На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 10, 21 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 52, 53 Федерального «О полиции»

В Прокуратуру Санкт-Петербурга

190000, Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 2/9

копия:

В Прокуратуру Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский пр., д. 52/11

От ФИО

проживающей по адресу:

ЖАЛОБА

(в порядке общего надзора)

5 марта 2012 года около 19 часов 10 минут сотрудниками органов внутренних дел я была задержана на Исаакиевской площади за добровольное присутствие «в месте сбора граждан, организовавших и проводивших…не согласованный митинг для публичного выражения своего мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, а именно в защиту 31-й статьи Конституции Российской Федерации» (как дословно следует из протокола административного правонарушения). После чего в числе других задержанных (в общей сложности 15 человек) ориентировочно в 20.00 была доставлена сначала к зданию 22-го Отдела полиции, затем, по причине нехватки мест, в 52 Отдел полиции РУВД Красногвардейского района (Заневский пр., д.28. корп.2), где в отношении меня сотрудниками полиции были составлены протоколы об административных правонарушениях (АП), предусмотренных ст.ст. 19.3 ч. 1 и 20.2. ч. 2 КоАП РФ.

Затем был составлен еще один – о моем административном задержании на срок до 48 часов (часть 3 ст. 27.5 КоАП РФ), и я была водворена (около 1 часа ночи 6 марта 2012 года) в специализированное помещение (камеру) для временно задержанных лиц. В указанном помещении я находилась ориентировочно до 12.00 часов 6 марта 2012 года, после чего сотрудниками полиции была доставлена к зданию суда на ул. Садовой 55/57 в автобусе, в котором и ожидала вместе с остальными задержанными вызова в суд примерно до 19.00 для рассмотрения дела об административном правонарушении (в настоящее время по моему ходатайству рассмотрение дела перенесено на 28 марта). Здание суда, где оставались еще многие из задержанных, я покинула одной из первых только после 20.00 6 марта.

Не затрагивая вопрос о законности доставления и задержания, а также об обоснованности выводов о наличии в моих действиях признаков административных правонарушений (в настоящее время указанные дела находятся в производстве суда, в связи с чем они не являются предметом прокурорского надзора в силу ст. 24.6 КоАП РФ), полагаю необходимым в то же время заявить о грубом нарушении сотрудниками 52 отдела полиции требований действующего законодательства и моих гражданских прав и свобод в период моего нахождения в указанном отделе полиции (с 5 марта по 6 марта 2012 года), требующем принятия мер прокурорского реагирования.

Допущенные должностными лицами 52 отдела полиции нарушения состоят в следующем:

1. В соответствии с частью 2 статьи 27.6 КоАП условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации. Соответствующие правила содержатся в Положении об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 года № 627 (далее – «Положение об условиях содержания»).

Пунктом 4 Положения об условиях содержания установлено, что задержанные на срок свыше 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме N 3 суточного довольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1992 г. N 935 "Об утверждении норм суточного довольствия осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях Министерства внутренних дел Российской Федерации".

В помещении для временно задержанных я находилась более 11 часов (а всего в отделе полиции с момента доставления и до момента отправки в суд - около 16 часов), однако в нарушение Положения об условиях содержания никаким питанием сотрудники 28 отдела полиции ни меня, ни других задержанных не обеспечили. Еду и питьевую воду доставили вечером 5 марта сочувствующие граждане, узнавшие о нашем задержании. Однако утром, перед освобождением из КСЗ, всем задержанным сотрудники 52 ОП предлагали подписать какую-то бумагу, в которой говорилось о том, что нам было предоставлено питание. Я этот документ не подписала, а кто-то подписал, полагая, что речь в нем идет об этих самых передачах. От задержанных, находившихся в других отделениях (22 ОП) мне стало известно о том, что им горячее питание предоставлялось. Считаю, что в 52 ОП имело место нецелевое расходование средств, выделенных на питание задержанных.

2. В соответствии с пунктом 11 Положения об условиях содержания, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.

В помещении для временно задержанных я находилась в ночное время. Площадь специализированного помещения (первая камера при входе), в которой разместили задержанных женщин, составляет около 9 кв. метров. В помещении, в которое я была помещена, содержалось (вместе со мной) девять задержанных. В данной камере имелась скамья, на которой в сидячем положении разместилось шестеро человек. Прочие задержанные в ночное время были вынуждены спать сидя непосредственно на бетонном полу.

Пол помещения (камеры) ни при каких обстоятельствах не может быть отнесен к «местам для сна», упомянутым в пункте 11 Положения. Так, к примеру, в надзорном Определении Верховного Суда РФ от 13 ноября 2009 года № 41-В09-30 был признан недостаточно мотивированным вывод суда нижестоящей инстанции о том, что предоставление задержанному скамьи соответствует требованиям об обеспечении места для сна, в определении указано, что «суду следовало выяснить, обеспечило ли предоставление… скамьи условия для сна в ночное время». Таким образом, высшей судебной инстанцией была поставлена под обоснованное сомнение возможность отнесения к месту для сна даже скамьи, не говоря уже о размещении задержанных непосредственно на полу камеры.

Таким образом, я не имела возможности прилечь и заснуть в течение более чем 36-ти часов (с утра 5 марта до вечера 6 марта), что можно квалифицировать, как примененную ко мне пытку.

3. Перед препровождением меня в помещение для временно задержанных лиц сотрудниками полиции проведен личный досмотр (обыск) и изъятие запрещенных вещей (предметов). Помимо прочего, у меня изъяты очки, необходимые мне по медицинским показаниям. Очки были также изъяты и у других задержанных (около пяти человек).

Мне было разъяснено, что очки относятся к предметам, которые якобы представляют опасность для жизни (здоровья) и могут быть использованы для причинения вреда мне или окружающим.

Данные разъяснения представляются мне необоснованными.

Положение об условиях содержания действительно прямо не упоминает очки в числе предметов, которые разрешено иметь задержанным (указывая лишь костыли и протезы). Однако совершенно очевидно, что очки при наличии соответствующих медицинских показаний относятся к предметам первой необходимости, которые у задержанного изыматься не должны.

Так, к примеру, очки (и футляры пластмассовые для очков) названы в числе предметов, которые могут иметь при себе:

- арестованные в административном порядке (см. приложение № 6 к Правилам внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных Приказом МВД РФ от 6 июня 2000 года № 605дсп);

- подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, содержащиеся в изоляторах временного содержания (см. приложение № 2 к Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950);

- подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, содержащиеся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (см. приложение № 2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 года № 189).

Все вышеуказанные нормативные правовые акты относят очки к числу предметов первой необходимости.

С учетом изложенного представляется совершенно неоправданным наложение на задержанного в административном порядке больших ограничений, нежели на лиц, подвернутых административному аресту или арестованных по подозрению (обвинению) в совершении преступления.

Что касается абсурдных разъяснений о возможности использования очков в качестве орудия для причинения вреда задержанным, они представляются абсолютно несостоятельными.

В соответствии с пунктом 10 Положения об условиях содержания за поведением задержанных лиц, находящихся в специальных помещениях, устанавливается наблюдение должностными лицами органа, в ведении которого находится специальное помещение. Согласно пункта 13 данного Положения специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток до рассвета.

Поскольку выходящая в коридор стена камерного помещения выполнена из прозрачного материала (стекло), сотрудники отдела полиции располагали достаточными возможностями для осуществления наблюдения за моим поведением и предотвращения потенциально возможных с моей стороны действий, направленных на причинение вреда жизни (здоровью), с использованием в качестве орудия очков.

Таким образом, изъятие очков не может быть оправдано целями соблюдения режимных ограничений, наложенных на временно задержанных в административном порядке, и является ничем иным, как мерой, направленной на унижение моего человеческого достоинства.

4. Кроме того, в специальных помещениях было душно. Что и понятно, поскольку, кол-во кв.м на одного человека, при наличии в данном помещении одновременно 9-ти задержанных, не соответствовало нормативам.

5. Несмотря на требование Положения производить «опрос и осмотр задержанного лица в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний», никакого опроса в отношении меня не производили. В моем случае это повлекло нарушения моих прав, т.к. я по медицинским показателям не должна была там находиться. Из-за того, что мне не были заданы эти вопросы, я провела ночь в камере, что нанесло ущерб моему здоровью.

6. На следующий день меня и других задержанных привезли к зданию суда по адресу: Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 55/57. Там мы размещались в автобусе для перевозки задержанных, и не имели физической возможности его покинуть (кроме как в сопровождении сотрудника полиции – для посещения туалета, находящегося в ближайших заведениях общественного питания). В общей сложности в автобусах мы находились около семи часов, и в течение всего этого времени сотрудники полиции не обеспечивали задержанных ни питанием, ни водой, как того требует Положение. Опять же помогали посторонние люди, приносили горячий чай.

Кроме того, в течение того времени, пока я находилась в автобусе у здания суда, мне был не ясен мой статус. Сотрудники полиции не могли мне его разъяснить. Кроме того, сотрудник полиции отказывался отдать мне мои документы, ничем не аргументируя (что является нарушением п.22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О полиции» полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

В соответствии с пунктом 2 ст. 1 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» к компетенции органов Прокуратуры отнесено осуществление надзора за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, в том числе и надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 10, 21 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 52, 53 Федерального «О полиции»,

ПРОШУ:

1. Провести прокурорскую проверку на предмет соблюдения должностными лицами 52 Отдела полиции РУВД Красногвардейского района Санкт-Петербурга требований действующего законодательства в период моего административного задержания и нахождения в специальном помещении для временно задержанных с 5 марта по 6 марта 2012 года. Принять меры к тому, чтобы впредь условия содержания административно задержанных в этом отделении соответствовали требованиям Положения.

2. Разъяснить мне статус лиц, находящихся длительное время в автобусах у здания суда, и причину, по которой всех задержанных 5-го марта (всего около 500 человек) почти одновременно доставили в один единственный судебный участок большого города, хотя для административного задержания всех распределили по разным Отделам полиции, находящимся в разных районах. В случае, если это не является законным, принять меры к тому, чтобы прекратить такую практику.

3. При выявлении нарушений требований закона и иных правовых актов принять в отношении виновных должностных лиц соответствующие меры прокурорского реагирования.

4. Уведомить меня об итогах рассмотрения моей жалобы в срок, предусмотренный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Приказом Генерального Прокурора от 17.12.2007 № 200.

Дата

Подпись


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: