Краткие сведения о некоторых структурных подразделениях

ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА (ЦИПР)

В некоторых семьях считают, что наибольший эффект в воспитании ребенка даст наличие специально приглашенного домашнего учителя (гувернера). Тем не менее, родители понимают, что ребенок должен получить опыт взаимодействия со сверстниками, в первую очередь - игровой. Для детей такой категории семей должны создаваться центры игровой поддержки, а для их родителей и педагогов организовываться психологические консультативные пункты, методические библиотеки и игротеки с правом выдачи игр и пособий на дом [23].

Цели создания ЦИПР - развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

В отличие от игровых комнат, открывающихся при крупных торговых центрах, в ЦИПР набор игрушек формируется в соответствии с психологическими потребностями детей дошкольного возраста, а их игру организуют специалисты.

В центре игровой поддержки детям не просто предоставляется возможность поиграть в новом пространстве с новыми игрушками рядом с другими детьми. Специалисты должны направлять игровую деятельность детей и обучать родителей играть с детьми.

ЛЕКОТЕКА

Дефектным ребенка делает не его дефект,

а отношение общества к нему и его собственное

отношениек самому себе.

(77. Г. Выготский)

Не так давно в лексикон специалистов, работающих с детьми, вошло слово «лекотека». Произошло оно от шведского слова leco (игрушка) и греческого theke (хранилище). Как и любое хорошее начинание, идея своеобразной «библиотеки» игрушек получила в нашей стране стремительное развитие. Недавно были сделаны первые шаги для создания научно обоснованной и адаптированной к российским условиям модели лекотеки.

Родиной лекотеки является Стокгольм. Там в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек.

Первая американская лекотека (преобразованная впоследствии в Национальный центр лекотек) была открыта в 1980 году. Цель американской лекотеки — предоставление детям с особыми потребностями и их семьям места для встреч со специалистами. В США лекотеки есть практически во всех населенных пунктах. Туда обращаются родители детей до трех лет с глубокими проблемами в развитии. Это общественная инициатива, поддерживаемая государством.

Российский вариант лекотеки предполагает комплексное решение проблемы. Такого подхода нет в других странах. Целью создания Российских лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Российская лекотека рассматривается как структурно-функциональная единица, которая может работать автономно или в составе учреждения, реализующего программу дошкольного образования, при наличии оборудованных для реализации ее деятельности помещений [24].

Включение Лекотеки в состав досугового центра для дошкольников с приоритетной учебно-развивающей функцией может иметь положительный эффект в процессе социализации детей с несложными дефектами развития, так как бни наравне с детьми, посещающими школу развития, могут участвовать в общешкольных праздниках и других мероприятиях, а также могут посещать некоторые занятия в школе развития.



12 Глава 1. Основные особенности проектирования


ШКОЛА РАЗВИТИЯ

Школа развития явление достаточно молодое, поэтому еще не выработано общих требований ни корганизации образовательного процесса, ни к образовательным программам - это экспериментальная площадка для раннего развития и подготовки детей к школе. Рассмотрим одну из возможных моделей такой школы.

Школа развития является дошкольным образовательным учреждением кратковременного пребывания детей особого вида, осуществляющим:

1) комплексную программу раннего развития для детей от 8 мес. до 3 лет;

2) развивающее обучение детей от 3 до 5 лет;

3) предшкольную подготовку детей от 5 до 7 лет, воспитывающихся дома.

Впрочем, это учреждение может называться и несколько иначе - центр развития ребенка, центр образования, курсы по подготовке к школе, прогимназия и т. п., но смысл один - это школа для дошкольников. Таких сейчас в крупных городах множество, и привести в первый класс ребенка, не умеющего читать, считать и писать, считается прямо-таки неприличным. А в некоторые специализированные школы такого ребенка просто не возьмут.

Решение задачи обеспечения равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста при поступлении в школу требует организации предшкольной подготовки детей, не посещающих детские сады [19].

К услугам школы развития обращаются по многим причинам. Вот некоторые из них:

1. Спрос на группы кратковременного пребывания в школе развития существует
у родителей, предпочитающих семейную форму воспитания, но считающих, что
качественное образование и развитие можно обеспечить ребенку только с помощью
квалифицированных педагогов различного профиля при чередовании индивидуальных
и групповых форм работы. В качестве причин, препятствующих посещению ребенком
детского сада, могут выступать его ослабленное здоровье, повышенная утомляемость
или другие медико-психологические противопоказания для длительного пребывания
в коллективе; травматический опыт посещения государственного учреждения;
негативный опыт самих родителей, связанный с детским садом; недовольство
условиями организации быта и т. п. В школе развития, по мнению родителей, детям
гарантированы психологически комфортные условия пребывания, а также высокое
качество обучения.

2. К услугам школы развития могут прибегать мини-сады, встроенные в жилые дома, но в силу малой наполняемости не имеющие в своем штате достаточного количества специалистов, обеспечивающих полноценную реализацию образовательной программы. Кроме того, они не имеют музыкального и физкультурного залов и других специализированных помещений. Возможна модель создания целой сети мини-садов «спутников», прикрепленных к крупному, территориально досягаемому детскому центру, оснащенному залами и студиями для занятий, имеющего в своем штате квалифицированных специалистов разного профиля.

3. Группы гувернерского или надомного обучения обладают теми же недостатками, что и встроенные мини-сады: из-за недостатка специалистов и необходимых площадей образовательные программы могут реализовываться только в усеченном виде. Прикрепление их к школе развития или любому другому центру дополнительного образования могло бы стать решением этой проблемы.

4. Некоторые родители, дети которых посещают детские сады, все-таки пользуются услугами школы развития, записывая детей в кружки и студии за пределами своего детского сада для углубленного развития их творческих способностей, а также для дополнительной подготовки к поступлению в спецшколу.


Глава 1. Основные особенности проектирования 13

Возможные направления учебно-развивающей программы школы развития:

1. Художественное творчество:

• рисование, живопись;

• скульптура (лепка);

• макетное моделирование (поделки из бумаги);

• компьютерное рисование.

2. Театральная деятельность.

3. Музыкальное воспитание.

4. Хореография.

5. Физическое воспитание.

6. Развитие речи.

7. Математика.

8. Информатика.

9. Иностранные языки.

10. Эйдос (развитие образной памяти).

Возможные занятия по коррекции дефектов развития (могут выноситься в блок лекотеки):

1. Речевая коррекция.

2. Психокоррекция:

• арттерапия;

• сказкотерапия;

• игротерапия;

• психопластика и др.

3. Лечебная физкультура и др.

1.3. СПЕЦИФИКА ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ

Уже сама тема проекта «Досуговый центр для малышей и родителей», включающий в свой состав школу развития говорит о специфике данного учреждения, так как предполагает, что основными его посетителями будут не только малыши (дети в возрасте от 8 мес. до 7 лет), но и сопровождающие их взрослые. Это оказывает существенное влияние на организацию архитектурного пространства и на состав помещений.

Специфика школы развития заключается в том, что, с одной стороны, она предназначена для детей дошкольного возраста, и поэтому при организации всех функциональных зон и помещений следует опираться на требования СанПиН к детским дошкольным учреждениям. А с другой стороны - это учебное заведение и по структуре своей больше напоминает общеобразовательную школу, а не детский сад (та же система предметных классов и кабинетов).

Но в отличие от общеобразовательной школы в школе развития учатся малыши, которые еще не могут полностью самостоятельно обслуживать себя. Это требует, как указывалось выше, дополнительных планировочных решений, таких как устройство пандусов для колясок, удобной колясочной, организации просторной зоны для раздевания малышей, выделения оборудованных зон для кратковременных игр во время перемен, включения туалетных комнат в блок каждого учебного помещения и т. п., которых мы не встретим в общеобразовательной школе.

Но главным отличием школы развития для малышей, как от детского сада, так и от общеобразовательной школы, является присутствие в ней взрослых, которые приводят и сопровождают детей до самого окончания занятий. Поэтому основной отличительной особенностью решения коммуникационно-рекреационной зоны в школе развития является то, что взрослым, которые приводят малышей на занятия, нужно организовать не только комфортабельное место для ожидания, имеющее визуальную связь с учебными помещениями, но и сделать это ожидание приятным и полезным. Устройство зон ожидания родителей требует особого внимания со стороны архитекторов, так как не имеет аналогов ни в одном из схожих по функциям типах детских учреждений.



14 Глава 2. Структура здания


Начнем работу над проектом «Досуговый центр для малышей и родителей» с того, что определим приоритетное направление деятельности данного учреждения и основной состав блоков помещений, то есть сформируем задание на проектирование. Для этого необходимо определить, что же вмещает в себя понятие «досуговый центр», а также ознакомиться:

с типологическими особенностями и структурой подобных зданий,

с возможным функциональным наполнением учреждения досугового назначения для дошкольников и родителей.



Глава 2. СТРУКТУРА ЗДАНИЯ 2.1. ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДАНИЙ ДОСУГОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ



«Досуговые центры-типы многофункциональных зданий, не имеющие исторически устоявшихся, канонических подходов к проектированию, в отличие от театров, стадионов, культовых зданий и т. п. Интересны они еще и тем, что постоянно изменяющиеся подходы к их проектированию отражают ту или иную направленность мышления архитекторов, социальный заказ. Историчес­кий пример - развитие клубных зданий - демонстрирует нам изменение представлений о проведении досуга на протяжении периода существования этого типа здания. В отечественном клубном строительстве происходило постоянное изменение приоритетов, связанное с политическими и идеологический, реже с социальными факторами. Во главу угла становились следующие функциональные взаимосвязи: досуг - образование, досуг - массовое действо или зрелище, досуг-камерное общение или любительские занятия». [18]

Здание досугового центра можно отнести к общественным зданиям зально-ячейковой структуры. Специфическими и типологическими особенностями подобных зданий являются:

1. Полифункциональность.

