(6653—6689)
Юдхиштхира сказал:
1. О, знаток поведенья, какого поведения (держаться),
чтобы прожить на земле беспечально?
Что делать человеку в мире, чтобы высочайшего пути достигнуть?
Бхишма сказал:
2. Об этом такую древнюю быль повествуют: Про беседу Прахрады и муни Аджагары.
3. Некоего благомыслящего, не подверженного болезням, странствующего брамина,
Ценимого за разум, вопросил разумный раджа Прахрада.
Прахрада сказал:
4. Самоопорный, чистый\, самообузданный, мягкий, безропотный, нелюбопытный,
Благоречивый, бодрый, мудрый, познавший, ты странствуешь, как ребенок,
5. Ибо даров ты не требуешь, не печалишься не получая,
Всегда так, как будто бы сыт, брамин; ни перед кем не кичишься.
6. Когда поток существа уносит,- как бесчувственный, ты (безучастен),
На долг, цель желаний, деятельность ты, как с вершины, взираешь.
7. Ты не заботишься ни об обязанностях, ни об имуществе; желаньями ты не опутан;
За предметы чувств не цепляясь, свободный, ты странствуешь как зритель.
8. Каково твое познанье в Писании, муни, каков образ жизни?
|
|
Скорее, брамин, мне поведай, что ты здесь разумеешь как благо?
Бхишма сказал:
9. Так вопрошенный мудрец, державу (дхарму) мира постигший,
Молвил Прахраде разумное, тихое слово:
10. Видишь ли, Прахрада, существ бесцельному возникновеныо,
Развитию, старенью, гибели я не радуюсь и не печалюсь.
11. Согласно своей природе (свабхава) всё появилось, развивается, существует;
Согласно своей природе (всё) замирает; какая в том радость?
12. Смотри, Прахрада: от происшедших сочетаний — разлука;
Из утрат — накопленье (происходит); (но) ничему не отдаюсь я сердцем.
13. Постигшему, как преходящи существа, привязанные к гунам\ (природы),
Уразумевшему возникновенье и гибель, что остается делать?
14. Вижу в великом Океане постепенную гибель
Водных существ с великими и малыми телами;
15. Для подвижных и неподвижных существ, о, царь асуров,
На земле появляющихся, для всех смерть я вижу.
16. И летающих в воздухе птиц, о, высший данава,
Великих и малых, в своё время смерть настигнет.
17. Движутся великие и малые светы
В небе; но временами падают они, я вижу.
18. Так на преследуемые гибелью существа взирая,
Поняв, что равны все они, (и тем) отрешенья достигнув, я сплю счастливо.
19. Случится, я очень обильную пищу получу в деревне,
Затем лежу, много дней не вкушая?
20. И снова предлагают мне многократно и много пищи,
Затем мало, потом крохи, затем и вовсе не получаю;
21. Когда глотаю зёрна, когда полакомлюсь жирным,
Поем и риса с мясом — питаюсь и так, и этак.
22. Когда на подстилку лягу, а когда — на голую землю;
Мне иной раз выпадает лежать и в чертоге.
|
|
23. Ношу и лохмотья, и бумажную, льняную одежду, и шкуру,
А когда и роскошные одеянья.
24. Случится, перепадёт дозволенное наслажденье,
Им не пренебрегаю, но за ним,, труднодостижимым, не гонюся.
25. Нерушимый, негибнущий, благой, беспечальный, чистый,
несравнимый, проникший в мысль мудрых,
(Но) не ценимый и не хранимый заблудшими, этот обет
Аджагары, чистый, я соблюдаю.
26. Непоколебимый в мысли, непреходящий, знающий высшее и глубокое течение (жизни), ограничивающий (себя) по своему закону,
Отогнав страх, свободный от жадности, гнева, этот обет
Аджагары, чистый, я соблюдаю.
27. Отрешенный от вкушения и питья непостоянного плода
(дел), от превратностей (паринама) закона времени, пространства,
Радующий сердце, (но) недостойными не хранимый,
этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.
28. То тем, то другим вожделением (тришна) обуреваем
человек, унывает, не достигнув богатства;
(Но) умиротворяется полностью постигший основу (таттва),
этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.
29. Неоднократно наблюдая, как здесь ради богатства униженно
благородный у неблагородного\ милости просит,
В умиротворяющем свете самосознанья\, умиротворенный,
этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.
30. Счастья — несчастья, недостижения цели\
и достиженья, радости—горя, жизни и смерти
Закономерность протекания\ рассмотрев досконально,
этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.
31. Отстранясь от страха, страсти, гордости, заблужденья,
преисполненный твердого разумения, умиротворенный,
Спокойно (взирая) на вкушающих зрелые плоды (дел),
этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.
32. Без постоянного ложа, пристанища, от природы
Владея сдержанностью, правдивостью, самообузданием,
(храня) чистоту и сбеты,
Устранив привязанность к плоду (дел), радостно этот
обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.
33. Видя, что (человек) с целью избежать страданья
гонится за предметами желаний, я, утверждённый в себе, разумея,.
Что непостоянна жажда, что теснит она сердце, этот
обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.
34. Не возбуждая сердце, мысль или слово, увидев, что любовь и счастье
Труднодостижимы, непостоянны, этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.
35. Ведь много говорилось об этом мудрецами, вещими,
провозглашавшими Атмана славу,
И так и этак, и там и здесь, и то и другое, исследовавшими
собственной и чужой мысли тайну;
36. Умиротворись, я это всё проследил, особенно пропасть,
куда (стремятся) неразумные люди,
37. И бытующее (здесь) бесконечное горе; среди людей
(оставаясь), ухожу в запредельное, отстранив горе, жажду.
Бхишма сказал:
38. Человек, который здесь, как махатма, последует обету,
блюдомому Аджагарой, освободясь от страсти,
Удаляясь от заблуждения, гордости, жадности, страха,
тот, следуя этому руководству, конечно, будет счастлив.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» Гласит 179 глава - Беседа Праxрады и Аджагары\.