Слово 23. О делах нового человека

1. Возлюбленные братья! Тремя вещами отличаются Евреи от других народов: обрезанием, пасхою и субботою.—Ибо так написано в книге Бытия: «Мла­денец осми дней обрежется вам домочадец, и купленый. Необрезаный же погубится от рода своего: яко завет Мой разори» (Быт. 17, 12, 14). Первый был обрезан Авраам. Чрез сие дан был образ древним относительно нового человека, свойства которого Го­сподь Иисус явил в святом Своем теле.—О сем и Апостол говорил: «О немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти в обрезаны Христове: Спогребшеся Ему крещением, в Немже и совостасте верою действия Бога» (Кол. 2, 11, 12). И еще: «Отложити вам, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных: обновлятися же духом ума вашего, и облещися в новаго человека; созданного по Богу в правде и в преподобии истины» (Ефес. 4. 22—24). И еще: «да умер­ши для грехов, правдою поживем» (1.Петр. 2, 24). Это говорится о обрезании (духовном), и кто сего не соблюдет, тот не обрезан, тот не истинный христианин; потому что он попрал тот завет, который Господь Иисус освятил святою Своею кровно.

2. Теперь должно сказать о святой Пасхе, о коей Бог так говорит к Моисею: «Сей закон пасхи: всяк иноплеменник да не яст от нея: и всякого раба, или купленого обрежеши его, и тогда да яст от нея. Пришлец или наемник да не яст от нея. В дому едином да снестся» (Исход. 12, 43, 44). «Чресла ваша препо­ясана, и сапози ваши на ногах ваших, и жезлы ваши в руках ваших» (Исход. 12, 11). Пасха снедается не иначе, как с опресноками и горьким зельем и мясом печеным на огне. Не сказал: препо­яшьтесь по чреслам вашим, дабы кто не подумал, что дело идет о поясе, но «чресла ваша препоясана да будут»; чтобы мы это разумели по отношении к целомудрию и чистоте. Сапоги же означают то, чтобы мы были готовы с поспешностью избегать всего, что уязвляет и оскверняет совесть, и отвлекает ум от свойственного ему созерцания во святыне. Жезлом означается надежда и мужество стремящихся в землю обетованную. Таковы суть: соблюдающие (духовно) субботу. Кровь агнца знаменует кровь Господа нашего Иисуса Христа, Ко­торый соделавшись человеком, пришел к нам, чтобы вести сынов (духовного) Израиля в обещан­ное наследие неба. Входят сюда те, кои пригото­вили себя, как должно, и имеют знамение яв­ственно напечатленное на душах их. Кисть иссопная означает злострадание. Ибо повелено снедать пасху се горьким зельем. Брате! тщательно рассмотри себя: обрезан ли ты, и окропил ли ты две­ри дома твоего кровью непорочного Агнца? Уклоняешь­ся ли ты от всякого земного помысла? Устроил ли ты самого себя так, чтобы без страха тебе войти в землю обетованную?

3. За сим должно сказать о субботе, которая соб­ственно относится к тем, кои удостоились истинного обрезания, вкусили святой пасхи, как мы ска­зан и, освободившись от Египтян, увидели всех их потонувшими в Чермном море, и успокоились от горького их рабства. «Шесть дней делай, в день же седмый, суббота, Господу Богу твоему» (Исх. 20, 9, 10). «Всяк, иже сотворить в ню дело, потребится душа» (Исх. 31, 14). Господь наш Иисус Христос Сам соблюл истинную субботу, и научил своих после­дователей, каким образом должно соблюдать оную. В пяток Он взошел на крест и (своим примером) прежде восшествия на оный показал приго­товление к нему, перенесши все бесчестия и поношения, не отмщевая за оные и ни в чем не давая себе послабления, пока в Нем было дыхание, так что когда Он сказал: «жажду», поднесли Ему губу, напо­енную «оцтом»; вкусив оного, сказал: «Совершишася, и преклонь главу, предаде дух» (Иоан. 19, 30). И положили Его во гроб, как истинно соблюдающего субботу. Ибо Господь Иисус почил в седьмой день, и благословил его; потому что успокоился от всех дел Своих, коими Он упразднил немощи человеческие. «Вшедый бо в покой Его», говорит Апостол, «и той почи от дел своих, яко же от своих Бог» (Евр. 4, 10). Вот истинная суббота, которую кто не соблюда­ет, тот не христианин. Ибо Иеремия, оплакивая народ Израильский, говорит: «не носите бремен в день суббот, и не исходите враты Иерусалима, и не износите бремен из домов ваших в день субботний» (Иерем. 17, 21, 22).

4. Увы мне, бедному! ибо я не сохраняю сих святых заповедей, и ношу тяжкая бремена в день суб­ботами. И если я умер со Христом, и спогребся и субботствовал, то какие это тяжкие бремена ношу? Тя­желое бремя есть гнев, ревность не по разуму, нена­висть, тщеславие, зависть, укорение, злословие раздра­жительность, гордость, дерзость, самомнение, спорливость, самолюбие, зависть. Это душевные бремена; телесные же суть: чревоугодие, излишнее попечете о теле, наслаждение, похоть, расслабление сердца. Все сии, и прочие подобные сим страсти Господь упразд­нил в теле Святых, умертвив оные в святом Своем теле, как утверждает Апостол, «убив вра­жду крестом в себе самом» (Ефес. 2, 14, 15, 16). Итак всякий, кто несет тяжелые бремена грехов, нарушает субботу, и не есть истинный Израильтянин, но обольщает сам себя. Он носит только имя, и ничего не получит от Господа Иисуса, Коего отрицается делами, воскрешая то, что Он умертвил, и соделывая то, что Он предал погребению. Явно, что таковой не истинный иудей, но ложный, не обрезан, и не хранит субботы. И потому, когда Господь Иисус приидет в славе Своей, то введет в веч­ное Свое царство одних только сынов Израиля, то есть одних истинных христиан, обрезанных обрезанием нерукотворенным, но духовным, которых Он избрал из всех народов. «Ослепление бо», го­ворит Апостол, «от части Израилеви бысть, дондеже исполнение языков внидет» (Рим. 11, 25). И еще: «елицы правилом сим жительствуют, мир на них и милость, и на Израили Божии» (Галат. 6, 16). Видишь ли, что Израильтяне Божии суть те, кои имеют обрезание сердца, и сохраняют субботу, то есть упразднили себя от греха. Тот же Апостол говорит: «не бо иже яве, иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание: но иже в тайне иудей, и обрезание сердца духом, а не писанием» (Римл. 2, 28, 29).

5. Братья! будем внимательны к самим себе. До­коле будем без пользы трудиться, погубляя труд свой нерадением? Доколе будем повиноваться вра­гу, который в нас живет, и увлекает нас еже­дневно к порокам, отклоняя от добродетели, и не дает нам возвести очей, для созерцания света Божественного. Испытай себя бедный, ты, который крестил­ся во Христа и в смерть Его! Помысли, какую смерть Он подъял за тебя, а ты следуешь ли стопам Его? Покажи мне свои нравы, подобны ли они тому, чей носишь образ? Он безгрешен, и во всем показал в Себе пример для подражания твоего. Он воз­любил нищету, а ты отвращаешься нищеты. Он «не имел, где главы подклонить» (Матф. 8, 20), а ты ищешь пространного и спокойного жилища. Он претерпел всякого рода поношения, а ты никакой укоризны не хочешь переносить. Он не воздавал злом за зло, ты жаждешь мщения. Он не гневался и тогда, когда страдал от других, а ты, обреме­няя других, гневаешься. Он посреди бесчестия ни­сколько не возмущался, а ты возмущаешься, не потерпев никакого бесчестия. Он благосклонно призывал к Себе грешников, а ты словами своими уя­звляешь даже и друзей. Он переносил обиды благо­душно, а ты раздражаешься от малого оскорбления. Он был снисходителен к грешникам, а ты воз­носишься даже и пред теми, кои лучше тебя. Он предал Себя Самого за оскорбивших Его, чтобы искупить их, а ты оскорбляешь даже тех, кото­рые делали тебе добро. Размысли о том, что Он даровал тебе, и чем ты воздаешь Ему с своей стороны. Познай Его из дел Его, и себя из дел своих. Если ты умер с Ним, то кто же творит в тебе дела сии, т. е. сии грехи?

6. Возлюбленные! будем тщательно внимать святым Его заповедям, и отвергнемся собственной во­ли, тогда уразумеем силу оных (заповедей). Если мы любим любящих нас, то что делаем более язычников? Если мы молимся за благотворящих нам, то сие же делают и мытари. Если сорадуемся тому, кто хвалит нас, то и иудеи тоже делали. Итак, что ты делаешь большего, ты, который умер греху и живешь во Христе Иисусе? Если ты любишь только тех, которые повинуются тебе,—что делаешь большего пред грешниками? Не то же ли самое и они делают? Если ты ненавидишь тех, кои тебя не слушают и оскорбляют, то и ты подобен язычнику; напротив, тебе бы надлежало молиться за них, чтобы им даровано было прощение. Если ты огорчаешься на того, кто укорил тебя, то огорчаются сим и мытари. Ты, который крестился во имя Христа, испытай самого себя, и рассмотри, сообразны ли таковые дела имени твоему? Их ли ты принесешь с собою пред Него в день славы Его, для получения венца? Венец дается за победу над теми страстями, которые некогда по­бедил Царь твой, предлагающий Себя Самого в пример тебе. Ибо Сам «Царь царей и Господь господей», когда в оный день даст узреть Себя всем народам в величии, принесет с Собою все знамения, то есть те язвы, которые Он претерпел за нас; ты же ничего подобного Его язвам не принесешь на теле своем. Почему Он скажет тебе: не знаю тебя. Тогда, видя всех Святых, которые охотно шли на смерть ради имени Его, и имеют эти знамения, ты со стыдом будешь стоять в их присутствии. Рассмотри жизнь всех Святых, и увидишь, что они, подвергаясь озлоблениям, сами не мстили за них; кровь всех их вопиеет: отмсти за нас всем живущим на земле. А я, любящий праздность и спокой­ствие, что скажу в тот день, когда увижу там Пророков, Апостолов и Мучеников и прочих Святых, которые в перенесении обид были мужественны и долготерпеливы, не показывали ни малейшего знака мстительности и гнева, зная, что это происходит не от воли человеческой, но по зависти диавола, кото­рый понуждает их делать это. Будучи убиваемы (святые), или каменьями побиваемы, или сожигаемы, или потопляемы, они не гневались на тех, которые это делали; но молились за них, чтобы прощен был им этот грех, зная, кто их понуждает это делать. Итак, испытай себя, возлюбленный, что ты де­лаешь, и рассмотри помышления твои, что ты имеешь пред Богом. В день оный ничто не может укрыть­ся от Него, Когда наступить оный день, тогда не будет во власти человека, что ему отвечать, но ка­ждый воскреснет, облеченный делами своими, как одеждою, добрые ли они, или злые. Дела будут говорить сами за человека, и укажут ему место (куда должен он идти).

7. Блажен, кто все старание прилагал к тому, чтобы совлечься дел, влекущих в геенну, и облечься в те, которые приводят в царствие небес­ное. Ибо, говорит Апостол, «вемы, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небсех». (2Кор. 5, 1). Время жизни нашей мы тратим на ничтожные дела, а когда постигнет нас последний час, тогда потребуется от нас строгий отчет. Итак, да не будут души наши оставлены в беспечности и расслаблении, но потрудимся со всевозможным тщанием, прилежанием и хранением себя, и ежечасно прибегая к благости Божией с молитвою, да поможет она нам.—Не будем гневаться на братий наших, если они словом, или делом оскорбляют нас по неразумию. Впрочем, если таковые пребудут служителями и сосудами вражиими, то соделываются врагами Божиими, доколе не развеются и не убежат с поприща. Во всех делах, возлюблен­ные братья, заботьтесь о смирении, чтобы с терпением переносить укоризну, и постоянно понуждайте себя, чтобы отсекать собственную волю: ибо соб­ственная воля губит все добродетели. Кто надлежащим образом и со смирением располагает и управляет своими помыслами, тот с кротостью отсекает собственную волю, удаляется всякой рас­при и спорливости, как змия. Ибо эта страсть ниспро­вергаете все здание добродетели, и наводит на душу такой мрак, что она не может видеть света чест­ности. Итаке, удаляйся от сей пагубной страсти, которая вкрадывается (в человека под видом доб­ра) и вплетается в добродетели, доколе не уничто­жит оных. Ибо и Господь Иисус не прежде взошел на крест, как отлучив Иуду от среды учеников. И человек, если не истребит сей гнусной страсти, не может благоугождать Богу: ибо из оной (страсти) рождается всякое зло. Кто порабощен сей страсти (спорливости), тот не хочет нести креста своего, а увлекается тщеславием. Наконец все, что ненавидит Бог, обитает в душе человека спорливого и горделивого.

8. Кто рассматривает грехи свои, тот прибли­жается к смирению. Смирение состоит в том, что­бы отсекать свою волю пред ближним в разуме. Чистота сердца соделывает молитвы Богу приятными. Кому ненавистны собственные страсти, тот пре­бывает в плаче и слезах. Любовь не судит ближ­него. Долготерпение не помнит обидь. Боголюбивое сердце чуждо мщения. Кто любить молчание и безмолвие, тот не огорчается тем, что ему не оказывают повиновения. Душа, любящая нищету, бывает незлобива. Кто господствует над своими чувствами, тот пребывает в мире. Кто кроток, тот все пере­носит. Милосердие скоро прощает (обиды). Отсе­чение собственной воли рождает все это, и связыва­ет добродетели любезным союзом мира. Из всего Писания я вижу, что Бог ничего более не требует от человека, как то, чтобы он во всем смирялся пред ближним, отсекал свою волю, и всегда испрашивал помощи Божией, чтобы она сохранила мы­сленные очи наши от сна забвения, и от греховного пленения; потому что естество человеческое не­постоянно и наклонно ко злу.—Богу свойственно ми­ловать нас и укреплять нашу немощь; Богу принадлежит то, что мы обращаемся к Нему; Богу свой­ственно даровать нам благодать, чтобы мы прино­сили Ему благодарение; Богу свойственно защищать нас и исхищать из рук вражеских; Богу, наконец, принадлежит честь и слава во веки веков. Аминь.

Впрочем спорливость порождает следующие стра­сти: многословие, любопытство, человекоугодие, дер­зость, двоязычие (и настойчивость) в слове. Душа того, в ком обитают эти страсти, чужда доброде­телей. Если кто не будет заботиться с великим усилием о каждой добродетели, тот не возможет достигнуть покоя Сына Божия.—Итак, братья, будьте внимательны к жизни своей и да не коснит ум ваш в делах злых, дабы не потерять времени, прежде нежели вы достигнете в покой Сына Божия, который (покой) состоит в том, чтобы во всем сохранять смирение, невинность, ни на кого не враждо­вать и не находить утешения ни в какой вещи, не­навидимой Богом,—а иметь всегда грехи свои пред очами, и для всех дел злых быть мертвыми. Ибо таким образом «неложный Бог» (Тит. 1, 2) будет присущ нам, и Своим милосердием укрепит не­мощь нашу. Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: