Реализация коммуникационной функции устной коммуникации затрудняется коммуникационными барьерами — препятствиями на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту.
Коммуникационные барьеры делятся на 4 класса:
1. Технический барьер в виде шумов и помех в искусственных коммуникационных каналах.
Шумы имеют естественное происхождение, а помехи создаются умышленно.
Из-за воздействия шумов и помех уменьшается различимость полезных сигналов и возникает актуальная задача распознавания сигналов на шумовом фоне.
Эта задача актуальна для радиосвязи, проводной связи, видео-и звукозаписи, компьютерной техники (вспомним компьютерные вирусы, засорение пространства Интернет) и окончательное решение ее вряд ли возможно, так как всякое новое поколение техники страдает своими «болезнями», неведомыми ранее.
2. Межъязыковый барьер возникает при несоответствии языков, кодовых систем, тезаурусов коммуниканта и реципиента.
Это ситуация «Вавилонского столпотворения», когда люди говорят на разных языках и не могут понять друг друга.
|
|
В настоящее время насчитывается несколько тысяч стихийно возникших языков, наречий и диалектов.
Главный ущерб, наносимый межъязыковым барьером, состоит не в том, что чужеземцы, сталкиваясь друг с другом, не могут объясниться на бытовые, торговые или военные темы.
Здесь устное разноязычие преодолевается за счет невербального или иконического канала (если нет толмача-переводчика).
Главная беда состоит в том, что в силу социально-мнемической функции, функции социализации и мировоззренческой функции естественный язык накладывает печать своеобразия на национальную культуру, общественное сознание, индивидуальное мировоззрение.
Межъязыковые барьеры разделяют род человеческий на чуждые и враждующие друг с другом этносы, на роды, нации.
Манящий идеал межчеловеческой гармонии и мира оказывается не достижимым; разноязычное человечество не может быть единым человечеством.
Кардинальный способ преодоления межъязыкового барьера виделся в разработке искусственного языка международного общения.
Первым языком такого рода стал воляпюк, предложенный в 1879 г. в Германии И. М. Шлейером.
Слова естественных языков в нем видоизменялись и теряли опознаваемость
Воляпюк оказался чересчур сложным для практического использования, поэтому в дальнейшем международные языки стали строиться на основе интернациональной лексики, преобразованной по вкусу авторов. Грамматика максимально упрощалась.
Количество проектов к 30-м годам XX века исчислялось тремя сотнями.
Образовалось научное направление интерлингвистика.
|
|
Наиболее популярны следующие продукты интерлингвистики:
1) Эсперанто (основан в 1887 г. Л. Заменгофом, Польша);
2) Идо (реформированный Эсперанто, 1907 г., Франция);
3) Окциденталь (1921-1922 гг., автор Э. Валем, Эстония);
4) Новиаль (синтез идо и окциденталя, осуществленный Л. Есперсеном, Дания, в 1928 г.);
5) Интерлингва — создан в 1951 г. Ассоциацией международного вспомогательного языка в США.
Наиболее успешным проектом оказался язык Эсперанто
3. Социальный барьер возникает между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам.
Затруднено взаимопонимание
- разных поколений (споры «отцов» и «детей»),
- представителей разных классов и сословий, имеющих антагонистические интересы,
- жителей города и села,
- мужчин и женщин,
- людей с разным образовательным цензом и т. д.
Сущность социального барьера состоит
- не в различных социолектах, жаргонах, стилях речи, отличающих одну социальную группу от другой,
- а в различии ценностных ориентации, личного психофизиологического и житейского опыта, содержания групповой памяти.
Эти различия неустранимы, да и нет необходимости стремиться к их устранению, так как это привело бы к унылой унификации рода человеческого — «все на одно лицо».
4.Психологический барьер возникает вследствие искажений в перцепции, неизбежно сопровождающей коммуникацию.
Перцепция, напомним, представляет собой познание (восприятие) коммуникантом и реципиентом друг друга.
Это познание использует
- этические и эстетические критерии,
- ситуационные расчеты, привычные симпатии и антипатии.
В результате в сознании общающихся людей формируется образ (имидж) партнера, который может быть
- привлекательным или отталкивающим,
- безразличным или волнующим и т. д.
Большое значение имеет коммуникационная ситуация: являются ли люди
- равноправными сотрудниками, делающими общее дело,
- или они находятся в отношениях начальник — подчиненный и др.
Кроме того, в сознании и коммуниканта, и реципиента всегда присутствует их собственный имидж, т. е. представление о себе самом.
Итак, в сознании коммуниканта складываются:
• собственный имидж — Я;
• имидж реципиента — Р
В сознании реципиента в свою очередь образуются:
• собственный имидж — Я;
• имидж реципиента — К.
Коммуниканту трудно предугадать его имидж в сознании реципиента, и наоборот.
В результате каждый из них обращается «не по адресу» и сам этого не осознает.
В этом и заключается суть психологического барьера, который, строго говоря показывает их принципиальную неустранимость ни в настоящем, ни в обозримом будущем.
Однако для познания законов социальных коммуникаций важно познакомиться с попытками преодоления этих барьеров.