Дождевальная машина «Волжанка» имеет два поливных крыла с шириной захвата 400 м каждое, располагающихся по обе стороны от гидрантов 1 оросительной сети. Каждое крыло состоит из поливного трубопровода 3, состоящий из 32 звеньев труб, 32опорных колес 6, 32 среднеструйных дождевальных аппаратов 4, узла присоединения 2, приводной тележки с двигателем 5, которая имеет 4 опорных колеса (рисунок 8).
Рисунок 8 Схема дождевальной машины ДКШ – 64
1 – гидрант; 2 – узел присоединения; 3 – трубопровод; 4 – дождевальный аппарат; 5 – приводная тележка; 6 – опорное колесо; 7 – заглушка; 8 – левое крыло
Перемещение поливных крыльев с позиции на позицию осуществляется методом перекатывания с помощью бензиновых двигателей от мотопилы «Дружба». Расстояние между позициями 18 м, давление воды на гидранте 0,4 МПа (4 атм), интенсивность дождя 0,27 мм/м.
Высота трубопровода над землей составляет 89 см. Поэтому дождеватель ДКШ-64 может использоваться только для полива низкорослых культур (многолетние травы, овощные культуры, пастбища и др).
Поливной трубопровод собирают из секций, каждая из которых на концах имеет фланцы. Крепление фланцев выполняют четырьмя болтами. Герметичность соединения обеспечивают резиновые кольца, вставленные в паз фланца. Трубы имеют в одном фланце дополнительные отверстия для присоединения механизма самоустановки дождевального аппарата и установки сливного клапана. Со стороны гидранта в патрубок ставят трубу телескопа узла присоединения, а патрубок в противоположном конце трубопровода закрывают заглушкой.
Поливной трубопровод служит осью опорных колес. Колеса установлены посередине каждой трубы поливного трубопровода. На крайних трубах расположено по два колеса на расстоянии 2,8 м от каждого конца трубы.
Дождевальные аппараты присоединяют к поливному трубопроводу с помощью механизма самоустановки (рисунок 9), который обеспечивает постоянно вертикальное положение аппарата.
Сливные клапаны (рисунок 10) предназначены для спуска воды из поливного трубопровода перед переездом машины на новую позицию. Клапан состоит из резиновой пластины 2 овальной формы, устанавливаемой во фланце каждого звена трубопровода с помощью болта 4 и металлической планки 3.
В нормальном положении сливной клапан открыт.
При повышении напора воды в трубопроводе резиновая пластина прижимается к внутренним стенкам фланца и плотно закрывает оба отверстия. После закрытия задвижки напор воды в трубопроводе падает, клапан автоматически открывается и вода через отверстия сливается из трубопровода.
Рисунок 9 Механизм самоустановки
1 – стояк; 2, 7, 10 – угольники; 3 – кольцо; 4 – гайка; 5 – втулка; 6 – пружина; 8 –колено; 9 – противовес; 11 – футорка; 12 –контргаика
Рисунок 10 Сливной клапан
1 – фланец; 2 – резиновая пластина; 3 – стальная планка; 4 – болт;
5 – сливные отверстия
Приводная ведущая тележка (рисунок 11) расположена в центре крыла. На ней размещены приводной двигатель 5, реверс–редуктор 4
Рисунок 11 Силовая установка крыла поливного трубопровода дождевателя «Волжанка»
а — приводная тележка; б — схема передачи вращения трубопроводу и ведущим колесам тележки;
1 – ведущие колеса тележки; 2 – цепная передача; 3 – кожух;
4 – реверс-редуктор; 5 – двигатель; 6 – поливной трубопровод; 7 – ящик для инструментов; 8 – сцепление; 9 – ведущий вал реверс-редуктора; 10 – опорное колесо поливного трубопровода
и цепная передача 2. Опирается рама тележки на четыре колеса. Ведущие колеса 1 тележки и трубопровод – вал 6 на опорных колесах вращаются одновременно.
Варианты перемещения трубопровода машины «Волжанка» приведены на рисунке 12.
Рисунок 12 Варианты перемещения трубопровода при индивидуальной схеме использования машины «Волжанка»
а — с холостым перегоном по мокрому полю;
б —по замкнутому циклу:
в — без холостого перегона по мокрому полю;
г — работа через гидрант;
д — встречное движение крыльев от краев поля;
е — движение крыльев от середины поля;
1 — крылья машины; 2 — холостой ход; 3 — рабочий ход; 4 — напорная сеть с гидрантами; 5 — политая площадь