее независимо. Естественно, речь идет о школах, которых много вдемократических Соединенных Штатах, так как школы всегда развиваются вместес идеалами страны, как бы кристаллизующихся в правительственных указах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: