СИЛЛАБУС
По элективному циклу
«Инфекционные болезни, влияющие на беременность и роды»
Специальность 051301 – «Общественное здравоохранение»
Объем учебных часов (кредитов) - 90 часов (2 кредита)
Практические занятия - 30 часов
Самостоятельная работа студентов с преподавателем – 14 часов
Самостоятельная работа студентов - 46 часов
Курс – III, семестр – 5- 6
Форма контроля – тестирование, устный экзамен
Алматы, 2011-2012 г.
Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой с изменениями и дополнениями (согласно форме №2), составлен ассистентом, к.м.н. Зубовой Н.В.
Обсужден и утвержден на заседании кафедры инфекционных и тропических болезней
Протокол № ____ от «____» __________ 2011 года
Зав.кафедрой инфекционных и
тропических болезней, д.м.н. ДУЙСЕНОВА А. К.
1. Общие сведения:
1.1 Наименование вуза Казахский национальный медицинский университет
имени С.Д. Асфендиярова
1.2 Кафедра инфекционных и тропических болезней
|
|
1.3 Дисциплина, код дисциплины: инфекционные болезни
1.4 Специальность - 051102 «Общественное здравоохранение»
1.5 Объем учебных часов – 45 часов
1.6 Курс и семестр изучения - 3 курс, 5-6 семестр
1.7 Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | Ученая степень | Должность | Приоритетные научные интересы |
1. | Дуйсенова А.К. | Д.м.н. | Зав.каф. | Бруцеллез, зоонозные инфекции |
2. | Дмитровский А.М. | Д.м.н. | Профессор | Зоонозные инфекции, ООИ |
3. | Байекеева К.Т. | К.м.н. | Доцент | Зоонозныеинфекции, паразитарные инвазии |
4. | Славко Е.А. | К.м.н. | Доцент | Острые кишечные инфекции, зоонозные инфекции, менингококковая инфекция |
5. | Ермуханова Н.Т. | К.м.н. | Доцент | Тропические инфекции и инвазии |
6. | Садыкова С.С. | К.м.н. | Доцент | Вирусные гепатиты, ОРВИ |
7. | Егембердиева Р.А. | К.м.н. | Доцент | Природно-очаговые трансмиссивные инфекции |
8. | Сейсембаева А.М. | К.м.н. | Ассистент | Вирусные гепатиты |
9. | Утеулин М.Н. | К.м.н. | Ассистент | Острые кишечные инфекции |
10. | Куандыкова С.Ж. | К.м.н. | Ассистент | Тропические инфекции и инвазии |
11. | Оспанбекова Н.К. | К.м.н. | Ассистент | Инфекции наружных покровов |
12. | Зубова Н.В. | - | Ассистент | Зоонозные инфекции |
13. | Байхожаева Р.Ж | - | Ассистент | Острые кишечные инфекции |
14. | Мухатаева А.М | К.м.н. | ассистент | Острые кишечные инфенкции |
15. | Сейдулаева Л.Б. | К.м.н. | ассистент | Тропические инфекции и инвазии |
1.8. Контактная информация: место нахождения кафедры: ГКИБ г. Алматы, ул. Байзакова, 295 тел. 2750457.
1.9. Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам обоснованы на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе
|
|
- Обязательное регулярное посещение лекции, практических занятий, в случае отсутствия на занятии по уважительной причине (по болезни) следует представить разрешение деканата на отработку пропущенных занятий;
- Не опаздывать на занятия;
- Регулярно готовиться к занятиям, активно участвовать в учебном процессе.
- Обязательное выполнение 4 видов СРС разной формы из представленного перечня СРС согласно требованию и сдавать их в установленные сроки (к 7,11 и 21 занятиям).
- К рубежному контролю не допускаются студенты, имеющие пропуски по практическим занятиям и не сдавшие СРС в установленные сроки.
- Студенты, не сдавшие рубежный контроль, к экзамену не допускаются.
- Студенты, набравшие менее 30 баллов, к экзамену не допускаются.
- Студенты должны посещать лекции, практические занятия в белом халате, чистом колпаке, маске.
- К практическим занятиям допускаются студенты при наличии медицинской книжки, с проставленным допуском для работы в медицинских учреждениях.
- Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в стационаре.
- Уважительное отношение к ППС, медицинскому персоналу и студентом.
- Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча
- Программа:
2.1 Введение: В наши дни число известных инфекций достигает более 2500. Восприимчивость человека ко многим из них, не имеет возрастных и половых ограничений, однако наиболее опасными большинство инфекций являются для женщин, особенно в период беременности. Это в последствие ведет к различным осложнениям, начиная от воспалительных процессов в половой сфере, дисгормональных нарушений, вплоть до частых выкидышей, замершей беременности, преждевременных родов и другой акушерской патологии.
Легкая, мало-или даже бессимптомная инфекция у беременной женщины, вызванная токсоплазмами, хламидиями, микоплазмами, вирусами герпеса и цитомегалии, краснухи, грибами и другими патогенными микробами, способна вызвать гибель плода или тяжелое поражение организма ребенка. Это в значительной степени обусловлено тропизмом возбудителей к определенным эмбриональным тканям и тем, что клетки плода с их высочайшим уровнем метаболизма и энергетики являются идеальной средой для размножения микроорганизмов. Риск инфицирования плода и новорожденного различными возбудителями инфекций колеблется от 5-10% до 60-70%.
В последние годы, уделяется большое внимание на влияние зоонозных инфекций на беременность и роды, которые приводят к тяжелейшим воспалительным процессам, гибели плода на ранних сроках, летальности новорожденных в интранатальном и постнатальном периодах. Так в сельской местности, особенно Юга и Юго-Востока Казахстана к таким инфекциям относится бруцеллез. Хронический бруцеллез является одной из причин женского бесплодия. До 80% беременностей и родов, при хроническом генитальном листериозе, протекают с патологией плода, приводя в конечном счете, к выкидышам, преждевременным родам, заражению ребенка в родах с развитием тяжелой генерализованной инфекции. Общепринятой причиной выкидышей и внутриутробного инфицирования во всем мире считается иерсиниоз. Тяжелые поражения, прежде всего нервной системы плода, вызывает токсоплазмоз.
Хламидии, микоплазмы, вирусы являются не только причиной ряда болезней мочеполовой системы, но и заболеваний органов дыхания, глаз, суставов, печени, нервной и сердечно-сосудистой систем. Все больше накапливается данных о возможной этиологической роли урогенитальной вирусной инфекции в возникновении некоторых раковых заболеваний, в частности рака шейки матки.
Проблемам диагностики инфекционных болезней, аспектам обследования беременных женщин в дородовом периоде и профилактике осложнений беременностей и посвящен данный электив.
|
|
2.2.
Цель электива: Формирование у студентов знаний о характеристике, динамике и течении инфекционных заболеваний, влияющих на беременность и роды;
Формирование опыта применения полученных знаний по этиопатогенезу, клинико-эпидемиологическим особенностям, методам диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний, влияющих на беременность и роды, а также действующих нормативно-правовых актов для своевременной диагностики, выработки тактики ведения женщин в дородовый и послеродовый период, проведения профилактических мероприятий в очаге указанных инфекций;
Овладение умениями критически осмысливать полученные клинико-эпидемиологические и лабораторные данные и навыками проведения дифференциальной диагностики с заболеваниями, протекающими со схожей клинической симптоматикой (гинекологическими заболеваниями, болезнями почек и т.д.);
Формирование основ клинического мышления, навыков общения с пациентами, их родственниками, коллегами с соблюдением правил медицинской этики и деонтологии, потребности в получении профессиональных знаний и интереса к изучению дисциплины.
2.3. Задачи обучения:
· научить студентов ранней диагностике инфекционных заболеваний зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций);
· обучить основным принципам и мерам профилактики инаиболее распространенных инфекционных болезней влияющих на беременность и роды;
· обучить принципам организации профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге данных инфекционных заболеваний;
· научить студентов выявлять при сборе анамнеза и обследовании пациента диагностически значимую информацию (эпидемиологическую, клиническую, лабораторную), свидетельствующую о наличии данной нозологической формы (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез, хламидиоз, вирусные инфекции);
· научить студентов на основе полученных знаний по этиопатогенезу, клинико-эпидемиологическим особенностям, методам диагностики, лечения и профилактики изучаемых инфекций определять показания для обследования, госпитализации в инфекционный стационар, ведение выявленных больных на амбулаторном этапе, лечение и обследование на основе протоколов диагностики и лечения, правила выписки из стационара, наблюдение в женских консультациях, проведение профилактических мероприятий;
|
|
· развить у студентов способность устанавливать доверительные отношения с пациентом и его родственниками для более точного и подробного сбора клинико - эпидемиологического анамнеза;
· воспитание ответственности за принятые решения по тактике ведения пациентов с учетом действующих нормативно-правовых документов;
· развить у студентов способности принимать решения с учетом мнения коллег.
2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен знать:
· современные концепции зоонозных и вирусных инфекций влияющих на беременность и роды;
· ранние клинические проявления и эпидемиологию зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций, вирусных гепатитов);
· клинические и эпидемиологические показания к лечению в амбулаторных условиях госпитализации женщин в период беременности;
· основы дифференциальной и современной лабораторной диагностики инфекционных заболеваний;
· стандартные определения случаев листериоза, бруцеллеза, токсоплазмоза и др. инфекций влияющих на беременность и роды;
· принципы и методы профилактики изучаемых инфекционных болезней;
· принципы организации противоэпидемических мероприятий при зоонозных и вирусных инфекциях.
Студент должен уметь:
- распознать клинические синдромы, характерные для зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций, вирусных гепатитов) и поставить предварительный диагноз;
· собрать целенаправленный эпидемиологический анамнез;
- определить тактику обследования на зоонозные инфекции (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусные инфекции (краснуха, корь респираторно-вирусные инфекции, вирусные гепатиты);
· оценить результаты лабораторных (общеклинических, биохимических, бактериологических, серологических) и инструментальных методов исследования;
· организовать профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционных заболеваний;
· осуществлять анализ инфекционной заболеваемости среди беременных женщин и населения в целом.
Студент должен владеть навыками:
- сбора анамнеза заболевания и эпидемиологического анамнеза при зоонозных инфекциях (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекциях (краснуха, корь, респираторно-вирусные инфекции);
· клинического осмотра беременной женщины и интерпретации лабораторно-инструментальных методов исследования;
· проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции;
- проведения санитарно-просветительной работы по профилактике зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций) среди населения, в частности среди женщин, планирующих беременность;
2.5 Пререквизиты: микробиология, патологическая физиология.
2.6 Смежные дисциплины: введение в клиническую медицину, общественное здоровье, коммуникативные навыки
Постреквизиты: эпидемиология.
2.7. Краткое содержание дисциплины:
Программа изучения элективного курса предусматривает развитие у обучающихся способностей применения полученных знаний в работе врача - эпидемиолога по клинической диагностике распространенных инфекционных болезней в акушерстве и гинекологии, проведении первичных противоэпидемических мероприятий в очаге и мер профилактики.
2.7.Тематические планы: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (практических, самостоятельной работы студента под руководством преподавателя).
Тематический план практических занятий,