Дети, как и взрослые, имеют проблемы, которые способны повлиять на их психическое равновесие и самочувствие, вызвать страх, панику и возникновение защитных механизмов и стратегий совладания с ними. Рада Михайловна и Ирина Михайловна на базе проведенного ими исследования выделили наиболее часто встречающиеся неприятные жизненные ситуации, к ним относятся:
Причины |
Потеря, болезнь, смерть питомца |
Плохие школьные отметки |
Травмы и опасные для жизни ситуации |
Материальные угрозы и нарушение покоя взрослых |
Напряженные отношения с родителями и членами семьи |
Болень и смерть близких |
Разные страхи |
Проблемы с учебой |
Отношения со сверстниками |
Прочие напряженные ситуации |
Конечно, дети стараются совладать (справиться подавить) те неприятности, с которыми они сталкиваются. На основе данных полученных при исследовании детей Рада Михайловна и Ирина Михайловна разделили копинг стратегии на 3 основные группы
1. Единичные копинг-стратегии, не имеющие прочной связи с другими видами стратегий.
2. Диады копинг-стратегий, аффективно заряженные стратегии.
3. Комплексы копинг-стратегий, это стратегии, имеющие умеренно выраженные связи с другими стратегиями и выступающие как комплексы стратегий.
В результате были выделены особо эффективные стратегии, включающие в себя:
1. «Сплю»;
2. «Рисую, пишу, читаю»;
3. «Прошу прощения, говорю правду»;
4. «Обнимаю, прижимаю, глажу»;
5. «Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде»;
6. «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным»;
7. «Гуляю вокруг дома или по улице»;
8. «Смотрю телевизор, слушаю музыку»;
9. «Играю во что-нибудь»;
10. «Остаюсь сам по себе, один»;
11. «Мечтаю, представляю себе что-нибудь»;
12. «Молюсь»
Таким образом, становится ясно, что дети имеют и используют разные способы совладания с проблемными ситуациями, но в зависимости от свойств личности, детям присущи те или иные копинг стратегии.
Пожалуй, важно заметить, что понятие «стресс» в копинге отличается от того, что понимал под стрессом Ганс Селье. Для Селье, стресс - это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное или продолжительное воздействие окружающей среды. Понятие копинг стратегии включает в себя требования превышающие ресурсы человека и со временем так же включило понятие о каждодневных стрессовых ситуациях.
Содержание копинга при этом не изменилось: копинг - это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом, он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.
«Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными, так же есть авторы, с точки, зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные». Альтернативная точка зрения состоит в том, что копинг не всегда является продуктивным; его эффективность зависит от двух факторов: ответной реакции и контекста, в котором этот копинг реализуется».
Единой классификации копинг поведения на настоящий момент не существует, поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи к ней ещё не пришли. По этому существует несколько известных взглядов на классификацию: так Лазарус и Фолкман предложили дихотическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность:
1) Проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий)
2) Эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия)
Моос и Шеффер выделяют три стратегии:
1) Сфокусированная на оценке (установление для себя значения ситуации);
2) Сфокусированная на проблеме (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса);
3) Сфокусированная на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия).
Перлин и Шулер предлагают аналогичную предложенной классификацию, выделяя в ней три стратегии:
1) Стратегия изменения способа видения проблемы
2) Стратегия изменения проблемы
3) Стратегия управления эмоциональным дистрессом.
Многие классификаций копинг-стратегий, которые строились далее за классификацией Лазаруса и Фолкмана, составлялись на той же основе, предлагая дихотическое разделение копинг-стратегий которое фактически подразумевало разделение на «работу с проблемой» и «работу с отношением к проблеме».
Но Фрайденберг предложил свою концепцию, в которой 18 стратегий сгруппированы и разделены на три категории:
1) Обращение к другим
2) Непродуктивный копинг
3) Продуктивный копинг
В которой непродуктивный копинг подразумевает стратегии избегания, связанные с неспособностью справиться с ситуацией, а продуктивный копинг подразумевает работу над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус.