Какое определение можно было бы дать слову, “культура”? Поиски определения предмета сами по себе уже составляют самостоятельный прием исследования, поскольку неясности в определении абстрактного термина всегда отражают какую-то особенность определяемого предмета. Схоластическая и гуманистическая традиция, имея перед глазами пример геометрии, видела в поиске определений непременную предпосылку всякого знания. Современное мышление в этом смысле гораздо либеральнее: сегодня уже не кажется безусловно необходимым заранее определять все употребляемые слова для того, чтобы, строить из этих слов правомерные утверждения. (Последние понимаются как утверждения, которые приводят к некоторой системе операций применение “операциональной концепции” Бриджмена к сфере мышления).
Определения, которыми готов удовлетвориться прагматист, представляют собой примеры “ситуационных осмыслений” определяемого слова. Такие определения не претендуют на исчерпывающую полноту и нередко сводятся к последовательности точных — то есть логически согласованных —высказываний. Определяемое слово в этом случае выступает как “резюме” совокупности этих высказываний.
|
|
Определения такого рода «незамкнуты» и испытывают на себе влияние процессов развития языка, что делает их особенно интересными в случае таких абстрактных слов, как «культура». Длина незамкнутого определения неограниченна. Оно приобретает все большую строгость по мере того, как все полнее выражает содержание определяемого слова. Иначе говоря, такое определение к о н в е р г е н т н о в смысле, который будет пояснен ниже.
В принципе мы могли бы поэтому вообще отказаться от поисков определения столь общего слова, как «культура», вполне правомерно приняв, что определением этого термина в свойственном авторе словаре и послужит вся написанная им на эту тему работа. Так далеко мы, однако, не пойдем: ведь это лишило бы смысла саму операцию определения, но мы будем придерживаться «незамкнутого» определения, которое (в отличие от «замкнутых», знакомых нам, например, из геометрии) всегда остается открытым для поправок и дополнений. Понятие о «расплывчатых явлениях», то есть таких явлениях, которые можно очертить, но нельзя строго определить, так как они «растворяются» в собственных определениях, составляет, в сущности, одну из весьма важных идей, которыми гуманитарные науки обогащают науки точные.
Итак, мы ограничимся тем, что в общих чертах покажем этот процесс «конвергенции», в котором счете приводящих к определению слова «культура». Для этого мы выскажем некоторые утверждения относительно культуры и постараемся выявить способы представления культуры как величины, допускающей количественную оценку; прежде всего мы будем стремиться установить каковы и з м е р и т е л ь н ы е п а р а м е т р ы культуры. Мы начнем с описания прошлого и настоящего культуры.