И.Ф. Гербарт как основатель немецкой эмпирической психологии

Кратко: И.Ф. Гербарт считал опыт и математику основами научной психологии. Рассматривал представление в качестве единицы сознания. Описал структуру и динамику сознания. Ввёл понятие порога. Развивал эмпирическое учение об апперцепции и бессознательном. Применил психологию к педагогике.

В XVIII в. в Германии намечается тенденция к изучению конкретных эмпирических явлений в отношении человека и природы. В этих условиях против теории способностей Вольфа выступил философ, известный педагог и психолог Иоганн Фридрих. Гербарт (1776—1841): она чисто словесная, и расчленяет душевная жизнь, которая на самом деле едина. «О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику» (1824—1825), «Учебник психологии» (1816).

Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: ее предметом должны быть состояния сознания. (Это очень простое положение в период господства в Германии рациональной психологии способностей должно было казаться, как пишет Рибо, «оригинальным до парадоксальности». По-видимому, эти идеи возникли у Гербарта под влиянием Локка).

Методы: самонаблюдение, наблюдение за другими людьми, анализ продуктов деятельности. Но для объяснения нужен эксперимент, опирающийся на математику, который в отношении явлений сознания неприменим: «Психология не смеет экспериментировать над людьми». В связи с этим он даже не предчувствовал появления психофизики, экспериментального изучения ощущений.

Элемент душевной жизни — представление (сложный образ восприятия, возникающий под влиянием внешних объектов). Количественная характеристика представления — это его сила, показателем силы выступает ясность. Представления— это динамические силы, они вступают во взаимодействие друг с другом. В результате количественная сторона представлений изменяется. В сознании происходит постоянная борьба между представлениями. Всю математическую сторону своей психологии Гербарт направил на вычисление интенсивностей борющихся представлений с целью составить точную картину душевной жизни. Само применение математики оказалось неудачным. Впервые эту поставленную Гербартом задачу осуществил Г. Фехнер.

Психология И. Гербарта складывается из двух частей — «статики духа» (о представлениях в период покоя, связях между ними, классификации, областях и порогах сознания) и «динамики духа» (об условиях движения представлений в сознании). Существуют отношения борьбы между представлениями, при этом одно представление вытесняет другое, «компликация» (данные ощущений соединяются, не теряя в своем качестве, в новое целостное образование) и слияние сходных представлений. Учение о связях между представлениями, по существу, развивает положения ассоциативной психологии, но Гербарт не пользуется ее понятиями. Введенные им понятия (компликации и слияния) будут использованы впоследствии, в частности, В. Вундтом.

Пороги - границы, которые отделяют одну область сознания от другой (потом использовал Фехнер).

Классификация представлений по степени ясности: ясного сознания - порог ясного сознания – сознания - порог сознания - бессознательные ( темные, подавленные другими). Это распределение не постоянно во времени. Здесь чувствуется влияние Лейбница. Душевная жизнь — это безостановочное движение представлений.

В центр сознания попадают значимые для субъекта представления при поддержке прошлого опыта и отсутствии на пути препятствий. Запас прошлых впечатлений, который идет навстречу новому, Гербарт назвал «апперцепирующей массой», а сам процесс слияния представления с прошлым опытом – «апперцепцией». Гербарт придает понятию апперцепции эмпирический смысл, который следует отличать от ее идеалистической трактовки у Лейбница и Канта. Он использует учение об апперцепции в своей педагогике (Очерк педагогических чтений, 1835).

Кроме представлений, Гербарт выделял в сознании чувства и волю, которые считал частным случаем их взаимодействия. Например, чувство неудовольствия - результат стеснения представлений; устранение стеснения составляет чувство удовольствия. Желание - это состояние, при котором представление пробилось в сознание сквозь препятствия и все более и более определяет собой другие представления, частью вызывая их, частью подавляя. Таким образом, воля и эмоции у Гербарта не получают самостоятельной характеристики, все сводится к силе представлений. Сознание также не есть нечто отдельное, оно — лишь сумма действительных представлений, их свойство.

Гербарг создал свою научную школу (М.В. Дробиш, В.Ф. Фолькман). Особенную известность получили три ученика Гербарта — Т. Вайтц, М. Лацарус и Г. Штейнталь.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: