Основы организации и взаимодействия сил РСЧС

Сущность работы по организации и поддержанию взаимодейс­твия заключается в обеспечении наиболее рационального расп­ределения усилий имеющихся сил и средств по месту действий,


Spravochnik_Spas_5. qxp 05.06.2006 14:50Page 3 3



задачам и способам их выполнения, с учетом характера, масшта­бов ЧС, складывающейся обстановки и возможностей каждого подразделения и формирования, в интересах ликвидации ЧС в короткие сроки.

Основными организаторами взаимодействия являются Регио­нальные центры ГОЧС и территориальные Комиссии по ЧС.

Правовой основой для организации взаимодействия сил РСЧС являются:

- постановление Правительства Российской Федерации от 18 ап­
реля 1992 года № 261, утвердившее Положение о Российс­
кой системе предупреждения и действий в ЧС и определив­
шее функции органов государственного управления Рос­
сийской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС;

- нормативные документы Министерства Российской Федера­
ции по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации пос­
ледствий стихийных бедствий и других министерств (ве­
домств) Российской Федерации, силы и учреждения которых
входят в систему РСЧС, по организации взаимодействия
при решении задач по предупреждению и ликвидации ЧС.

В части организации взаимодействия указанные документы предусматривают, что:

- Региональные Центры по делам гражданской обороны, ЧС и
ликвидации последствий стихийных бедствий организуют взаи­
модействие органов исполнительной власти региона с органа­
ми военного управления соответствующих военных округов;

- организуют разработку и реализацию планов взаимодейс­
твия территориальных и ведомственных органов управления
в регионе по предупреждению и ликвидации ЧС;

- им предоставляется право принимать в пределах своей ком­
петенции решения, необходимые для организации и коорди­
нации работ по предупреждению и ликвидации ЧС на терри­
тории региона, обязательные для исполнения органами ис­
полнительной власти, организациями и предприятиями, не­
зависимо от форм собственности, а также должностными
лицами и гражданами.

Территориальные Комиссии по ЧС координируют деятель­ность Комиссий по ЧС на подведомственной территории по пре­дупреждению и ликвидации ЧС, а также организуют взаимодейс­твие с Комиссиями по ЧС соседних территорий, военным коман­дованием, общественными организациями по вопросам сбора и обмена информацией, а в случае необходимости - направления сил и средств для ликвидации ЧС.

В ходе ликвидации ЧС взаимодействие уточняется и поддер­живается оперативными группами Комиссий по ЧС. На них возла-


Spravochnik_Spas_5. qxp 05.06.2006 14:50Page 34



гается координация действий сил различной подчиненности и назначения по оказанию пострадавшим необходимой помощи и выполнению других неотложных мер по ликвидации ЧС. Им предоставляется право:

- привлекать для решения задач по ликвидации ЧС все силы и
средства, находящиеся в зоне бедствия, независимо от их
ведомственной принадлежности;

- задействовать для обеспечения аварийно-спасательных и
аварийно-восстановительных работ выделенный в установ­
ленном порядке транспорт и другие материально-техничес­
кие средства;

- в случае необходимости отдавать распоряжения на эвакуа­
цию людей и материальных ценностей из опасной зоны, при­
останавливать работу цехов и объектов.

Командиры и штабы воинских частей и подразделений ГО, а также командиры формирований организуют взаимодействие между подразделениями части (формирования), а при совмест­ном выполнении задач с формированиями других Министерств и ведомств - также с ними.

Основой для организации взаимодействия являются решения начальников региональных центров, Председателей Комиссий по ЧС на проведение первоочередных экстренных мер и ликвида­цию ЧС, а также их указания по организации взаимодействия.

Взаимодействие с формированиями и службами Министерств и ведомств Российской Федерации организуется через предста­вителей указанных Министерств и ведомств.

Содержание взаимодействия определяется характером пожа­ров и задачами, решаемыми силами РСЧС при их ликвидации, а также предназначением и возможностями формирования (служ­бы), с которой организуется взаимодействие.

Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные форми­рования постоянной готовности, созданные на базе военизирован­ных горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных и по­жарных подразделений, медицинских формирований, строительных и монтажных организаций и других аналогичных профессиональных служб различных Министерств и ведомств, по согласованию с ними, привлекаются для выполнения задач РСЧС Комиссиями по ЧС на контрактной основе с возмещением произведенных затрат.

Воинские части и подразделения гражданской обороны в шта­тах мирного времени привлекаются к решению задач по тушению пожаров в границах региона решением Начальников соответству­ющих Региональных Центров ГОЧС по согласованию с МЧС.

На период тушения пожара, исходя из сложившейся обстанов­ки и поставленной задачи, воинские части и подразделения ГО


Spravochnik_Spas_5. qxp 05.06.2006 14:50Page 3 5



передаются в оперативное подчинение определенной Комиссии по ЧС и действуют в составе территориальной группировки сил во взаимодействии с другими, входящими в ее состав формиро­ваниями.

Взаимодействие с воинскими частями ГО организует Комис­сия по ЧС, которой части приданы в оперативное подчинение.

Подразделения постоянной готовности, созданные на базе со­единений и частей войск РХБ защиты и инженерных войск Ми­нистерства обороны РФ, привлекаются к проведению мероприя­тий по тушению пожаров в интересах территории по решению Ко­мандующего войсками соответствующего военного округа и ре­шают задачи в соответствии с планами взаимодействия Регио­нального Центра ГОЧС и военного округа.

В зависимости от характера и масштабов пожара взаимодейс­твие организуется по этапам его ликвидации и задачам.

Между подразделениями, формированиями, группами спаса­телей, при их совместных действиях взаимодействие организуют их командиры в интересах формирования (подразделения), вы­полняющего главную задачу. При этом действия согласовывают­ся по задачам, способам и технологии их решения, согласно роли каждого подразделения (формирования) в их выполнении, с уче­том профиля их специализации.

Поддержание взаимодействия в ходе тушения пожара дости­гается:

- твердым знанием всеми участниками поставленных задач и
способов их выполнения;

-своевременным и точным выполнением поставленных задач;

- своевременным уточнением задач с учетом складывающей­
ся обстановки;

- наличием надежной связи, устойчивой достоверной взаим­
ной информации.



Spravochnik_Spas_5. qxp 05.06.2006 14:50Page 3 6




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: