(Общее время занятия – 2 академических часа)
Сосудистая патология головного мозга является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины, имеющей важное социальное и экономическое значение, поскольку во многих случаях данная патология приводит к гибели или инвалидности людей в расцвете творческих сил и возможностей. Поэтому будущему врачу необходимо знать возможные причины, факторы риска, основные формы, механизмы развития и компенсации расстройств мозгового кровообращения. Однако в существующей учебной литературе по патофизиологии имеются лишь отрывочные, явно недостаточные сведения по этому вопросу, что и определяет целесообразность издания настоящего пособия, предназначенного для изучения рассматриваемой темы в разделе «Патологическая физиология сердечно-сосудистой системы», тесно связанном с разделами «Гипоксия», «Патология периферического кровообращения», «Патология микроциркуляции».
Целью занятия является изучение сосудистого компонента компенсаторно-приспособительных реакций при нарушениях мозгового кровообращения, компенсации последних, механизмов автономной регуляции, факторов, приводящих к их срыву, а также патологических реакций мозговых артерий, изменений мозгового кровотока, изучение этиологии, патогенеза и основных форм нарушений мозгового кровообращения.
|
|
Задачи занятия – овладение студентами соответствующими знаниями и умениями в области рассматриваемой темы. Каждый студент должен:
1. Знать:
- основные источники (анастомозы) компенсации нарушенного мозгового кровообращения;
- механизмы саморегуляции мозгового кровообращения и компенсации его нарушений;
- патологические реакции мозговых артерий и изменения мозгового кровотока;
- понятие о недостаточности мозгового кровообращения;
- основные формы недостаточности мозгового кровообращения, их этиологию и патогенез;
- причины и механизмы развития отека мозга.
2. Уметь:
- анализировать возможности развития коллатерального кровообращения при выключении сосудов, питающих головной мозг;
- характеризовать изменения в ткани головного мозга при недостаточности мозгового кровообращения.
3. Иметь представление об основных клинических проявлениях острых и хронических нарушений мозгового кровообращения.
Контрольные вопросы по смежным дисциплинам
1. Особенности мозга как органа.
2. Основные источники кровоснабжения головного мозга.
3. Понятие о черепно-мозговом круге кровообращения.
4. Физиологические механизмы регуляции мозгового кровообращения.
Контрольные вопросы по теме занятия
1. Основные источники компенсации при недостаточности мозгового кровообращения. Условия их реализации. Синдром «обкрадывания» мозга.
|
|
2. Внутренние (автономные) механизмы регуляции мозгового кровообращения, их роль в компенсации нарушений последнего.
3. Нарушения механизмов саморегуляции мозгового кровообращения, их причины.
4. Патологические реакции мозговых артерий, виды, причины. Синдром Робина Гуда.
5. Патологические изменения мозгового кровотока.
6. Этиология и общий патогенез нарушений мозгового кровообращения.
7. Недостаточность мозгового кровообращения (определение понятия, основные формы).
8. Пароксизмы, кризы, инсульты: определение понятий, разновидности, основные проявления.
9. Отек мозга: причины, механизмы, виды.
10. Феномен отсутствия капиллярной перфузии (феномен невосстановленного кровотока).