Маркетинговые коммуникации как составляющая комплекса маркетинга.
Маркетинговые коммуникации представляют собой совокупность направленных связей для передачи информации о других элементах комплекса маркетинга целевой аудитории и процессов взаимодействия между субъектами маркетинговой среды.
По направленности действия выделяют коммуникации, направленные:
· На конечного потребителя;
· На посредников;
· На партнеров (поставщиков, инвесторов);
· На конкурентов;
· На государственные органы и общественное мнение.
· Внутрифирменная коммуникация.
Комплекс маркетинговых коммуникаций – система мероприятий, направленных на установление и поддержание определенных взаимоотношений предприятия с адресатами коммуникаций. В комплекс маркетинговых коммуникаций включаются следующие элементы:
· Реклама;
· Личные продажи и прямой маркетинг;
· стимулирование сбыта;
· Связи с общественностью.
Для потребительских товаров составляющие комплекса маркетинговых коммуникаций по относительной эффективности расположены в следующей последовательности: реклама, стимулирование сбыта, прямой маркетинг, связи с общественностью.
Для продукции производственно-технического назначения - прямой маркетинг (или персональные продажи), стимулирование сбыта, реклама, связи с общественностью.