Появление Советов в 1905 г. как особого органа правления на местах ознаменовало переход к качественно новой организации органов местного самоуправления. Изначально Советы выполняли функцию организации стачечной борьбы, восстаний против царского правительства. Постепенно Советы принимают на себя функции органов власти на местах (от-
меняются квартирная плата, налоги и сборы, вводится восьмичасовой рабочий день). Решением Советов распускались городские думы и управы, которые противопоставлялись им. В основе системы Советов лежали многочисленные собрания, проводившиеся 2-4 раза в месяц для решения насущных вопросов городского общественного самоуправления. В период
между собраниями деятельность Советов осуществляли депутаты, комиссии, секции и подсекции. Исполнительными органами на местном уровне являлись комитеты или бюро, комиссии, стачечные комитеты. Советы носили централизованный, государственный характер. В их обязанности входило проведение на местах мероприятий, которые были запланированы центральными партийными органами. Все решения Советы принимали исходя из партийной целесообразности. В противовес Советам Временное правительство предпринимало определенные попытки повысить роль выборных органов городского самоуправления. 3 марта 1917 г. была принята декларация, большая часть которой посвящалась реформе местного самоуправления на основе всеобщего избирательного права. В итоге было созвано Особое совещание по V реформированию местного самоуправления. По ре- зультатам работы данного совещания было принято\ решение о проведении реформы местного самоуправления по следующим основным направлениям:
|
|
1} реформирование городского самоуправления – был учрежден принцип формирования городских органов самоуправления на основе демократических выборов. Предлагалось ликвидировать контроль органов государственной власти за работой городских выборных органов. Впервые появляется понятие союзов и ассоциаций земств. Планировалось провести из-
менения в системе городских финансов, распределения государственных кредитов, а также создать муниципальный банк;
2) создание поселкового самоуправления по схеме ранее действовавшей системы городского устройства;
3) реформирование губернских и уездных земств. Вводилась новая земская единица - волостное земство. Были подготовлены проекты изменений Положения о земских губернских и уездных учреждениях, направленные на ликвидацию государственного контроля и надзора за деятельностью земских учреждений;
4) преобразование полиции - предлагалось заменить систему полицейских органов, подконтрольных государству, на систему выборной милиции - земской и городской. Были введены административные суды, в обязанности которых входило обеспечение законности на территории земской единицы. В результате реформы местного самоуправления, проведенной Временным правительством, система земских органов выделилась из системы государственного управления.