(2 часа)
Изложение ответа по первому вопросу должно опираться на положение п. "н" ст.72 Конституции РФ, в котором говорится, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В отличие от предыдущего порядка регулирования, устанавливаемого законами 1990-91 гг., в настоящее время федеральное законодательство не затрагивает детальную регламентацию вопросов организации и деятельности местного самоуправления. Оно только закрепляет принципиальные основы существования - территориальные, организационные, финансово-экономические, ответственность органов и должностных лиц, правовые гарантии местного самоуправления. Именно по этим принципиальным моментам необходимо проанализировать Федеральный закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г.
Необходимо самостоятельно разобраться, преобладание разновидностей каких муниципальных систем существует в этом Законе (инкорпорированные в государственный механизм; отделенные от государственного руководства и управления; обладающие элементами государственной власти в сочетании с общественным самоуправлением).
|
|
Переходя ко второму вопросу, необходимо сказать, что в сфере местного самоуправления федеральные власти не имеют исключительных полномочий. Как было отмечено выше, по Конституции РФ, установление общих принципов организации местного самоуправления - совместное ведение РФ и ее субъектов. Полномочия федеральных государственных органов не вытекают из общего права. Они строго ограничены и перечислены в ст. 4. Закона 1995 г. А полномочия органов государственной власти субъекта РФ перечислены в ст.5 того же Закона. Можно ли говорить о такой перспективе, что регулирование местного самоуправления будет преимущественно осуществляться субъектами РФ, а поэтому круг полномочий федеральных органов государственной власти должен уменьшиться? Студентам следует обсудить эту проблему.
Третий вопрос требует сосредоточения внимания студентов на возможностях контроля местного самоуправления со стороны государственных органов. Следует отметить, что способов такого контроля законодательством предусмотрено достаточно. Надлежит определить подконтрольные сферы и охарактеризовать контролирующие органы.
Суть четвертого вопроса вытекает из содержания п.2 ст. 132 Конституции, в котором говорится, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Может это происходить только по закону или же и на договорной основе, т. е. по взаимному соглашению между государственным органом и органом местного самоуправления? Передача полномочий должна сопровождаться обеспечением материальных и финансовых ресурсов. При несоблюдении данного условия орган местного самоуправления вправе отказаться от реализации полномочия. Если передача не обеспеченного в материально-финансовом отношении полномочия повлекла ущерб для местного самоуправления, последнее вправе требовать компенсации издержек. С другой стороны, если орган местного самоуправления сочтет невозможным выполнение каких-либо собственных полномочий, он может передать их государственному органу вместе с материальными и финансовыми ресурсами или без таковых. Студенты должны представить и проанализировать конкретные ситуации, возникающие в связи с реализацией данных положений закона.
|
|