Коммуникационные барьеры

Реализация коммуникационной функции устной коммуникации затрудняется коммуникационными барьерами — препятствиями на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту.

Коммуникационные барьеры делятся на 4 класса:

1. Технический барьер в виде шумов и помех в искусственных коммуникационных каналах.

Шумы имеют естественное происхождение, а помехи создаются умышленно.

Из-за воздействия шумов и помех уменьшается различимость полезных сигналов и возникает актуальная задача распознавания сигналов на шумовом фоне.

Эта задача актуальна для радиосвязи, проводной связи, видео-и звукозаписи, компьютерной техники (вспомним компьютерные вирусы, засорение пространства Интернет) и окончательное решение ее вряд ли возможно, так как всякое новое поколение техники страдает своими «болезнями», неведомыми ранее.

2. Межъязыковый барьер возникает при несоответствии языков, кодовых систем, тезаурусов коммуниканта и реципиента.

Это ситуация «Вавилонского столпотворения», когда люди говорят на разных языках и не могут понять друг друга.

В настоящее время насчитывается несколько тысяч стихийно возникших языков, наречий и диалектов.

Главный ущерб, наносимый межъязыковым барьером, состоит не в том, что чужеземцы, сталкиваясь друг с другом, не могут объясниться на бытовые, торговые или военные темы.

Здесь устное разноязычие преодолевается за счет невербального или иконического канала (если нет толмача-переводчика).

Главная беда состоит в том, что в силу социально-мнемической функции, функции социализации и мировоззренческой функции естественный язык накладывает печать своеобразия на национальную культуру, общественное сознание, индивидуальное мировоззрение.

Межъязыковые барьеры разделяют род человеческий на чуждые и враждующие друг с другом этносы, на роды, нации.

Манящий идеал межчеловеческой гармонии и мира оказывается не достижимым; разноязычное человечество не может быть единым человечеством.

Кардинальный способ преодоления межъязыкового барьера виделся в разработке искусственного языка международного общения.

Первым языком такого рода стал воляпюк, предложенный в 1879 г. в Германии И. М. Шлейером.

Слова естественных языков в нем видоизменялись и теряли опознаваемость

Воляпюк оказался чересчур сложным для практического использования, поэтому в дальнейшем международные языки стали строиться на основе интернациональной лексики, преобразованной по вкусу авторов. Грамматика максимально упрощалась.

Количество проектов к 30-м годам XX века исчислялось тремя сотнями.

Образовалось научное направление интерлингвистика.

Наиболее популярны следующие продукты интерлингвистики:

1) Эсперанто (основан в 1887 г. Л. Заменгофом, Польша);

2) Идо (реформированный Эсперанто, 1907 г., Франция);

3) Окциденталь (1921-1922 гг., автор Э. Валем, Эстония);

4) Новиаль (синтез идо и окциденталя, осуществленный Л. Есперсеном, Дания, в 1928 г.);

5) Интерлингва — создан в 1951 г. Ассоциацией международного вспомогательного языка в США.

Наиболее успешным проектом оказался язык Эсперанто

3. Социальный барьер возникает между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам.

Затруднено взаимопонимание

- разных поколений (споры «отцов» и «детей»),

- представителей разных классов и сословий, имеющих антагонистические интересы,

- жителей города и села,

- мужчин и женщин,

- людей с разным образовательным цензом и т. д.

Сущность социального барьера состоит

- не в различных социолектах, жаргонах, стилях речи, отличающих одну социальную группу от другой,

- а в различии ценностных ориентации, личного психофизиологического и житейского опыта, содержания групповой памяти.

Эти различия неустранимы, да и нет необходимости стремиться к их устранению, так как это привело бы к унылой унификации рода человеческого — «все на одно лицо».

4.Психологический барьер возникает вследствие искажений в перцепции, неизбежно сопровождающей коммуникацию.

Перцепция, напомним, представляет собой познание (восприятие) коммуникантом и реципиентом друг друга.

Это познание использует

- этические и эстетические критерии,

- ситуационные расчеты, привычные симпатии и антипатии.

В результате в сознании общающихся людей формируется образ (имидж) партнера, который может быть

- привлекательным или отталкивающим,

- безразличным или волнующим и т. д.

Большое значение имеет коммуникационная ситуация: являются ли люди

- равноправными сотрудниками, делающими общее дело,

- или они находятся в отношениях начальник — подчиненный и др.

Кроме того, в сознании и коммуниканта, и реципиента всегда присутствует их собственный имидж, т. е. представление о себе самом.

Итак, в сознании коммуниканта складываются:

• собственный имидж — Я;

• имидж реципиента — Р

В сознании реципиента в свою очередь образуются:

• собственный имидж — Я;

• имидж реципиента — К.

Коммуниканту трудно предугадать его имидж в сознании реципиента, и наоборот.

В результате каждый из них обращается «не по адресу» и сам этого не осознает.

В этом и заключается суть психологического барьера, который, строго говоря показывает их принципиальную неустранимость ни в настоящем, ни в обозримом будущем.

Однако для познания законов социальных коммуникаций важно познакомиться с попытками преодоления этих барьеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: