Правотворческая инициатива граждан. Публичные слушания

Народная правотворческая инициатива или "правотворческая инициатива граждан" является для законодательства РФ новеллой. Суть ее в том, что нормы права, действующие в муниципальном образовании, могут формироваться непосредственно по инициативе его жителей.

ФЗ 1995 года (право на народную правотворческую инициативу (НПИ) население осуществляло в соответствии с уставом МО; если не было предусмотрено в уставе МО – граждане были лишены данного права):

Проекты правовых актов по вопросам местного значения подлежали обязательному рассмотрению органом МСУ (рассматривались на открытом заседании с участием представителей населения; официальное опубликование результатов рассмотрения).

НПИ как институт прямой демократии позволяла гражданам активно участвовать в выработке решений по вопросам жизнедеятельности населения МО, предлагать собственные варианты решения проблем местной жизни.

ФЗ 2003 года (подробно регулирует порядок реализации НПИ, предусматривает возможность использования данного права, даже если порядок его реализации не урегулирован МО).

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом (в порядке, установленном НПА представительного органа МО) (минимальная численность устанавливается указанным НПА и не может превышать 3% от числа жителей МО, обладающих избирательным правом).

При отсутствии указанного НПА принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта МПА, внесенного гражданами, осуществляется в соответствии с ФЗ 2003.

Проект МПА, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом МСУ, к компетенции которых относится принятие указанного акта (представители инициативной группы имеют право при рассмотрении проекта излагать свою позицию).

Если принятие указанного МПА относится к компетенции коллегиального органа МСУ, проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения указанного МПА должно быть доведено в письменной форме до сведения инициативной группы.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном МПА, принятым представительным органом муниципального образования. В частности, правовым актом может установлена минимальная численность инициативной группы граждан, при этом не допускается установление, что ее численность должна превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

К порядку рассмотрения правотворческой инициативы граждан относятся следующие федеральные требования:

• 
проект муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом МСУ или должностным лицом МСУ, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения;

• 
в случае, если принятие МПА, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа МСУ, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа, при этом представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении внесенного проекта муниципального правового акта;

• 
мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Публичные слушания

Публичные слушания – статья 28 ФЗ от 06.10.2003 – проводятся для обсуждения проектов муниципально-правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом, главой муниципального образования.

Инициаторами могут быть:

• 
население;

• 
представительный орган – назначает представительный орган;

• 
глава муниципального образования – назначает глава муниципального образования.

Вопросы, которые обязательно должны приниматься с выявлением мнения населения:

• 
проект устава + проект о внесении изменений и дополнений в устав;

• 
проект местного бюджета, проекты планов и программ развития муниципального образования;

• 
вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и /или нормативно-правовым актом представительного органа и должен предусматривать заблаговременное ознакомление с проектом, другие меры, обеспечивающие участие жителей. Итоги должны быть опубликованы в СМИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: