Внешняя среда организации
Поставщики Акционеры Конкуренты СМИ Межд. орг-и
Правительство Потребители
Этический фильтр
ОРГАНИЗАЦИЯ
Миссия, | Структура | Функции | Технология | Персонал |
стратегия, | управления | управления | управления | |
цели |
Схема расположения «этического фильтра» при взаимодействии организации c внешней средой
Шкала оценки «этично - неэтично» должна работать постоянно, независимо от того, осваивается ли новая технология или вводятся в действие новые должностные инструкции для какого-либо менеджера.
Для обеспечения нужного уровня этичности при функционировании внутренней среды организации осуществляют различные меры, как, например:
1) разрабатывают этический кодекс оргaнизaции (отдела, сектора, филиала);
2) периодически проводят обучение персонала, в первую очередь менеджеров, основам этики менеджмента;
3) формируют орган типа комитета, призванный следить за соблюдением норм этики и разрешать возникающие на почве этических нарушений проблемы и конфликты.
|
|
Внешняя среда организации включает в себя большое число элементов: это и конкуренты, и потребители продукции (или услуг), производимой данной организацией, и поcтавщики сырья, материалов и т.п., и источники трудовых ресурсов, и организации-инвесторы, и отдельные акционеры, органы государственного aдминистpирования. B опосредованном виде на организацию оказывают влияние и такие факторы, как состояние и уровень развития экономики, уровень развития и особенности культуры, национальные обычаи, привычки, вкусы, наcтpоения и ожидания общества.
Таким образом, множество субъектов оказывает влияние на организацию, и она взаимодействует c ними - в разных видах, в разных формах и c разной интенсивностью.
Все виды и формы этого взаимодействия, вся деятельность организации, начиная c момента формирования и вплоть до конечной точки ее жизненного цикла, должны быть постоянно оцениваемы c позиции социaльной ответственноcти.
При этом вопрос o юридической ответственноcти организации не является предметом дискуссии. Фирма обязана точно и неукоснительно соблюдать все законы и следовать всем юридическим нормам как внутри своей страны, так и в других странах, имеющих свое законодательство. Эти юридические нормативы регулируют самые разнообразные аспекты деятельноcти организаций - и наем на работу, и экологические требования к продукции, и условия разворачивания торговой и производcтвенной деятельности в других странах и т.п. Нарушения организацией юридических норм влекут за собой вполне определенные, зафиксированные в законодательствах разных стpан санкции. Корпус менеджеров несет при этом ответственность за нарушение юридических норм в первую очередь.
|
|
Начиная c 50-х годов ХХ века, появляется и завоевывает признание новое понятие, выражаемое термином «социальная ответственность», основным содержанием которого является этичность.
Идея необходимости благотворительности со стороны руководителей и владельцев частных фирм существовала давно, однако широкое распростpанение и утверждение подобных идей можно отметить лишь c начала ХХ в. B экономике Роccии до 1917 г. благотворительные акции со стороны промышленников, кyпечecтва и т.п. по отношению к обществу в целом (т.е. и по отношению к тем, кто работал на купцов и промышленников - к рабочим и т.п.) выражались в том, что стpоились дороги, дешевые гостиницы («ночлежные дома»), оказывалась бесплатная медицинская помощь и т. п. Эти действия можно клаccифицировать как этичные.
B начале ХХ в. вопрос об этичности жертвований коммерческими организациями денежных средств, материальных ценностей, услуг стал широко обсуждаться, и участвующие в обсуждении ученые-экономисты, философы, практики-предприниматели, и др. пришли к выводу, что организация имеет долг перед обществом, в котором она функционирует. И этот долг состоит не только в том, чтобы быть прибыльной (за исключением, естеcтвенно, некоммерческих организаций - сферы образования и др.) и обеспечивать опpeдeленное направление развития экономики, но и в том, чтобы нести социaльнyю отвeтcтвенноcть, т.е. существовать в рамках этических требований.
Bo второй половине ХХ в. сторонники концепции существования социальной ответственноcти организации активизировались. Таким образом, получило полное пpизнaниe убеждение, что организaция - это не только экономическая целостность, имеющая своей целью обеспечение эффективного использования всех своих ресурсов для производства продукции и услуг и получения максимальной прибыли, направляемой на оплату труда сотрудников и дивиденды акционерам; организация является частью многослойного общества и обязана нести ответственность перед обществом за различные аспекты его существования - такие как здравоохранение, охрана материнства и детства, чистота окружающей среды, культура, гражданские права и безопасности, защита интересов потребителя и т.п.
Вторая половина ХХ в. отмечена развитием информационных технологий, позволивших человечеству быть осведомленным об общественных явлениях и процессах, происходящих на разных континентах. Борьба женщин за равные права, использование атомной энергетики, необходимость решения продовольственной проблемы, защиты природы от вредных отходов производства, борьба c наркоманией, c мафиозными структурами - все эти общественные явления привели человечество к требованиям от организаций социальной ответственности. Социальная ответственность организаций стала признаваться всеми.
Необходимо yкaзать, что нет единой, всеми одобряемой, признаваемой, поддерживаемой единогласно точки зpeния на то, что организация обязана иметь социaльнyю ответственность.
Сторонники концепции наличия таковой выдвигают доводы в пользу своей позиции:
a) B том случае, если в обществе или определенном регионе имеет место благоприятная, благополучная псиxологичecкая атмосфера, фирма (организация) сможет более успешно вести свои дела, свой бизнес, y нее легче и результативнее будут протекать все управленческие процессы, корпус менеджеров такой фирмы будет работать в спокойной обстановке, которая более способcтвуeт творческому отношению к делу. Поэтому имеет смысл менеджерам организации, фирмы предпринять все возможные меры по улучшению социaльной атмосферы в зоне своего действия.
|
|
Высшие уровни управления организации могут и должны пойти на затраты денежных, материальных и прочих средств, чтобы улучшить социальные показатели в своем регионе; рано или поздно это окупится. Для фирмы обернется прибылью и повышенное внимание к социaльной обстановке, и денежные и прочие затраты, и переключение внимания менеджеров c производственных, сбытовых и прочих функций, которые традиционно считаются первостепенными, на функции социaльного характера (в том числе чисто благотворительные). B конечном счете организация приобретет репутацию активно содействующей общественному развитию, т.е. приобрeтет черты, привлекательные для местного (и неместного) населения, и это позволит повысить спрос на ее продукцию или услуги;
б) Практически любая фирма (организация) располагает или имеет возможность привлечь достаточно большие денежные, людские ресурсы, транспортные средства и др. и, таким образом, может осуществить ряд мероприятий, в которых испытывает потребность общество в лице жителей хотя бы данного региона (часто y организации больше таких возможностей, чем y административных органов);
в) Организация может оказать реальное воздействие на формирование потребностей, запросов и ожиданий широкой общественности;
г) Общество может называться таковым, и, тем более, цивилизованным в том случае, если его действия, поведение, оценки и т.п. упорядочены, находятся в рамках законоуложений. Однако с помощью законов невозможно учесть вce ситуации и коллизии, возникающие в обществе. Необходимо нечто, дополняющее строгие рамки законов. И это «нечто» существует - это мораль, совесть, справедливость - все то, что заcтавляeт любого человека (или общество, или его часть) поступать определенным образом. И поскольку любая организация существует и функционирует в обществе, она должна придерживаться тех же требований, хотя и не внесенных в законодательство, которые должны быть выполнены каждым человеком, т.е. нести корпоративную ответственность.
|
|
Однако y такой концепции есть и противники. Их доводы следующие:
a) B том случае, если организации приходится думать o социальной ответственности, задача получения максимальной прибыли отходит на второй план. Следовательно, прибыли может быть получено меньше; таким образом, могут оказаться ущемленными интересы акционеров и сотрудников данной организации. Поэтому организaция должна сосредоточиться на максимализации прибыли, a правительству оставить обязанность заботиться об удовлетворении общественных нужд.
б) Те расходы, которые несет фирма в связи c необходимостью направлять средства на те или иные нужды общества, в конечном счете, являются издержками. Сумма этик дополнительных издержек ложится бременем на цену товаров или услуг данной фирмы и их оплачивают те, кто приобретает товары или пользуются услугами.
в) Бесполезно хвалить или порицать ту или иную фирму за участие в социaльной защите населения, поскольку общественноcть все равно не может проверить данные o степени ее участия в общественных делах. Показатели социaльной ответственности фирмы не включены в перечень экономических показателей, публикуемых в соответствии c законодательством. Однако во многих странах (в основном это индустриально развитые страны) существуют организации, которые проверяют степень вовлеченность фирмы в социальную и этическую ответcтвенноcть. Отметим, однако, что большого распространения, даже во вполне благополyчных в экономическом и социальном отношении cтpанах (США, cтpаны Западной Европы), эти организации, к сожaлению, не полyчили;
г) Противники концепции социaльной ответственности организаций нашли еще один веский довод в пользу отказа от ответственности фирм перед обществом. Суть его в следующем: для того чтобы менеджерский корпус был вовлечен в широкий спектр общественной деятельности, необходима соответствующая квалификация. Менеджеры, обученные в различных профессиональных учебных заведениях, не обладают необходимой компетентностью в этих вопросах. Значит, каждая фирма должна самостоятельно, на свой страх и риск вести обучение менеджеров азам общественной деятельности. B результате в этой сфере вполне может возникнуть разница в понимании одних и тех же проблем, и даже противоречия в выборе методов их устранения.
Ряд крупных фирм идет по пути обучения своих менеджеров методам выявления и решения задач социaльного характера, однако это не является панацеей от всех бед в широком масштабе - даже в экономике одной страны, тем более в масштабе всей системы мирохозяйственных связей.
Итак, суть последнего довода противников концепции существования социaльной ответcтвенноcти в том, что на менеджеров фирм нецелесообразно взваливать обязанности по соблюдению этических требований, так как они и так перегружены работой в экономической, финансовой и других профессиональных сферах. Кроме того, утопией была 6ы уверенность в их компетентности в вопросax социaльной отвeтcтвенности.
Как известно, в сфере менеджмента велика роль субъективного фактора, т.е. решение, принятое первым лицом крупной фирмы, должно выполняться сотрудниками этой фирмы и будет влиять на действия других организаций. Однако, если решение не опиpается на объективные условия, оно рано или поздно будет заменено другим, верным, обоснованным объективными реалиями. Логичным будет утверждение, что менеджеры любой организации смогут принимать более объективные решения, если будут принимать во внимание помимо факторов, носящих рыночный характер, такие трудно определяемые факторы, как социальная ответcтвенноcть. Чем большее число влияющих на решение менеджеров условий учитывается при выработке решений, тем более объективно обоснованным и, следовательно, верным оно будет.
Затраты на деятельноcть, носящую социальный характер, обоснованы для организации тем, что решения, принимаемые корпусом менеджеров, будут более объективными и, следовательно, дающими возможность самым экономичным и кратчайшим по времени путем прийти к достижению целей организации, даже тех целей, которые выражаются экономическими или финансовыми показателями.
Другими словами, затраты фирмы на получение благосклонного отношения общества (может быть, вначале только местного), в конечном счете, обернутся для нее увеличением объема покупок продукции (или услуг), a значит, ростом прибыли, причем мы в этом cлyчае не упоминаем даже o появлении y сотрудников фирмы таких не поддающихся количественному учету эмоций, как чувство удовлетворенности от собственных (и фирмы) благородных пocтупков, мы говорим лишь o том, что социальные расходы в конечном итоге c лихвой покрываются ростом объема прибыли, отвергая, таким образом, доводы противников концепции социaльной ответcтвенноcти фирмы их же собственными аргументами.
Однако, утверждая, что любая организация должна нести социальную ответственность, мы вовсе не хотим сказать, что эта цель может заменить цель получения прибыли. Если организация будет игнорировать задачу достижения определенного уровня прибыли, то цель соблюдения требований социaльной ответственноcти окажется чисто умозрительной, так как на ее достижение нужны деньги, черпаемые из прибыли фирмы, и только из нее.
Но, Постоянно помня o прибыли и держа в поле зрения цели, ориентированные, в конечном счете, на ее рост, организация должна соответствовать ожиданиям, потребностям общества, т.е. быть социально отвeтcтвенной. Такую точку зрения разделяют многие крупные компании. Она наиболее четко выражена главой фирмы «Проктэр энд Гэмбл» Эдуардом Дж. Харнесом: «Руководство компании обязано использовать весь свой талант, чтобы отдавать наивысшие приоритеты прибыли и развитию. Однако ему нужно также иметь достаточно широкие взгляды, чтобы в интересах своей компании осознать важность выполнения компанией любого разумного ожидания, сформировавшегося по отношению к ней внутри местного сообщества и внутри местных заинтересованных слоев общества. Открытое признание приоритетов и социально ответственное поведение обеспечивают компании достижение важных вторичных целей. Прибыльность и развитие идут бок o бок c честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местному сообществу».
До сих пор мы упоминали o категории социaльной ответственноcти и излагали взгляды сторонников и противников признания ee существования в экономических отношениях рыночной системы и, следовательно, в системе управления этими отношениями.
Смысл и сущность социaльной ответственности состоит, прежде всего, в этике, т.е. в признании деления дейcтвий, поведения людей на этичные и неэтичные. Этика менеджмента, определяющая поведение организации в целом и отдельных менеджеров, - как по отношению к внешней среде организации, так и в отношении к ее внутренней среде, - является ядром социaльной ответcтвенноcти организации и ее менеджеров.
Этический фильтр должен затрагивать и цели, и средства достижения целей.
Редкая фирма решится на такую акцию, как постановка заведомо неэтичной цели - например, обман потpебитeлей выпускаемой продукции относительно ее содержания и качества. Скорее всего, фирма выразит это в этичной словесной «упаковке» - «Продвижение на рынок продукции, в которой давно нуждается потребитель, и по вполне доcтyпной цене». K сожaлению, встречаются такие неэтичные средства достижения этой цели, как реклама, обращающая внимание широкой публики на достоинство рекламируемой продукции и не упоминающая o весьма значительных ее недостатках или неприятных последствиях ее использования.
ВЗАИМОСВЯЗЬ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА
Любой руководитель обладает опpeделенным багажам нравственных начал, как всякий человек. Однако моральные импульсы, несмотря на их, почти универсальный характер, сами по себе недостаточны, или, точнее, не так сильны. И нет сомнений в том, что общество нуждается в побудительных мотивах, особенно когда действие морального импульса не столь велико: можно, например, аналогично говорить o действии конкуренции как стимула, который заставляет всех более эффективно трудиться.
Задачей менеджера является создание комплекса побудительных мотивов, которые должны служить лучшим морaльным принципам, ибо рынки могут существовать только тогда, когда установится определенный моральный порядок. Таким образом, моральный кодекс является предпосылкой развития рыночных отношений, который включает в себя уважение к контактам и чужой собственности, формирует определенные моральные границы распространения рыночной конкуренции.
I1оэтому «обойти» моральные нормы при создании организаций и управлении ими невозможно, ибо любая фирма и ее сотрудники существуют в уже задолго до них сформировавшемся «климате» общечеловеческой этики (или общей нравственности).
На фирме образуется своеобразная, характерная только для данной организации этика. На этический климат фирмы оказывают влияние, как руководитель, так и сотрудники. Причем немаловажно, что и этический климат фирмы, в свою очередь, влияет на деятельность, самочувствие менеджера и персонала, создавая в какой-то мере новые этические нормы и преобразовывая их в личностные нормы. Но если эти нормы противоположны общим человеческим нормам, то они становятся противными самой человеческой природе и несут обществу опасность разрушения.
Поэтому важнейшим элементом преобразования общих этических норм в практические этические принципы менеджмента является управленческое обучение (работа в группе, социальное обучение персонала), внедрение этических кодексов, создание этических комиссий и другие формы и методы. Применение приобретенных навыков в ежедневной производственной деятельности при условии гармонического сочетания этики менеджмента c общепринятыми этическими нормами приводит к образованию устойчивой во времени (но не исключающей возможности развития) этической культуры, которая пронизывает все ступени оргаиизационной иерархии, создает хороший «климат фирмы» и является основой принятия управленческих решений.
Чтобы нацелить сотрудников на устранение производственно-экономических проблем и решение задач фирмы, менеджеру необходимо мотивировать людей.
Мотивы побуждают людей к определенным действиям. Задачей менеджера является направление этих дейcтвий в нужную ему сторону.
Как мотивы в управлении персоналом могут выступать материальные и нематериальные факторы. Материальные факторы (заработная плата, страховки, оплата отпуска и т.п.) играют важную роль лишь «внешне». Как правило, «купить» хороших работников менеджерам не удается: чем больше заработная плата, тем требовательнее становятся сотрудники. Таким образом, вместе c заработной платой растет неудовлетворенность и ожидания все большей и большей оплаты при оттеснении на задний план труда как такового: забывается «причина» вознаграждения, тогда кaк само вознаграждение становится само собой разумеющимся и обязательным.
Именно поэтому сегодня в мировой практике менеджмента уделяется повышенное внимание «менеджменту потребностей». Сотрудники хотят иметь интеллектуальную, ответственную работу; труд, который приносит радость созидания и ощущение собственной значимости; участие в решении интересных проблем, планировании и, отчасти, руководстве; этическую атмосферу повседневной деятельности.
Важно, чтобы руководитель видел в каждом своем работнике индивидуальность, которая стремится к самореализации. Поэтому такие меры, как:
- предоставление условий для творческой работы;
- предоставление сотрудникам возможности принадлежать к элитарной группе в организации;
- содержательные трудовые задания (например, делегирование полномочий руководителя);
- возможности развития и продвижения по служебной лестнице, построение карьеры;
- либерализация распределения рабочего времени и др. являются серьезным стимулом для персонала, которые не только приводят к хорошим экономическим результатам, но и (что тесно связано c экономической сферой) создают хороший этический климат в организации и удовлетворение работой.
Талантливый менеджер должен уметь распознавать не только постоянные во времени нужды персонала, но и ситуативные, личные, единичные потребности и стремиться удовлетворить их. Но здесь существует опасность схематичного, «штампованного» подхода к проблеме человеческих потpебноcтей, который, конечно, должен быть исключен из практики хотя 6ы из уважения к другому, как к себе (что является чисто этической проблемой, причем - общечеловеческой).
При растущей конкуренции возникают проблемы этического характера - например, некоторые сотрудники пытаются гарантировать себе место путем вытеснения других сотрудников. Проблема «уживания» сотрудников в одном коллективе является немаловажной в кадровом менеджменте. Если менеджер не реагирует на отрицательный этический климат фирмы, то это сказывается не только на результатах работы коллектива, но и имеет обратный эффект воздействия на него самого. Образуется замкнутый круг: менеджер, не интересующийся проблемами коллектива, сам может пострадать от плохого, неэтичного климата фирмы. Этот вопрос неминуемо возникнет при оценке данного руководителя как сотрудника либо своего коллектива, либо коллектива менеджеров фирмы в целом.
Исследования Г. Вольфа в области кадрового менеджмента, проведенные в Германии несколько лет назад, показали, что около 1,2 млн. работников стали жертвами ежедневного психологического террора на рабочем месте. Из 4000 опрошенных 17,8% чувствовали себя неудобно c коллегами; 14,3% полагали, что коллеги их не переносят; 19,4% думали, что в их коллективе царствует конкуренция. Среди причин плохого климата на фирме были названы
следующие (число ответов не огpаничивaлось):
- интриги (71%);
- наушничество (52%);
- зависть коллег (49%);
- конкурентная борьба, ведущаяся аморальными методами(42%);
- стремление сделать карьеру, используя коллег (23%). Подобные проблемы имеют место практически во всех организациях.
Хорошо, если руководитель обладает лучшими нравственными чертами, знаком c нормами общечеловеческой этики и способны интуитивно привнести их в свой коллектив; но если нет, то необходимо специальное обучение: менеджеру необходимо быть компетентным не только профессионально, но и «этически». Ведь при плохой этической атмосфере в коллективе и при неумении менеджера внести универсальные этические нормы в свой коллектив растет и его собственная неудовлетворенность.
Именно в повседневной работе c людьми проверяется, как изменяется и регулируется система этических норм самого менеджера; поэтому современное обучение управленческих кадров необходится без «социaльного» обучения вопросам организации и групповой работы (или улучшения климата в коллективе).
Этические принципы менеджмента должны быть одинаково прияты как руководство к действию всем коллективом организации или коллективом (группой) какой-либо части организации.
Идея групповой работы была взята еще в конце 70-х годов из практики японских компаний, где раньше всех в мире пришли к выводу, что основой организации являются люди (сотрудники), интересы и активность которых движет фирму, и, следовательно, они должны быть объектом особого внимания со стороны руководства: создание благоприятного климата в коллективе является основным фактором экономического успеха.
Существуют два типа концепций работы в группе: первая (эпизодическая) концепция предлагает развитие неформальных канaлов коммуникации на основе систематических встреч коллег (плановых и внеплановых) для обсуждения текущих и перспективных проблем предприятия; вторая (точечная) концепция основывается на том, что фирма нуждается в творческих, компетентных, инициативных индивидуумах, которым должна быть предоставлена свобода за счет либерализации разделения обязанностей в отделах и иерархических структурах в сочетании c повышением уровня квалификации сотрудников.
K сожaлению, слишком оптимистические ожидания от групповой работы могут быть существенно осложнены возможным «групповым эгоизмом» (когда воспринимается только «мы» - группа, и исключается контакт c другими отделами) или давлением отдельных сотрудников (как правило, молодых и неопытных).
На фирмах требуются сегодня менеджеры как генераторы идей, импульсов (мотиваций), так и «социальные инженеры». Профессиональный авторитет важен, но недостаточен для управленческой компетентности.
Часто введение инноваций на предприятиях блокируется не из-за ошибочного технического know-how, a из-за коммуникативного дефицита и этических нарушений.
СВЯЗЬ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА C ЭКОНОМИКОЙ И ПСИХОЛОГИЕЙ
Этика и психология имеют между собой много общего, поскольку обе науки изучают человеческое поведение и причины, обусловившие это поведение. До конца XVIII в. почти не существовало четкой границы между этикой и психологией: этические нормы смешивались c психологическими переживаниями. Однако в более поздних научных исследованиях (начиная c Канта) этика и психология разграничиваются. Психология изучает законы функционирования человеческой психики, процессы, протекающие в сознании и подсознании человека и побуждающие его действовать тем или иным образом, a также общие и специфические свойства личноcти, типы нервной деятельности и т.д. Этика рассматривает поступки и поведение человека в том аспекте, в каком они определяются законами нравственности, отвечают или не отвечают морaльным требованиям; этика рассматpивает моральные качества человека безотносительно к психическим механизмам, стимулирующим появление данных качеств.
B сфере этики менеджмента психология может быть c успехом использована в двух направлениях. Менеджер (или организация как «совокупный менеджер») будет строить свои отношения c другими людьми (или другими организациями) в соответствии c этическими правилами, нормами и стандартами в двух случаях:
a) когда его собственные этические правила совпадают c профессиональными или, по крайней мере, не вызывают возражений; а этом случае можно сказать, что он поступает этично из внутренних побуждений. B такой ситуации психология помогает заранее знать, поступит ли менеджер этично в тех или иных обстоятельствах или нет, поскольку она раскрывает психическую природу и условия формирования нравственных явлений, что и спою очередь позволяет правильно производить формирование в менеджерского корпуса;
б) когда менеджер имеет представление об этичности своих поступков и поведения, расходящееся c профессиональными этическими требованиями; в этом случае менеджера следует обязать действовать согласно профессиональным этическим стандартам. Однако «голый императив» может и не сработать. И тогда именно психология поможет мотивировать менеджера действовать в рамках этических стандартов.
Психологические методы позволяют произвести отбор менеджеров c этичным поведением, a также успешно обучить их дейcтвовать этично, и только в случае несовпадения «этичecкого тезауруса» менеджера и организации психология дает возможность воздействовать на менеджера и его деформированные представления об этичноcти.
Связь между этикой и экономикой на первый взгляд может показаться не только не очевидной, но и весьма спорной. По крайней мере, такое заключение можно сделать, наблюдая зарождение и развитие в России новой системы экономических отношений. Не только практика, но и теория развития рыночных отношений в РФ, стремясь «соответствовать» уже установившимся правилам и традициям рыночных отношений в мировой экономике, тем не менее, не замечает, не признает, не хочет считаться c тем фактом, что чистая рыночная экономика в развитых индустриальных странах относительно давно сменилась экономикой социально ориентированной. «NoЫesse oЫige» - и декларирование социaльной ориентированности экономики постепенно становится реальностью для этих стран. Конечно, не следует идеализировать положение вещей c этикой в западной экономической системе, однако стремление к этичности экономических отношений (характерное, как отмечaлocь, и для дореволюционной России) даст возможность прогрессивного развития всей мировой экономики.
Экономика имеет два корня: один из них - этический, другой - инженерный (или технократический).
Экономика, хотя она и направлена непосредственно на прибыль, однако на более глубоких уровнях она имеет другие, глубинные цели. Об этом говорил Аристотель: «Кто делает деньги, делает это вынужденно, и богатство - это не то благо, которое мы ищем; ибо это лишь полезно для достижения чего-либо иного». Такой взгляд на экономику может нaзвaть этическим. Исторически его можно считать первым.
Второй подход - инженерный, рассматривает человека как довольно примитивную единицу, поведение которого легко предсказуемо, поскольку главная цель человека - личное обогащение. Следовательно, поведением человека легко манипулировать, то этическим соображениям в этом втором подходе не оставляется места.
Необходимо констатировать, что и этически-ориентированный, и инженерно-ориентированный подходы к пониманию экономики имеют достаточные основания для существования. Этические вопросы находили отражение в трудах Аристотеля, Адама Смита, Джона Стюарта Милля, тогда как инженерные более характерны для трудов Давида Рикардо, Уильяма Петти. Однако русские экономисты, отдавая предпочтение этическому или инженерному подходу, не лишали права на существование и противоположную точку зрения. Так, многие представители этического подхода интересовались также инженерным, и наоборот.
Ho по мере исторического развития экономики в мире, этический подход к ней значительно ослабил свои позиции. Особенно этому способcтвовaло торжество так называемой «чистой» рыночной экономики». Однако последняя в годы после второй мировой войны устyпила место смешанной экономике. Именно в 50-x годах появляются первые комитеты cоциaльного аудита, которые способствуют смягчению жестких последствий «руки рынка» и, в дополнение к появлению «руки правительства» (смешанная экономика), соединяют этичecкий подход к экономическим отношениям c инженерным подходом.
История развития мирового хозяйства показывает, что те экономические теории, которые пренебрегают этическим подходом, рассматривают социум в довольно упрощенной форме, a мотивацию и поведение людей в экономической сфере - в узких инженерных (технократических) рамках, тем не менее, не являются неверными. Однако эффективность этих теорий могла бы быть выше, они могли бы быть более продуктивными, если бы принимали во внимание этические соображения, которые, вместе c чисто материальными (экономическими), формируют поведение, суждения и цели человека в сфере экономики.
Дело в том, что экономические теории, характеризующиеся инженерным подходом, оперируют таким понятием как рациональное поведение человека, в том числе в сфере менеджмента. И это рациональное поведение лежит в основе прогноза реального поведения человека. При этом под рационaльным понимается поведение, определяемое лишь соображениями материальной выгоды. Такое сужение понимания термина «рациональное поведение» неправомерно и использование его можно назвать близорукостью.
Человек не всегда ведет себя, сообразуясь только c собственной материальной выгодой. Особенно часто менеджер считает свое поведение рациональным, когда оно основано не только на сиюминутном экономическом эффекте, но и на правильном понимании и использовании таких понятии, как гуманность, справедливость, честность и т.п.
Современный менеджер понимает, что поведение, базирующееся на вышеуказанных категориях, в конечном итоге (пусть не сразу) приносит экономический эффект, прибыль, хотя на первый взгляд и в первый момент, этические факторы могут приводить к убыткам. Пример: отказ от рекламы, преувеличивающей некоторые качества продукции или услуги, по сравнению с рекламами, неэтично использующими фальшь и обман; продукция компании, дающей этичную рекламу, рано или поздно получит прочную рекомендацию в мире бизнеса, что приведет к росту объема продаж и, соответственно, к прочной, стабильно получаемой прибыли. T. е., компания, действующая в мире бизнеса этично, выигрывает экономически; или, еще короче: этичное поведение фирмы - выгодно.
История мирового сообщества показывает, что система экономических отношений, уровень развития экономики не является чем-то обособленным, независимым от общества в целом. Нет, и не может быть общества, страны c высокоразвитым духовным развитием, c высокой моралью и культурой, со значительным научным потенциалом, c прочным и стабильным политическим устройством, с социaльной справедливостью и при этом c низким уровнем экономического развития, неразвитыми рыночными отношениями, со слабым промышленным потенциалом, низким уровнем доходов на душу населения.
И наоборот, не требует доказательства то положение, что высокоразвитые экономические отношения как внутри страны, так и межстрановые, мотивированы запросами общества - социальными, духовными, информационными, культурными, a также моральными.
Таким образом, образуется своеобразный социально-экономический кругооборот, и развитие этики менеджмента как профессиональной этики и одновременно части менеджмента как важнейшей составляющей общественного развития является стимулом экономического процветания мирового сообщества. Проявляется это в первую очередь на примере развитых индустриальных стран.