Одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения является торговля, при посредстве которой осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением.
Рациональная организация процесса товародвижения является одной из важнейших функций торговли. Она должна обеспечивать прохождение товара через минимальное число звеньев.
На предприятиях оптовой и розничной торговли выполняется целый комплекс торговых (коммерческих) и технологических (производственных) операций.
К торговым (коммерческим) операциям относят:
• изучение и прогнозирование покупательского спроса и определение потребностей в товарах;
• выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
• организация закупочной работы;
• рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;
• формирование торгового ассортимента и управление товарными запасами;
|
|
• организация операций по продаже товаров.
Технологические операции связаны с движением товара как потребительной стоимости. Они являются продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относят следующие операции: транспортировка, хранение, подсортировка, подготовка товаров к продаже и т. д.
На организацию процесса товародвижения оказывают влияние производственные, транспортные, социальные и торговые факторы.
К числу производственных факторов следует отнести: размещение производства, специализацию производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.
Существенное влияние на процесс товародвижения оказывают транспортные факторы: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, состояние перевозочных средств и т. д.
К социальным факторам относятся: расселение населения, уровень его денежных доходов, половозрастной состав и т. д.
На процесс товародвижения влияют следующие основные торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, их типы, применяемые методы продажи товаров, свойства товаров, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети, квалификация торговых работников.