Из множества возможных функций досугового центра для малышей и родителей можно выделить те, которые формируют основное назначение клуба и являются доминирующими при формировании его облика, и те, которые дополняют или сопутствуют основным процессам. К основным функциям можно отнести:

• развивающее обучение детей;

• развлекательно-зрелищное назначение;

• спортивно-оздоровительное назначение.

К дополнительным функциям можно отнести:

• обучение взрослых;

• обслуживание посетителей;

• обслуживание процессов.


2. Ярко выраженная двухчастность здания.
Наиболее распространенным типом здания

досугового назначения является двухчастное здание с двумя различными видами деятельности: массовой и камерной. Массовые виды деятельности требуют больших зальных пространств, а камерная деятельность предполагает ячейковую структуру помещений. К зальным помещениям можно отнести:

• помещения развлекательно-зрелищного назначения;

• помещения спортивно-оздоровительного назначения;

• некоторые зальные помещения для обслуживания посетителей (например, кафе, библиотека).

К ячейковым помещениям можно отнести:

• учебные помещения;

• офисы по обслуживанию посетителей;

• помещения для обслуживания процессов.

3. Гибкая планировочная структура

и возможность раздельного функционирования отдельных блоков.

Планировочная структура многофункциональ­ного общественного здания состоит из системы коммуникационно-рекреационного каркаса и нанизан­ных на нее блоков помещений, связанных между собой определенной функцией [15-18]. В зависимости от мощности и назначения комплекса набор блоков помещений может быть различным (схема 1).

В систему коммуникационно-рекреационного каркаса входят:

• входная группа - тамбур, вестибюль;

• вертикальные коммуникации -лестницы, пандусы, подъемники, эскалаторы;

• горизонтальные коммуникации - коридоры, галереи;

• рекреации - фойе, холлы и т. д.


Глава 2, Структура здания 15

2.2. ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ ПОМЕЩЕНИЙ

Анализируя современные предложения на рынке досуговых услуг семьям с детьми дошкольного возраста, можно выделить следующие возможные блоки помещений, объединенные общим назначением.

В зависимости от количества выбранных функциональных блоков можно сформировать здание досугового центра для малышей и родителей.

В связи с этим студентам, приступившим к выполнению курсового проекта по темам «Малое общественное здание» (3-й курс) и «Крупное общественное здание» (4-й курс), предлагается самостоятельно сформировать функциональное наполнение здания досугового центра из разнообразных функциональных блоков, предложенных выше, определяя тем самым, как приоритетное функциональное назначение здания, так и его мощность от «Клуба» до «Многофункционального комплекса».

Для формирования задания на проектирование студентам 3-го курса доста­точно выбрать не более 2 основных функциональных блоков и 1-3 дополнительных,-с минимальным составом помещений.

Далее в таблице 1 приведено несколько возможных комбинаций наборов функциональных блоков (основных / дополнительных), соответствующих заданию на проектирование 3-го и 4-го курсов, но возможны дополнения или иные варианты приоритетной функциональной направленности.


16 Глава 2. Структура здания



3 курс: «Клуб»

4 курс: «Многофункциональный комплекс»

1. Входная группа. 2. Школа развития: • группы раннего развития (8 мес. - 3 года), • группы развития (3-5 лет), • группы предшкольной подготовки (5-7 лет) 3. Детский театр (многоцелевой зал). 4. Семейная библиотека. 5. Семейное кафе (или буфет-бар). 6. Служебно-бытовые помещения.

j 1. Входные группы (2-3). I 2. Школа развития: • группы раннего развития (8 мес. — 3 года), • группы развития (3—5 лет), • группы предшкольной подготовки (5-7 лет). 3. Лекотека. 4. Центр игровой поддержки ребенка. 5. Детский театр (большой и малый залы). 6. Центр образования взрослых: • школа молодых родителей, • курсы подготовки детских специалистов. 7. Пункты обслуживания посетителей: • консультативные пункты для родителей, • бюро по найму нянь, гувернеров, • бюро по проведению праздников. 8. Семейная библиотека. 9. Семейное кафе. 10. Служебно-бытовые помещения.

  1. Входные группы (2-3). 2. Игровой центр (2-3 зала). 3. Многоцелевой зрительный зал. 4. Музей для малышей. 5. Семейное кафе. 6. Магазин подарков для детей. 7. Пункты обслуживания посетителей: ♦ экскурсионное бюро, • комнаты кратковременного пребывания детей. 8. Служебно-бытовые помещения.

