Мотивационная характеристика темы занятия

(Общее время занятия – 2 академических часа)

Сосудистая патология головного мозга является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины, имеющей важное социальное и экономическое значение, поскольку во многих случаях данная патология приводит к гибели или инвалидности людей в расцвете творческих сил и возможностей. Поэтому будущему врачу необходимо знать возможные причины, факторы риска, основные формы, механизмы развития и компенсации расстройств мозгового кровообращения. Однако в существующей учебной литературе по патофизиологии имеются лишь отрывочные, явно недостаточные сведения по этому вопросу, что и определяет целесообразность издания настоящего пособия, предназначенного для изучения рассматриваемой темы в разделе «Патологическая физиология сердечно-сосудистой системы», тесно связанном с разделами «Гипоксия», «Патология периферического кровообращения», «Патология микроциркуляции».

Целью занятия является изучение сосудистого компонента компенсаторно-приспособительных реакций при нарушениях мозгового кровообращения, компенсации последних, механизмов автономной регуляции, факторов, приводящих к их срыву, а также патологических реакций мозговых артерий, изменений мозгового кровотока, изучение этиологии, патогенеза и основных форм нарушений мозгового кровообращения.

Задачи занятия – овладение студентами соответствующими знаниями и умениями в области рассматриваемой темы. Каждый студент должен:

1. Знать:

- основные источники (анастомозы) компенсации нарушенного мозгового кровообращения;

- механизмы саморегуляции мозгового кровообращения и компенсации его нарушений;

- патологические реакции мозговых артерий и изменения мозгового кровотока;

- понятие о недостаточности мозгового кровообращения;

- основные формы недостаточности мозгового кровообращения, их этиологию и патогенез;

- причины и механизмы развития отека мозга.

2. Уметь:

- анализировать возможности развития коллатерального кровообращения при выключении сосудов, питающих головной мозг;

- характеризовать изменения в ткани головного мозга при недостаточности мозгового кровообращения.

3. Иметь представление об основных клинических проявлениях острых и хронических нарушений мозгового кровообращения.

Контрольные вопросы по смежным дисциплинам

1. Особенности мозга как органа.

2. Основные источники кровоснабжения головного мозга.

3. Понятие о черепно-мозговом круге кровообращения.

4. Физиологические механизмы регуляции мозгового кровообращения.

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Основные источники компенсации при недостаточности мозгового кровообращения. Условия их реализации. Синдром «обкрадывания» мозга.

2. Внутренние (автономные) механизмы регуляции мозгового кровообращения, их роль в компенсации нарушений последнего.

3. Нарушения механизмов саморегуляции мозгового кровообращения, их причины.

4. Патологические реакции мозговых артерий, виды, причины. Синдром Робина Гуда.

5. Патологические изменения мозгового кровотока.

6. Этиология и общий патогенез нарушений мозгового кровообращения.

7. Недостаточность мозгового кровообращения (определение понятия, основные формы).

8. Пароксизмы, кризы, инсульты: определение понятий, разновидности, основные проявления.

9. Отек мозга: причины, механизмы, виды.

10. Феномен отсутствия капиллярной перфузии (феномен невосстановленного кровотока).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: