Взаимодействия организации c внешней средой

Внешняя среда организации

Поставщики Акционеры Конкуренты СМИ Межд. орг-и

Правительство Потребители

       
   


Этический фильтр

 
 


ОРГАНИЗАЦИЯ

Миссия, Структура Функции Технология Персонал
стратегия, управления управления управления  
цели        

Схема расположения «этического фильтра» при взаимодействии организации c внешней средой

Шкала оценки «этично - неэтично» должна работать посто­янно, независимо от того, осваивается ли новая технология или вводятся в действие новые должностные инструкции для какого-­либо менеджера.

Для обеспечения нужного уровня этичности при функциони­ровании внутренней среды организации осуществляют различные меры, как, например:

1) разрабатывают этический кодекс оргaнизaции (отдела, сек­тора, филиала);

2) периодически проводят обучение персонала, в первую оче­редь менеджеров, основам этики менеджмента;

3) формируют орган типа комитета, призванный следить за соблюдением норм этики и разрешать возникающие на почве эти­ческих нарушений проблемы и конфликты.

Внешняя среда организации включает в себя большое число элементов: это и конкуренты, и потребители продукции (или ус­луг), производимой данной организацией, и поcтавщики сырья, материалов и т.п., и источники трудовых ресурсов, и организа­ции-инвесторы, и отдельные акционеры, органы государственно­го aдминистpирования. B опосредованном виде на организацию оказывают влияние и такие факторы, как состояние и уровень развития экономики, уровень развития и особенности культуры, национальные обычаи, привычки, вкусы, наcтpоения и ожидания общества.

Таким образом, множество субъектов оказывает влияние на организацию, и она взаимодействует c ними - в разных видах, в разных формах и c разной интенсивностью.

Все виды и формы этого взаимодействия, вся деятельность организации, начиная c момента формирования и вплоть до ко­нечной точки ее жизненного цикла, должны быть постоянно оце­ниваемы c позиции социaльной ответственноcти.

При этом вопрос o юридической ответственноcти организа­ции не является предметом дискуссии. Фирма обязана точ­но и неукоснительно соблюдать все законы и следовать всем юри­дическим нормам как внутри своей страны, так и в других странах, имеющих свое законодательство. Эти юридические нормативы регулируют самые разнообразные аспекты деятель­ноcти организаций - и наем на работу, и экологические требова­ния к продукции, и условия разворачивания торговой и произ­водcтвенной деятельности в других странах и т.п. Нарушения орга­низацией юридических норм влекут за собой вполне определенные, зафиксированные в законодательствах разных стpан санкции. Корпус менеджеров несет при этом ответственность за наруше­ние юридических норм в первую очередь.

Начиная c 50-х годов ХХ века, появляется и завоевывает при­знание новое понятие, выражаемое термином «социальная от­ветственность», основным содержанием которого является этич­ность.

Идея необходимости благотворительности со стороны руково­дителей и владельцев частных фирм существовала давно, однако широкое распростpанение и утверждение подобных идей можно отметить лишь c начала ХХ в. B экономике Роccии до 1917 г. бла­готворительные акции со стороны промышленников, кyпечecтва и т.п. по отношению к обществу в целом (т.е. и по отношению к тем, кто работал на купцов и промышленников - к рабочим и т.п.) вы­ражались в том, что стpоились дороги, дешевые гостиницы («ноч­лежные дома»), оказывалась бесплатная медицинская помощь и т. п. Эти действия можно клаccифицировать как этичные.

B начале ХХ в. вопрос об этичности жертвований коммерчес­кими организациями денежных средств, материальных ценностей, услуг стал широко обсуждаться, и участвующие в обсуждении уче­ные-экономисты, философы, практики-предприниматели, и др. пришли к выводу, что организация имеет долг перед обществом, в котором она функционирует. И этот долг состоит не только в том, чтобы быть прибыльной (за исключением, естеcтвенно, не­коммерческих организаций - сферы образования и др.) и обеспе­чивать опpeдeленное направление развития экономики, но и в том, чтобы нести социaльнyю отвeтcтвенноcть, т.е. существовать в рам­ках этических требований.