1. Входная группа. 2. Игровой центр (1 зал). 3. Детский кинотеатр (или видеозал). 4. Семейное кафе (или буфет-бар). 5. Служебно-бытовые помещения.

  1. Входные группы (2-3). 2. Спортивно-оздоровительный комплекс: • крытый ледовый каток, • аквапарк, • спортзалы. 3. Семейное кафе. 4. Пункты проката. 5. Служебно-бытовые помещения.

  1. Входная группа. 2. Спортивно-оздоровительный комплекс: • плавательный бассейн, • спортзалы. 3. Семейное кафе (или буфет-бар). 4. Служебно-бытовые помещения.


В дальнейшем мы будем рассматривать вариант 1 состава помещений с приоритетной учебно-развивающей функцией - «Досуговый центр для малышей и родителей, включающий школу развития».


Глава 3. Здание 17

Глава 3.

ЗДАНИЕ


3.1. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ

Здание досугового центра для малышей не должно превышать 2-х этажей.

В крупных городах из-за плотности застройки и недостатка площадей допускается высота здания в 3 этажа. На 3-м этаже допускается располагать помещения только для детей старших возрастных групп, залы и иные специализированные помещения для работы с детьми, служебно-бытовые и рекреационные помещения. На верхнем этаже также могут располагаться помещения для взрослого контингента. Они должны быть обеспечены отдельной входной группой и своими вертикальными коммуникациями. Примеры архитектурного решения зданий, предназначенных для дошкольников, из зарубежного опыта строительства представлены на рис. 13-22.

Все основные помещения досугового центра для малышей должны располагаться в наземных этажах. В здании должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара:

• возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию;

• возможность доступа пожарных подразделений к очагу пожара;

• нераспространение пожара на рядом расположенные здания.

Пути эвакуации должны обеспечивать безопасную эвакуацию детей и взрослых, находящихся в помещениях здания досугового центра, через эвакуационные выходы (рис. 11).


Рис 11 Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения со ближайшего эвакуационного выхоса

Двери должны открываться по направлению пути эвакуации. Выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений:

• 1-го этажа - непосредственно наружу или через вестибюль, коридор, лестничную клетку;

• любого этажа, кроме 1-го, - в коридор, ведущий на лестничную клетку или в нее непосредственно; при этом лестничная клетка должна иметь выход прямо на улицу или через вестибюль, отделенный от примыкающих помещений перегородками с дверями;

• в соседнее помещение на том же этаже, обеспеченное эвакуационными выходами.

С каждого этажа здания необходимо предусматривать не менее двух эвакуационных выходов, расположенных рассредоточено. Эвакуационные пути не должны включать лифты и эскалаторы.

Пути эвакуации должны иметь естественное освещение.

Ширина марша лестницы для зданий детских дошкольных учреждений, предназначенной для эвакуации детей, должна быть не менее 1,35 м.

Так как эвакуационных выходов с каждого этажа по противопожарным требованиям должно быть не менее двух, с каждого этажа общественного здания всегда необходимо проектировать минимум две лестницы [10].

Рекомендуемое предельное расстояние от наиболее удаленной точки помещения до ближайшего эвакуационного выхода в зданиях I-III степени огнестойкости варьируется в зависимости от плотности людского потока и составляет 20-60 м, но для эвакуации малышей это расстояние необходимо сократить до min - 20 м.

Кроме того, для эвакуации малышей, которым еще
трудно спускаться по лестнице, можно рекомендовать устройство
вдоль лестничного марша пандусов-горок (с гладкой скользящей
поверхностью в форме лотков, имеющих бортики), которые в Рис- 1Z
обычных условиях можно использовать в качестве игрового ^™з~^^
Оборудования (рис. 12). net/interior-design/google-office-in-zurich/]


18 Глава 3. Здание





Рис. 13.

Начальная школа, Ричмонд, Великобритания:

а - главный фасад,

б, в-боковые фасады,

г - общий вид

(арх. бюро «Системы будущего»)

[5, С. 127. 129]


Примеры архитектурного решения зданий, предназначенных для дошкольников, из зарубежного опыта строительства


Рис. 14.

Детский сад, Фуджи, Шидзуока, Япония

а - вечернее освещение фасада,

б - вод со стороны обходной галереи

(арх. Таку Сакауши, Шика Киджима)

[5, С. 11, 9]


Глава 3. Здание 19



Примеры архитектурного решения зданий, предназначенных для дошкольников, из зарубежного опыта строительства


ш


20 Глава 3. Здание




Примеры архитектурного решения зданий, предназначенных для дошкольников, из зарубежного опыта строительства

Рис. 20.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: