Диспозиция формулирует само правило поведения, т.е. порядок производства того или иного процессуального действия или порядок принятия процессуального решения, или дает характеристику имманентных признаков той или иной процессуальной категории. Диспозиция уголовно-процессуальной нормы по способу изложения может быть прямой, альтернативной или бланкетной.
Простая диспозиция описывает один поведенческий вариант производства процессуального действия или принятие решения участниками, а также в отношении участников уголовного судопроизводства, или дает одну характеристику имманентных признаков той или иной процессуальной категории. Например, правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 8 УПК РФ).
Альтернативная диспозиция предлагает обратиться к нескольким поведенческим вариантам, и, как правило, эти варианты предусмотрены в другой статье УПК РФ (последнее — главный недостаток УПК в его современном нормативном выражении; бесконечное множество отсылок от одной статьи к другой, а зачастую — к третьей и четвертой, порой не приводит к эффективному и единообразному правоприменению). Так, при рассмотрении уголовного дела в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК РФ, председательствующий выясняет, вручена ли защитнику подсудимого и когда именно копия обвинительного заключения или постановления прокурора об изменении обвинения. При этом судебное разбирательство уголовного дела не может быть начато ранее 7 суток со дня вручения защитнику копии обвинительного заключения или постановления об изменении обвинения (ч. 3 ст. 265 УПК РФ). Не говоря об излишней перегруженности данной статьи УПК РФ, отметим, что ни закон (ст. 221, 175 УПК РФ), ни практика не знают такого итогового акта предварительного расследования, как постановление прокурора об изменении обвинения.
Бланкетная диспозиция отсылает к нормам других отраслей права — конституционного, административного, уголовного и т.д. Например, чтобы возбудить уголовное дело в отношении кандидата в Президенты РФ, прежде необходимо обратиться к нормам конституционного права с целью определения случаев когда лицо обладает данным статусом.