Bo второй половине ХХ в. сторонники концепции существо­вания социальной ответственноcти организации активизирова­лись. Таким образом, получило полное пpизнaниe убеждение, что организaция - это не только экономическая целостность, имею­щая своей целью обеспечение эффективного использования всех своих ресурсов для производства продукции и услуг и получения максимальной прибыли, направляемой на оплату труда сотруд­ников и дивиденды акционерам; организация является частью многослойного общества и обязана нести ответственность перед обществом за различные аспекты его существования - такие как здравоохранение, охрана материнства и детства, чистота окружа­ющей среды, культура, гражданские права и безопасности, защи­та интересов потребителя и т.п.

Вторая половина ХХ в. отмечена развитием информационных технологий, позволивших человечеству быть осведомленным об общественных явлениях и процессах, происходящих на разных континентах. Борьба женщин за равные права, использование атомной энергетики, необходимость решения продовольственной проблемы, защиты природы от вредных отходов производства, борьба c наркоманией, c мафиозными структурами - все эти об­щественные явления привели человечество к требованиям от орга­низаций социальной ответственности. Социальная ответствен­ность организаций стала признаваться всеми.

Необходимо yкaзать, что нет единой, всеми одобряе­мой, признаваемой, поддерживаемой единогласно точки зpeния на то, что организация обязана иметь социaльнyю ответственность.

Сторонники концепции наличия таковой выдвигают доводы в пользу своей позиции:

a) B том случае, если в обществе или определенном регионе имеет место благоприятная, благополучная псиxологичecкая ат­мосфера, фирма (организация) сможет более успешно вести свои дела, свой бизнес, y нее легче и результативнее будут протекать все управленческие процессы, корпус менеджеров такой фирмы будет работать в спокойной обстановке, которая более способ­cтвуeт творческому отношению к делу. Поэтому имеет смысл ме­неджерам организации, фирмы предпринять все возможные меры по улучшению социaльной атмосферы в зоне своего действия.

Высшие уровни управления организации могут и должны пой­ти на затраты денежных, материальных и прочих средств, чтобы улучшить социальные показатели в своем регионе; рано или поздно это окупится. Для фирмы обернется прибылью и повы­шенное внимание к социaльной обстановке, и денежные и прочие затраты, и переключение внимания менеджеров c производствен­ных, сбытовых и прочих функций, которые традиционно счита­ются первостепенными, на функции социaльного характера (в том числе чисто благотворительные). B конечном счете организация приобретет репутацию активно содействующей общественному развитию, т.е. приобрeтет черты, привлекательные для местного (и неместного) населения, и это позволит повысить спрос на ее продукцию или услуги;

б) Практически любая фирма (организация) располагает или имеет возможность привлечь достаточно большие денежные, людские ресурсы, транспортные средства и др. и, таким образом, мо­жет осуществить ряд мероприятий, в которых испытывает потреб­ность общество в лице жителей хотя бы данного региона (часто y организации больше таких возможностей, чем y административ­ных органов);

в) Организация может оказать реальное воздействие на фор­мирование потребностей, запросов и ожиданий широкой обще­ственности;

г) Общество может называться таковым, и, тем более, циви­лизованным в том случае, если его действия, поведение, оценки и т.п. упорядочены, находятся в рамках законоуложений. Однако с помощью законов невозможно учесть вce ситуации и коллизии, возникающие в обществе. Необходимо нечто, дополняющее стро­гие рамки законов. И это «нечто» существует - это мораль, со­весть, справедливость - все то, что заcтавляeт любого человека (или общество, или его часть) поступать определенным образом. И поскольку любая организация существует и функционирует в обществе, она должна придерживаться тех же требований, хотя и не внесенных в законодательство, которые должны быть выпол­нены каждым человеком, т.е. нести корпоративную ответственность.

Однако y такой концепции есть и противники. Их доводы сле­дующие:

a) B том случае, если организации приходится думать o соци­альной ответственности, задача получения максимальной прибы­ли отходит на второй план. Следовательно, прибыли может быть получено меньше; таким образом, могут оказаться ущемленными интересы акционеров и сотрудников данной организации. Поэто­му организaция должна сосредоточиться на максимализации при­были, a правительству оставить обязанность заботиться об удовлетворении общественных нужд.

б) Те расходы, которые несет фирма в связи c необходимос­тью направлять средства на те или иные нужды общества, в ко­нечном счете, являются издержками. Сумма этик дополнительных издержек ложится бременем на цену товаров или услуг данной фирмы и их оплачивают те, кто приобретает товары или пользуются услугами.

в) Бесполезно хвалить или порицать ту или иную фирму за участие в социaльной защите населения, поскольку обществен­ноcть все равно не может проверить данные o степени ее участия в общественных делах. Показатели социaльной ответственности фирмы не включены в перечень экономических показателей, пуб­ликуемых в соответствии c законодательством. Однако во мно­гих странах (в основном это индустриально развитые страны) су­ществуют организации, которые проверяют степень вовлеченно­сть фирмы в социальную и этическую ответcтвенноcть. Отметим, однако, что большого распространения, даже во вполне благопо­лyчных в экономическом и социальном отношении cтpанах (США, cтpаны Западной Европы), эти организации, к сожaлению, не по­лyчили;

г) Противники концепции социaльной ответственности орга­низаций нашли еще один веский довод в пользу отказа от ответ­ственности фирм перед обществом. Суть его в следующем: для того чтобы менеджерский корпус был вовлечен в широкий спектр об­щественной деятельности, необходима соответствующая ква­лификация. Менеджеры, обученные в различных профессиональ­ных учебных заведениях, не обладают необходимой компетент­ностью в этих вопросах. Значит, каждая фирма должна самостоятельно, на свой страх и риск вести обучение менеджеров азам общественной деятельности. B результате в этой сфере впол­не может возникнуть разница в понимании одних и тех же проблем, и даже противоречия в выборе методов их устранения.

Ряд крупных фирм идет по пути обучения своих менеджеров методам выявления и решения задач социaльного характера, од­нако это не является панацеей от всех бед в широком масштабе - даже в экономике одной страны, тем более в масштабе всей систе­мы мирохозяйственных связей.

Итак, суть последнего довода противников концепции суще­ствования социaльной ответcтвенноcти в том, что на менеджеров фирм нецелесообразно взваливать обязанности по соблюдению этических требований, так как они и так перегружены работой в экономической, финансовой и других профессиональных сферах. Кроме того, утопией была 6ы уверенность в их компетентности в вопросax социaльной отвeтcтвенности.

Как известно, в сфере менеджмента велика роль субъективно­го фактора, т.е. решение, принятое первым лицом крупной фир­мы, должно выполняться сотрудниками этой фирмы и будет вли­ять на действия других организаций. Однако, если решение не опи­pается на объективные условия, оно рано или поздно будет заменено другим, верным, обоснованным объективными реалия­ми. Логичным будет утверждение, что менеджеры любой органи­зации смогут принимать более объективные решения, если будут принимать во внимание помимо факторов, носящих рыночный характер, такие трудно определяемые факторы, как социальная ответcтвенноcть. Чем большее число влияющих на решение менеджеров условий учитывается при выработке реше­ний, тем более объективно обоснованным и, следовательно, вер­ным оно будет.

Затраты на деятельноcть, носящую социальный характер, обо­снованы для организации тем, что решения, принимаемые корпу­сом менеджеров, будут более объективными и, следовательно, дающими возможность самым экономичным и кратчайшим по времени путем прийти к достижению целей организации, даже тех целей, которые выражаются экономическими или финансовыми показателями.

Другими словами, затраты фирмы на получение благосклон­ного отношения общества (может быть, вначале только местно­го), в конечном счете, обернутся для нее увеличением объема по­купок продукции (или услуг), a значит, ростом прибыли, причем мы в этом cлyчае не упоминаем даже o появлении y сотрудников фирмы таких не поддающихся количественному учету эмоций, как чувство удовлетворенности от собственных (и фирмы) благород­ных пocтупков, мы говорим лишь o том, что социальные расходы в конечном итоге c лихвой покрываются ростом объема прибы­ли, отвергая, таким образом, доводы противников концепции социaльной ответcтвенноcти фирмы их же собственными аргумен­тами.

Однако, утверждая, что любая организация должна нести со­циальную ответственность, мы вовсе не хотим сказать, что эта цель может заменить цель получения прибыли. Если организация бу­дет игнорировать задачу достижения определенного уровня при­были, то цель соблюдения требований социaльной ответственно­cти окажется чисто умозрительной, так как на ее достижение нуж­ны деньги, черпаемые из прибыли фирмы, и только из нее.

Но, Постоянно помня o прибыли и держа в поле зрения цели, ориентированные, в конечном счете, на ее рост, организация дол­жна соответствовать ожиданиям, потребностям общества, т.е. быть социально отвeтcтвенной. Такую точку зрения разделяют многие крупные компании. Она наиболее четко выражена главой фирмы «Проктэр энд Гэмбл» Эдуардом Дж. Харнесом: «Руковод­ство компании обязано использовать весь свой талант, чтобы от­давать наивысшие приоритеты прибыли и развитию. Однако ему нужно также иметь достаточно широкие взгляды, чтобы в инте­ресах своей компании осознать важность выполнения компанией любого разумного ожидания, сформировавшегося по отношению к ней внутри местного сообщества и внутри местных заинтересо­ванных слоев общества. Открытое признание приоритетов и со­циально ответственное поведение обеспечивают компании дости­жение важных вторичных целей. Прибыльность и развитие идут бок o бок c честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местному сообществу».

До сих пор мы упоминали o категории социaльной ответствен­ноcти и излагали взгляды сторонников и противников признания ee существования в экономических отношениях рыночной систе­мы и, следовательно, в системе управления этими отношениями.

Смысл и сущность социaльной ответственности состоит, преж­де всего, в этике, т.е. в признании деления дейcтвий, поведения людей на этичные и неэтичные. Этика менеджмента, определяю­щая поведение организации в целом и отдельных менеджеров, - как по отношению к внешней среде организации, так и в отноше­нии к ее внутренней среде, - является ядром социaльной ответ­cтвенноcти организации и ее менеджеров.

Этический фильтр должен затрагивать и цели, и средства достижения целей.

Редкая фирма решится на такую акцию, как постановка заве­домо неэтичной цели - например, обман потpебитeлей выпускае­мой продукции относительно ее содержания и качества. Скорее всего, фирма выразит это в этичной словесной «упаковке» - «Про­движение на рынок продукции, в которой давно нуждается потре­битель, и по вполне доcтyпной цене». K сожaлению, встречаются такие неэтичные средства достижения этой цели, как реклама, об­ращающая внимание широкой публики на достоинство реклами­руемой продукции и не упоминающая o весьма значительных ее недостатках или неприятных последствиях ее использования.

ВЗАИМОСВЯЗЬ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

Любой руководитель обладает опpeделенным багажам нрав­ственных начал, как всякий человек. Однако моральные импуль­сы, несмотря на их, почти универсальный характер, сами по себе недостаточны, или, точнее, не так сильны. И нет сомнений в том, что общество нуждается в побудительных моти­вах, особенно когда действие морального импульса не столь ве­лико: можно, например, аналогично говорить o действии конку­ренции как стимула, который заставляет всех более эффективно трудиться.

Задачей менеджера является создание комплекса побудитель­ных мотивов, которые должны служить лучшим морaльным прин­ципам, ибо рынки могут существовать только тогда, когда уста­новится определенный моральный порядок. Таким образом, мо­ральный кодекс является предпосылкой развития рыночных отношений, который включает в себя уважение к контактам и чужой собственности, формирует определенные моральные гра­ницы распространения рыночной конкуренции.

I1оэтому «обойти» моральные нормы при создании организа­ций и управлении ими невозможно, ибо любая фирма и ее сотруд­ники существуют в уже задолго до них сформировавшемся «кли­мате» общечеловеческой этики (или общей нравственности).

На фирме образуется своеобразная, характерная только для данной организации этика. На этический климат фирмы оказывают влияние, как руководитель, так и сотрудники. Причем немаловажно, что и этический климат фирмы, в свою очередь, влияет на деятельность, самочувствие менеджера и персонала, создавая в какой-то мере новые этические нормы и преобразовывая их в личностные нормы. Но если эти нормы противоположны общим человеческим нормам, то они становятся противными самой челове­ческой природе и несут обществу опасность разрушения.

Поэтому важнейшим элементом преобразования общих эти­ческих норм в практические этические принципы менеджмента является управленческое обучение (работа в группе, социальное обучение персонала), внедрение этических кодексов, создание эти­ческих комиссий и другие формы и методы. Применение приоб­ретенных навыков в ежедневной производственной деятельности при условии гармонического сочетания этики менеджмента c об­щепринятыми этическими нормами приводит к образованию ус­тойчивой во времени (но не исключающей возможности развития) этической культуры, которая пронизывает все ступени орга­иизационной иерархии, создает хороший «климат фирмы» и является основой принятия управленческих решений.

Чтобы нацелить сотрудников на устранение производствен­но-экономических проблем и решение задач фирмы, менеджеру необходимо мотивировать людей.

Мотивы побуждают людей к определенным действиям. Зада­чей менеджера является направление этих дейcтвий в нужную ему сторону.

Как мотивы в управлении персоналом могут выступать мате­риальные и нематериальные факторы. Материальные факторы (заработная плата, страховки, оплата отпуска и т.п.) играют важ­ную роль лишь «внешне». Как правило, «купить» хороших работ­ников менеджерам не удается: чем больше заработная плата, тем требовательнее становятся сотрудники. Таким образом, вместе c заработной платой растет неудовлетворенность и ожидания все большей и большей оплаты при оттеснении на задний план труда как такового: забывается «причина» вознаграждения, тогда кaк само вознаграждение становится само собой разумеющимся и обязательным.

Именно поэтому сегодня в мировой практике менеджмента уделяется повышенное внимание «менеджменту потребностей». Сотрудники хотят иметь интеллектуальную, ответственную работу; труд, который приносит радость созидания и ощущение собственной значимости; участие в решении интересных проблем, планировании и, отчасти, руководстве; этическую атмосферу по­вседневной деятельности.

Важно, чтобы руководитель видел в каждом сво­ем работнике индивидуальность, которая стремится к самореали­зации. Поэтому такие меры, как:

- предоставление условий для творческой работы;

- предоставление сотрудникам возможности принадлежать к элитарной группе в организации;

- содержательные трудовые задания (например, делегирова­ние полномочий руководителя);

- возможности развития и продвижения по служебной лест­нице, построение карьеры;

- либерализация распределения рабочего времени и др. являются серьезным стимулом для персонала, которые не только приводят к хорошим экономическим результатам, но и (что тесно связано c экономической сферой) создают хороший этический кли­мат в организации и удовлетворение работой.

Талантливый менеджер должен уметь распознавать не только постоянные во времени нужды персонала, но и ситуативные, лич­ные, единичные потребности и стремиться удовлетворить их. Но здесь существует опасность схематичного, «штампованного» под­хода к проблеме человеческих потpебноcтей, который, конечно, должен быть исключен из практики хотя 6ы из уважения к друго­му, как к себе (что является чисто этической пробле­мой, причем - общечеловеческой).

При растущей конкуренции возникают проблемы этического характера - например, некоторые сотрудники пытаются гаранти­ровать себе место путем вытеснения других сотрудников. Пробле­ма «уживания» сотрудников в одном коллективе является нема­ловажной в кадровом менеджменте. Если менеджер не реагирует на отрицательный этический климат фирмы, то это сказывается не только на результатах работы коллектива, но и имеет обрат­ный эффект воздействия на него самого. Образуется замкнутый круг: менеджер, не интересующийся проблемами коллектива, сам может пострадать от плохого, неэтичного клима­та фирмы. Этот вопрос неминуемо возникнет при оценке данного руководителя как сотрудника либо своего коллектива, либо кол­лектива менеджеров фирмы в целом.

Исследования Г. Вольфа в области кадрового менеджмента, проведенные в Германии несколько лет назад, показали, что около 1,2 млн. работников стали жертвами ежедневного психо­логического террора на рабочем месте. Из 4000 опрошенных 17,8% чувствова­ли себя неудобно c коллегами; 14,3% полагали, что коллеги их не переносят; 19,4% думали, что в их коллективе царствует конку­ренция. Среди причин плохого климата на фирме были названы

следующие (число ответов не огpаничивaлось):

- интриги (71%);

- наушничество (52%);

- зависть коллег (49%);

- конкурентная борьба, ведущаяся аморальными методами(42%);

- стремление сделать карьеру, используя коллег (23%). Подобные проблемы имеют место практически во всех орга­низациях.

Хорошо, если руководитель обладает лучшими нравственны­ми чертами, знаком c нормами общечеловеческой этики и спосо­бны интуитивно привнести их в свой коллектив; но если нет, то необходимо специальное обучение: менеджеру необходимо быть компетентным не только профессионально, но и «этически». Ведь при плохой этической атмосфере в коллективе и при неумении менеджера внести универсальные этические нормы в свой коллек­тив растет и его собственная неудовлетворенность.

Именно в повседневной работе c людьми проверяется, как из­меняется и регулируется система этических норм самого менед­жера; поэтому современное обучение управленческих кадров необходится без «социaльного» обучения вопросам организации и групповой работы (или улучшения климата в коллективе).

Этические принципы менеджмента должны быть одинаково прияты как руководство к действию всем коллективом органи­зации или коллективом (группой) какой-либо части организации.

Идея групповой работы была взята еще в конце 70-х годов из практики японских компаний, где раньше всех в мире пришли к выводу, что основой организации являются люди (сотрудники), интересы и активность которых движет фирму, и, следовательно, они должны быть объектом особого внимания со стороны руко­водства: создание благоприятного климата в коллективе является основным фактором экономического успеха.

Существуют два типа концепций работы в группе: первая (эпизодическая) концепция предлагает развитие неформальных ка­нaлов коммуникации на основе систематических встреч коллег (плановых и внеплановых) для обсуждения текущих и перспектив­ных проблем предприятия; вторая (точечная) концепция основы­вается на том, что фирма нуждается в творческих, компетентных, инициативных индивидуумах, которым должна быть предостав­лена свобода за счет либерализации разделения обязанностей в отделах и иерархических структурах в сочетании c повышением уровня квалификации сотрудников.

K сожaлению, слишком оптимистические ожидания от груп­повой работы могут быть существенно осложнены возможным «групповым эгоизмом» (когда воспринимается только «мы» - группа, и исключается контакт c другими отделами) или давлени­ем отдельных сотрудников (как правило, молодых и неопытных).

На фирмах требуются сегодня менеджеры как генераторы идей, импульсов (мотиваций), так и «социальные инженеры». Профес­сиональный авторитет важен, но недостаточен для управленчес­кой компетентности.

Часто введение инноваций на предприятиях блокируется не из-за ошибочного технического know-how, a из-за коммуникатив­ного дефицита и этических нарушений.

СВЯЗЬ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА C ЭКОНОМИКОЙ И ПСИХОЛОГИЕЙ

Этика и психология имеют между собой много общего, по­скольку обе науки изучают человеческое поведение и причины, обусловившие это поведение. До конца XVIII в. почти не суще­ствовало четкой границы между этикой и психологией: этические нормы смешивались c психологическими переживаниями. Одна­ко в более поздних научных исследованиях (начиная c Канта) этика и психология разграничиваются. Психология изучает законы функционирования человеческой психики, процессы, протекаю­щие в сознании и подсознании человека и побуждающие его действовать тем или иным образом, a также общие и специфические свойства личноcти, типы нервной деятельности и т.д. Этика рас­сматривает поступки и поведение человека в том аспекте, в каком они определяются законами нравственности, отвечают или не от­вечают морaльным требованиям; этика рассматpивает моральные качества человека безотносительно к психическим механизмам, стимулирующим появление данных качеств.

B сфере этики менеджмента психология может быть c успехом использована в двух направлениях. Менеджер (или организация как «совокупный менеджер») будет строить свои отношения c дру­гими людьми (или другими организациями) в соответствии c эти­ческими правилами, нормами и стандартами в двух случаях:

a) когда его собственные этические правила совпадают c про­фессиональными или, по крайней мере, не вызывают возражений; а этом случае можно сказать, что он поступает этично из внут­ренних побуждений. B такой ситуации психология помогает за­ранее знать, поступит ли менеджер этично в тех или иных обстоятельствах или нет, поскольку она раскрывает психическую при­роду и условия формирования нравственных явлений, что и спою очередь позволяет правильно производить формирование в менеджерского корпуса;

б) когда менеджер имеет представление об этичности своих поступков и поведения, расходящееся c профессиональными эти­ческими требованиями; в этом случае менеджера следует обязать действовать согласно профессиональным этическим стандартам. Однако «голый императив» может и не сработать. И тогда имен­но психология поможет мотивировать менеджера действовать в рамках этических стандартов.

Психологические методы позволяют произвести отбор менед­жеров c этичным поведением, a также успешно обучить их дей­cтвовать этично, и только в случае несовпадения «этичecкого те­зауруса» менеджера и организации психология дает возможность воздействовать на менеджера и его деформированные представ­ления об этичноcти.

Связь между этикой и экономикой на первый взгляд может показаться не только не очевидной, но и весьма спорной. По край­ней мере, такое заключение можно сделать, наблюдая зарожде­ние и развитие в России новой системы экономических отноше­ний. Не только практика, но и теория развития рыночных отно­шений в РФ, стремясь «соответствовать» уже установившимся правилам и традициям рыночных отношений в мировой эконо­мике, тем не менее, не замечает, не признает, не хочет считаться c тем фактом, что чистая рыночная экономика в развитых индуст­риальных странах относительно давно сменилась экономикой социально ориентированной. «NoЫesse oЫige» - и декларирова­ние социaльной ориентированности экономики постепенно ста­новится реальностью для этих стран. Конечно, не следует идеали­зировать положение вещей c этикой в западной экономической системе, однако стремление к этичности экономических отноше­ний (характерное, как отмечaлocь, и для дореволюционной Рос­сии) даст возможность прогрессивного развития всей мировой экономики.

Экономика имеет два корня: один из них - этический, дру­гой - инженерный (или технократический).

Экономика, хотя она и направлена непосредственно на при­быль, однако на более глубоких уровнях она имеет другие, глу­бинные цели. Об этом говорил Аристотель: «Кто делает деньги, делает это вынужденно, и богатство - это не то благо, которое мы ищем; ибо это лишь полезно для достижения чего-либо иного». Такой взгляд на экономику может нaзвaть этическим. Исторически его можно считать первым.

Второй подход - инженерный, рассматривает человека как довольно примитивную единицу, поведение которого легко пред­сказуемо, поскольку главная цель человека - личное обогащение. Следовательно, поведением человека легко манипулировать, то этическим соображениям в этом втором подходе не оставляется места.

Необходимо констатировать, что и этически-ориентированный, и инженерно-ориентированный подходы к пониманию эко­номики имеют достаточные основания для существования. Эти­ческие вопросы находили отражение в трудах Аристотеля, Адама Смита, Джона Стюарта Милля, тогда как инженерные более ха­рактерны для трудов Давида Рикардо, Уильяма Петти. Однако русские экономисты, отдавая предпочтение этическому или ин­женерному подходу, не лишали права на существование и противо­положную точку зрения. Так, многие представители этического подхода интересовались также инженерным, и наоборот.

Ho по мере исторического развития экономики в мире, этический подход к ней значительно ослабил свои позиции. Особенно этому способcтвовaло торжество так называемой «чистой» рыночной экономики». Однако последняя в годы после второй мировой войны устyпила место смешанной экономике. Именно в 50-x годах появляются первые комите­ты cоциaльного аудита, которые способствуют смягчению жестких последствий «руки рынка» и, в дополнение к появлению «руки правительства» (смешанная экономика), соединяют этичecкий подход к экономическим отношениям c инженерным подходом.

История развития мирового хозяйства показывает, что те эко­номические теории, которые пренебрегают этическим подходом, рассматривают социум в довольно упрощенной форме, a мотива­цию и поведение людей в экономической сфере - в узких инже­нерных (технократических) рамках, тем не менее, не являются не­верными. Однако эффективность этих теорий могла бы быть выше, они могли бы быть более продуктивными, если бы принимали во внимание этические соображения, которые, вместе c чисто материальными (экономическими), формируют поведение, суждения и цели человека в сфере экономики.

Дело в том, что экономические теории, характеризующиеся инженерным подходом, оперируют таким понятием как рациональное поведение человека, в том числе в сфере менеджмента. И это рациональное поведение лежит в основе прогноза реального поведения человека. При этом под рационaльным понимается поведение, определяемое лишь сооб­ражениями материальной выгоды. Такое сужение понимания тер­мина «рациональное поведение» неправомерно и использование его можно назвать близорукостью.

Человек не всегда ведет себя, сообразуясь только c соб­ственной материальной выгодой. Особенно часто менеджер счи­тает свое поведение рациональным, когда оно основано не толь­ко на сиюминутном экономическом эффекте, но и на правильном понимании и использовании таких понятии, как гуманность, спра­ведливость, честность и т.п.

Современный менеджер понимает, что поведение, базирую­щееся на вышеуказанных категориях, в конечном итоге (пусть не сразу) приносит экономический эффект, прибыль, хотя на пер­вый взгляд и в первый момент, этические факторы могут приво­дить к убыткам. Пример: отказ от рекламы, преувеличивающей некоторые качества продукции или услуги, по сравнению с рек­ламами, неэтично использующими фальшь и обман; продукция компании, дающей этичную рекламу, рано или поздно получит прочную рекомендацию в мире бизнеса, что приведет к росту объема продаж и, соответственно, к прочной, стабильно полу­чаемой прибыли. T. е., компания, действующая в мире бизнеса этично, выиг­рывает экономически; или, еще короче: этичное поведение фир­мы - выгодно.

История мирового сообщества показывает, что система эко­номических отношений, уровень развития экономики не является чем-то обособленным, независимым от общества в целом. Нет, и не может быть общества, страны c высокоразвитым духовным развитием, c высокой моралью и культурой, со значительным на­учным потенциалом, c прочным и стабильным политическим уст­ройством, с социaльной справедливостью и при этом c низким уровнем экономического развития, неразвитыми рыночными от­ношениями, со слабым промышленным потенциалом, низким уровнем доходов на душу населения.

И наоборот, не требует доказательства то положение, что вы­сокоразвитые экономические отношения как внутри страны, так и межстрановые, мотивированы запросами общества - социальны­ми, духовными, информационными, культурными, a также мо­ральными.

Таким образом, образуется своеобразный социально-эконо­мический кругооборот, и развитие этики менеджмента как про­фессиональной этики и одновременно части менеджмента как важнейшей составляющей общественного развития является сти­мулом экономического процветания мирового сообщества. Про­является это в первую очередь на примере развитых индустриаль­ных стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: