Алматы, 2011-2012 г

СИЛЛАБУС

По элективному циклу

«Инфекционные болезни, влияющие на беременность и роды»

Специальность 051301 – «Общественное здравоохранение»

Объем учебных часов (кредитов) - 90 часов (2 кредита)

Практические занятия - 30 часов

Самостоятельная работа студентов с преподавателем – 14 часов

Самостоятельная работа студентов - 46 часов

Курс – III, семестр – 5- 6

Форма контроля – тестирование, устный экзамен

Алматы, 2011-2012 г.


Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой с изменениями и дополнениями (согласно форме №2), составлен ассистентом, к.м.н. Зубовой Н.В.

Обсужден и утвержден на заседании кафедры инфекционных и тропических болезней

Протокол № ____ от «____» __________ 2011 года

Зав.кафедрой инфекционных и

тропических болезней, д.м.н. ДУЙСЕНОВА А. К.


1. Общие сведения:

1.1 Наименование вуза Казахский национальный медицинский университет

имени С.Д. Асфендиярова

1.2 Кафедра инфекционных и тропических болезней

1.3 Дисциплина, код дисциплины: инфекционные болезни

1.4 Специальность - 051102 «Общественное здравоохранение»

1.5 Объем учебных часов – 45 часов

1.6 Курс и семестр изучения - 3 курс, 5-6 семестр

1.7 Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. Ученая степень Должность Приоритетные научные интересы
1. Дуйсенова А.К. Д.м.н. Зав.каф. Бруцеллез, зоонозные инфекции
2. Дмитровский А.М. Д.м.н. Профессор Зоонозные инфекции, ООИ
3. Байекеева К.Т. К.м.н. Доцент Зоонозныеинфекции, паразитарные инвазии
4. Славко Е.А. К.м.н. Доцент Острые кишечные инфекции, зоонозные инфекции, менингококковая инфекция
5. Ермуханова Н.Т. К.м.н. Доцент Тропические инфекции и инвазии
6. Садыкова С.С. К.м.н. Доцент Вирусные гепатиты, ОРВИ
7. Егембердиева Р.А. К.м.н. Доцент Природно-очаговые трансмиссивные инфекции
8. Сейсембаева А.М. К.м.н. Ассистент Вирусные гепатиты
9. Утеулин М.Н. К.м.н. Ассистент Острые кишечные инфекции
10. Куандыкова С.Ж. К.м.н. Ассистент Тропические инфекции и инвазии
11. Оспанбекова Н.К. К.м.н. Ассистент Инфекции наружных покровов
12. Зубова Н.В. - Ассистент Зоонозные инфекции
13. Байхожаева Р.Ж - Ассистент Острые кишечные инфекции
14. Мухатаева А.М К.м.н. ассистент Острые кишечные инфенкции
15. Сейдулаева Л.Б. К.м.н. ассистент Тропические инфекции и инвазии

1.8. Контактная информация: место нахождения кафедры: ГКИБ г. Алматы, ул. Байзакова, 295 тел. 2750457.

1.9. Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам обоснованы на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе

  1. Обязательное регулярное посещение лекции, практических занятий, в случае отсутствия на занятии по уважительной причине (по болезни) следует представить разрешение деканата на отработку пропущенных занятий;
  2. Не опаздывать на занятия;
  3. Регулярно готовиться к занятиям, активно участвовать в учебном процессе.
  4. Обязательное выполнение 4 видов СРС разной формы из представленного перечня СРС согласно требованию и сдавать их в установленные сроки (к 7,11 и 21 занятиям).
  5. К рубежному контролю не допускаются студенты, имеющие пропуски по практическим занятиям и не сдавшие СРС в установленные сроки.
  6. Студенты, не сдавшие рубежный контроль, к экзамену не допускаются.
  7. Студенты, набравшие менее 30 баллов, к экзамену не допускаются.
  8. Студенты должны посещать лекции, практические занятия в белом халате, чистом колпаке, маске.
  9. К практическим занятиям допускаются студенты при наличии медицинской книжки, с проставленным допуском для работы в медицинских учреждениях.
  10. Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в стационаре.
  11. Уважительное отношение к ППС, медицинскому персоналу и студентом.
  12. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча
  1. Программа:

2.1 Введение: В наши дни число известных инфекций достигает более 2500. Восприимчивость человека ко многим из них, не имеет возрастных и половых ограничений, однако наиболее опасными большинство инфекций являются для женщин, особенно в период беременности. Это в последствие ведет к различным осложнениям, начиная от воспалительных процессов в половой сфере, дисгормональных нарушений, вплоть до частых выкидышей, замершей беременности, преждевременных родов и другой акушерской патологии.

Легкая, мало-или даже бессимптомная инфекция у беременной женщины, вызванная токсоплазмами, хламидиями, микоплазмами, вирусами герпеса и цитомегалии, краснухи, грибами и другими патогенными микробами, способна вызвать гибель плода или тяжелое поражение организма ребенка. Это в значительной степени обусловлено тропизмом возбудителей к определенным эмбриональным тканям и тем, что клетки плода с их высочайшим уровнем метаболизма и энергетики являются идеальной средой для размножения микроорганизмов. Риск инфицирования плода и новорожденного различными возбудителями инфекций колеблется от 5-10% до 60-70%.

В последние годы, уделяется большое внимание на влияние зоонозных инфекций на беременность и роды, которые приводят к тяжелейшим воспалительным процессам, гибели плода на ранних сроках, летальности новорожденных в интранатальном и постнатальном периодах. Так в сельской местности, особенно Юга и Юго-Востока Казахстана к таким инфекциям относится бруцеллез. Хронический бруцеллез является одной из причин женского бесплодия. До 80% беременностей и родов, при хроническом генитальном листериозе, протекают с патологией плода, приводя в конечном счете, к выкидышам, преждевременным родам, заражению ребенка в родах с развитием тяжелой генерализованной инфекции. Общепринятой причиной выкидышей и внутриутробного инфицирования во всем мире считается иерсиниоз. Тяжелые поражения, прежде всего нервной системы плода, вызывает токсоплазмоз.

Хламидии, микоплазмы, вирусы являются не только причиной ряда болезней мочеполовой системы, но и заболеваний органов дыхания, глаз, суставов, печени, нервной и сердечно-сосудистой систем. Все больше накапливается данных о возможной этиологической роли урогенитальной вирусной инфекции в возникновении некоторых раковых заболеваний, в частности рака шейки матки.

Проблемам диагностики инфекционных болезней, аспектам обследования беременных женщин в дородовом периоде и профилактике осложнений беременностей и посвящен данный электив.

2.2.

Цель электива: Формирование у студентов знаний о характеристике, динамике и течении инфекционных заболеваний, влияющих на беременность и роды;

Формирование опыта применения полученных знаний по этиопатогенезу, клинико-эпидемиологическим особенностям, методам диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний, влияющих на беременность и роды, а также действующих нормативно-правовых актов для своевременной диагностики, выработки тактики ведения женщин в дородовый и послеродовый период, проведения профилактических мероприятий в очаге указанных инфекций;

Овладение умениями критически осмысливать полученные клинико-эпидемиологические и лабораторные данные и навыками проведения дифференциальной диагностики с заболеваниями, протекающими со схожей клинической симптоматикой (гинекологическими заболеваниями, болезнями почек и т.д.);

Формирование основ клинического мышления, навыков общения с пациентами, их родственниками, коллегами с соблюдением правил медицинской этики и деонтологии, потребности в получении профессиональных знаний и интереса к изучению дисциплины.

2.3. Задачи обучения:

· научить студентов ранней диагностике инфекционных заболеваний зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций);

· обучить основным принципам и мерам профилактики инаиболее распространенных инфекционных болезней влияющих на беременность и роды;

· обучить принципам организации профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге данных инфекционных заболеваний;

· научить студентов выявлять при сборе анамнеза и обследовании пациента диагностически значимую информацию (эпидемиологическую, клиническую, лабораторную), свидетельствующую о наличии данной нозологической формы (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез, хламидиоз, вирусные инфекции);

· научить студентов на основе полученных знаний по этиопатогенезу, клинико-эпидемиологическим особенностям, методам диагностики, лечения и профилактики изучаемых инфекций определять показания для обследования, госпитализации в инфекционный стационар, ведение выявленных больных на амбулаторном этапе, лечение и обследование на основе протоколов диагностики и лечения, правила выписки из стационара, наблюдение в женских консультациях, проведение профилактических мероприятий;

· развить у студентов способность устанавливать доверительные отношения с пациентом и его родственниками для более точного и подробного сбора клинико - эпидемиологического анамнеза;

· воспитание ответственности за принятые решения по тактике ведения пациентов с учетом действующих нормативно-правовых документов;

· развить у студентов способности принимать решения с учетом мнения коллег.

2.4 Конечные результаты обучения:

Студент должен знать:

· современные концепции зоонозных и вирусных инфекций влияющих на беременность и роды;

· ранние клинические проявления и эпидемиологию зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций, вирусных гепатитов);

· клинические и эпидемиологические показания к лечению в амбулаторных условиях госпитализации женщин в период беременности;

· основы дифференциальной и современной лабораторной диагностики инфекционных заболеваний;

· стандартные определения случаев листериоза, бруцеллеза, токсоплазмоза и др. инфекций влияющих на беременность и роды;

· принципы и методы профилактики изучаемых инфекционных болезней;

· принципы организации противоэпидемических мероприятий при зоонозных и вирусных инфекциях.

Студент должен уметь:

  • распознать клинические синдромы, характерные для зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций, вирусных гепатитов) и поставить предварительный диагноз;

· собрать целенаправленный эпидемиологический анамнез;

  • определить тактику обследования на зоонозные инфекции (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусные инфекции (краснуха, корь респираторно-вирусные инфекции, вирусные гепатиты);

· оценить результаты лабораторных (общеклинических, биохимических, бактериологических, серологических) и инструментальных методов исследования;

· организовать профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционных заболеваний;

· осуществлять анализ инфекционной заболеваемости среди беременных женщин и населения в целом.

Студент должен владеть навыками:

  • сбора анамнеза заболевания и эпидемиологического анамнеза при зоонозных инфекциях (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекциях (краснуха, корь, респираторно-вирусные инфекции);

· клинического осмотра беременной женщины и интерпретации лабораторно-инструментальных методов исследования;

· проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции;

  • проведения санитарно-просветительной работы по профилактике зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций) среди населения, в частности среди женщин, планирующих беременность;

2.5 Пререквизиты: микробиология, патологическая физиология.

2.6 Смежные дисциплины: введение в клиническую медицину, общественное здоровье, коммуникативные навыки

Постреквизиты: эпидемиология.

2.7. Краткое содержание дисциплины:

Программа изучения элективного курса предусматривает развитие у обучающихся способностей применения полученных знаний в работе врача - эпидемиолога по клинической диагностике распространенных инфекционных болезней в акушерстве и гинекологии, проведении первичных противоэпидемических мероприятий в очаге и мер профилактики.

2.7.Тематические планы: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (практических, самостоятельной работы студента под руководством преподавателя).

Тематический план практических занятий,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: