Регион - территория часто очень значительная по своим размерам, не обязательно являющаяся таксономической единицей в системе какого-либо территориального членения

Район - целостная территория (акватория), характеризующаяся, как правило, общностью генезиса и взаимосвязанностью компонентов, являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения (например, Центральный экономический район. Поволжский экономический район)

Регионалистика является интегральной наукой о целостных территориальных общностях, выделенных на основе «множества в единстве». Она особое внимание уделяет трансформации геополитического, геоэкономического и социокультурного регионального кода, ведет поиск эффективного геопространства, позволяющего отвечать на внешние и внутренние вызовы. Регионалистика способствует повышению качества жизни территориальных общин за счет активного участие регионов в международном разделении труда и использования различных форм трансграничного сотрудничества.

Регионалистика изучает объективные процессы регионализации (политической, экономической, культурной) международных отношений под воздействием факторов глобализации. Регионалистика является одновременно субъектом и антиподом глобалистики Мировой регионализм является одним из этапов глобализации или её противоположная тенденция. Глобализация сопровождается регионализацией международных отношений. Наметился переход от глобализации к регионализации рынков сбыта и ресурсов. По примеру Европейского Союза создаются многочисленные региональные группировки. Многие развивающиеся страны видят в региональной интеграции попытку противостоять глобальной конкуренции. Однако как показывает опыт, чем слабее экономическая мощь таких содружеств, тем менее эффективна их регионализация.

В результате глобализации и регионализации международных отношений возрастает взаимосвязь внешних и внутренних угроз национальной безопасности. Происходит сокращение суверенитета национального правительства в сфере международных экономических отношениях за счет расширения межкорпорационной политики. Поэтому выработка геостратегии или технологии реализации приоритетов регионального развития в многомерном коммуникационном пространстве особенно актуальна в условиях либерализации международных экономических отношений (совместное предпринимательство, внешнеэкономические связи, свободные экономические зоны, приграничное сотрудничество, транспортные коридоры и др.).

Отличие политической регионалистики состоит в том, что она ближе к политологии, чем к географии. Для политической регионалистики принципиально важен объект исследования, т.е. политика, а ее специализация в рамках политологии определяется необходимостью исследовать пространственное измерение политики. При этом политическая регионалистика имеет полное право пользоваться и географическими методами, которые безусловно обогащают ее теоретический багаж.

24вопрос

Глобализация, сегодня, является важной проблемой для высшего образования, ибо от адекватного внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации и интернационализации зависит, в сущности, сама модель будущей системы образования, или иначе – уровень квалификации трудовых ресурсов.

Выделим ключевые проблемы, решение которых образует область совместного плодотворного существования глобализации и образования:

- стратегии интернационализации;

- транснациональное образование;

- обеспечение международного качества;

- региональное и межрегиональное сотрудничество;

- информационная и коммуникационная технологии и виртуальные университеты;

- проблемы равенства и доступности образования.

Причины возникновения указанных проблем

1. прикладной процесс производства знаний;

2. широкий набор междисциплинарных знаний, процесс производства которых достигается установлением консенсуса специалистов разных областей.

3. сложные и нелинейные социально-технические взаимосвязи участников при создании знаний;

4. возрастание социальной ответственности и отчетности за производимое знание, что является следствием растущего участия социальных групп в решении глобальных проблем;

5. расширение базы систем контроля качества (имеются в виду новые критерии, вторгающиеся в производство знания через контекст его приложения), что подразумевает возрастание внутренних противоречий между разноплановыми интеллектуальными, социальными, экономическими и политическими интересами.

В условиях глобализации возможны следующие сценарии развития высшего образования:

1. Низкая конкуренция и низкая информативная грамотность в высшем образовании. Университеты не реагируют на изменения, уменьшается число студентов и возрастает плата за обучение, вводятся контракты учебной продуктивности. Крупнейшие центры продают информацию и ресурсы другим участникам образовательных услуг. Родители ищут альтернативы запрашиваемым университетами высоким ценам.

2. Высокая конкуренция и относительно низкий уровень информативной грамотности в высшем образовании. Родители перестают поддерживать университеты. Приходят новые поставщики, поддерживаемые правительственными структурами. Система образования становится более гибкой, чувствительной, быстро меняющейся, основанной на обучении информационным технологиям. Оценка и сертификация в сети производится в режиме реального времени. Студенты остаются дома и учатся, применяя новые технологии, а электронная подписка на обучение в течение всей жизни становится необходимым атрибутом развития карьеры.

3. Высокая конкуренция и высокая информативная грамотность в высшем образовании. Большое количество университетов не могут конкурировать из-за высокой профессиональной специализации – корпоративные поставщики справляются с этой задачей лучше. Компьютерные программы на электронных носителях сменяют преподавателей; лучшие университеты выживают, предлагая за большую плату обучение для целостного развития личности. Возникает процесс социального отторжения, когда члены образовательного процесса, не кооперируясь друг с другом по причине одностороннего информативного образования становятся социально незначимыми, а следовательно и невостребованными

4. Низкая конкуренция и высокая информативная грамотность в высшем образовании. Усиливаются позиции виртуальных университетов, распространяется безбумажная деятельность. Университеты побеждают в конкурентном состязании с корпоративными поставщиками. Развиваются новые способы дистанционного сертифицирования по диверсифицированным программам. Однако наряду с победой на уровне корпоративных поставщиков, университеты становятся глобальными информационными системами, образование становится гомогенно-статичным, не предполагающим развития.

Глобализация не является исключительно отрицательным явлением для организации университетского образования – ее положительные следствия могут быть осознаны и использованы только в том случае, если университеты включатся в настойчиво предлагаемый ею процесс информатизации и международных коммуникаций. Глобализация образования не должна пониматься в качестве гомогенизации или, что еще опаснее, в качестве средства экономического доминирования; скорее, ее следует воспринимать как режим производства тождества и различия для социальных структур.

Чтобы глобализация в сфере образования проходила без катастроф (что достаточно реально при некачественном образовании для социальной сфере) необходимо и достаточно соответствия образовательных программ уровню гуманизации и социализии. Если учитывать логику социальной нестабильности в эпоху глобализации применительно к проблемам высшего образования, выделяя в качестве факторов давления на образовательные системы новые потребности общества и вызовы демографии (рост числа студентов при одновременной недоступности образования для маргинальных экономических и культурных групп, что способствует усилению политической напряженности), то достаточно выраженными будут именно социальные проблемы в высшем образовании, и решающую роль арбитра в данном вопросе справедливым будет передать государству. Существует также вопрос о противоречиях между ориентацией на предоставление услуг фундаментального образования (где знание само по себе оценивается как высшая ценность) и ситуативными потребностями рынка. Данную проблему в контексте глобализации предлагается вынести на международный диалог с целью установления определенных стандартов в рамках университетского образования, чтобы так часто употребляемый термин «конкуренция высшего образования» в реальности не поверг системы образования развивающихся стран, не сделал их зависимыми от транснациональных образовательных систем.

25вопрос

26вопрос

Глобализация и информационная революция

Понятие информационного общества предполагает, что информация становится в обществе величиной, определяющей все прочие жизненные измерения

Открытие информации как фундаментальной величины технических, естественных и социальных систем впервые открыло возможность познать большой класс новых системных процессов, связанных с приемом, обработкой, хранением, уничтожением и передачей данных.

информационным можно считать такое общество, которое способно обеспечивать постоянный и оптимальный прирост количества информации для функционирования всех своих развивающихся подсистем, способно ее обработать и потребить.

Информационная революция, обусловленная широким применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), стала предвестником постиндустриальной эпохи. В результате технологического прогресса произошла глобальная мобильность информации, капитала и квалифицированных кадров. Информационная революция привела к ограничению статусной институциональной культуры. Доминирующим ставится приоритет духовных технологий над материально-практическими. У частных лиц появился доступ к каналам связи, рынкам и источникам информации, которые прежде имели статусную доступность, зависели от занимаемой должности и положения в обществе, контролировались национальными правительствами и международными корпорациями. Глобальная мобильность информации, капитала и квалифицированных кадров умственного руда подрывает роль государства в выполнении многих его фискальных функций.

Информационная революция трансформировала представления о национальной безопасности, которые на протяжении веков исходили из предпосылок создания военной и экономической мощи. В современном мире национальная безопасность связывается с принадлежностью к определенным статусным коммуникациям, например, НАТО или ВТО. Глобализация, сопровождаемая информационной революцией, предъявила новые требования к проблемам национальной безопасности, наметились тенденции к стиранию статусных границ. Меняются главные приоритеты национальной безопасности. Объектами поражения в информационных войнах и конфликтах становятся наряду с материальными целями ценности, которые можно защитить при наличии чувства достоинств, национальной гордости и цивилизационной принадлежности. В основе концепции национальной безопасности Соединенных Штатов — защита образа жизни, населения и территории. Таким образом, доктрины национальной безопасности не могут ограничиваться набором военно-политических и экономических факторов, а обязаны включать цивилизационный подход, учитывающий культурно-генетический код.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

*переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

*миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

*создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль -- информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний

Ядром информационного общества является повышение ценности фактора знания, науки. Наука становится главной производительной силой, генерирующей инновации и меняющей профиль современных обществ. Наука в информационном обществе – несколько иной феномен, чем это было в индустриальную эпоху. Наука сама становится информационной индустрией, а индустрия – наукой. Д. Белл менял с ростом информационных технологий акценты и терминологию своей концепции. Третью технологическую революцию он связывает с информационными и коммуникационными технологиями: 1) переходом к компьютерам; 2) минитюаризацией ресурсной базы; 3) оцифровкой всей информации; 4) программной автоматизацией процессов. В этой версии постиндустриального общества главным становится процессирование деятельности, контроль и информация.

вопрос 27

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; Главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Отличительные черты:увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационныхпродуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

История появления концепции

В конце XX в. термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконеспециалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых.

Основные идеи

ряд западных и отечественных политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, ее сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма, и традиционной футурологии.

ряд ведущих исследователей, сформулировавших теорию постиндустриального общества, как, например, Д. Белл, в настоящее время выступает в качестве сторонников концепции информационного общества.

У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием иконсенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Россия

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.


[1] Мировая экономика. Учебник под ред. Проф. А.С.Булатова. Изд.: ЮРИСТ. 2002 г. стр. 98.

[2] И.Н.Герчикова. Международное коммерческое дело. Второе издание. М.: ЮНИТИ, 2001 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: