УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
«Представительная демократия»
вид дисциплины «Дисциплина специализации»
специальность «030501 – Юриспруденция»
Для студентов дневной формы обучения
Учебно-методический комплекс разработан: Бойко Н.Н., ассистентом кафедры конституционного и муниципального права | Учебных часов по учебному плану всего – 92, в том числе, лекций – 46 семинарских – 44 самостоятельная работа студентов – 82 зачет – VIIсеместр |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка............................................................................................... 3
2. Тематический план изучения дисциплины.............................................................. 5
3. Методические рекомендации преподавателю
по чтению лекции дисциплины................................................................................ 6
4. Методические указания студентам по подготовке
к семинарскому занятию дисциплины..................................................................... 10
5. Методические рекомендации по подготовке к зачету дисциплины..................... 12
|
|
6. Методические рекомендации для написания курсовой работы............................ 13
7. Рабочая программа дисциплины............................................................................... 15
8. Планы семинарских занятий дисциплины.............................................................. 20
9. Примерная тематика курсовых работ....................................................................... 48
10. Перечень выносимых на зачет вопросов дисциплины.......................................... 49
11. Тесты для контроля остаточных знаний дисциплины............................................ 51
12. График самостоятельной работы студентов............................................................. 57
13. Задания для самостоятельной работы студентов..................................................... 58
14. Глоссарий дисциплины.............................................................................................. 65
15. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
А. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.................................... 70
Б. Нормативные акты Республики Башкортостан............................................... 72
В. Основная литература.......................................................................................... 73
Г. Дополнительная литература............................................................................... 74
16. Ресурсы INTERNET................................................................................................... 79
17. Схемы........................................................................................................................... 80
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении учебно-методического комплекса учитывалось содержание спецкурса «Представительная демократия», которое изучается в вузах после освоения материалов «Теории государства и права», «Конституционного права Российской Федерации», «Конституционного права Республики Башкортостан», «Избирательного права». Это позволяет конкретизировать сложные теоретические вопросы права.
|
|
В учебно-методическом комплексе в качестве исходного определены Конституция Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты. Согласно статье 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ».
Как известно, в Российской Федерации осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно и через органы государственной власти, а также через местного самоуправления. И каждая из этих форм имеет свои разновидности. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Формой представительной демократией являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые наделены исключительным правом принимать законы. Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан, то есть на основе выборности или подчиненности выборным органам.
Следует отметить, что для повседневной реализации суверенной власти народа общество и государство должны иметь совокупность средств, или иначе – органов, с помощью которых народ может организованно осуществлять принадлежащую ему власть как непосредственно, так и через своих представителей. Без наличия таких органов была бы невозможной даже непосредственная форма осуществления власти, ибо кто-то должен назначить день голосования, оформить решение, организовать его реализацию и т.д. Власть народа должна осуществляться при помощи определенных органов, составляющих механизм суверенной власти народа. Она объединяет все формы организованного участия народа в осуществлении власти в стране.
Как видно, главной ЦЕЛЬЮ ДИСЦИПЛИНЫ является глубокое осмысление правовой природы представительной демократии в Российской Федерации.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие ЗАДАЧИ:
- обеспечить студентов глубокими знаниями действующего законодательства, регулирующего представительную демократию в Российской Федерации;
- рассмотретьметодологические и теоретические основы народного представительства, конституционно-правовое положение органов представительной демократии, современные проблемы организации и деятельности представительных органов власти в Российской Федерации и её субъектов и ответственности в системе народного представительства;
- сформировать умения самостоятельной работы студентов с нормативно-правовой базой с учетом его постоянного обновления и изменения;
- содействовать формированию юридического мышления у студентов как основы правовой культуры в целом, направленной на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества;
- обучить студентов системному подходу к анализу развития любой учебной дисциплины;
- научить студентов юридически грамотно излагать свои мысли.
Изучение спецкурса включает в себя не только прослушивание лекций, работу на семинарских занятиях, самостоятельную работу студентов, но и сравнительный анализ норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, материалов практики, зарубежных источников, источников стран СНГ, а также различных научных концепций народного представительства.
По всем темам предусмотрены семинарские занятия, планы которых помещены в предлагаемом учебно-методическом комплексе. Они включают в себя методические указания, основные понятия и категории, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, рекомендуемые нормативно-правовые акты и литература.
По окончании изучения дисциплины:
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- сущность и социальную значимость представительной демократии в Российской Федерации;
|
|
- основные элементы правового статуса парламентариев (обязанности, права, гарантии, ответственность, ограничения);
- действующее законодательство в изучаемой области;
- понятийный аппарат дисциплины.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- четко определять цель и задачи представительной демократии в современных условиях;
- ориентироваться в законодательстве, регулирующем представительную власть народа, учитывать изменения, происходящие в правовой сфере и общественной жизни;
- применять на практике действующее законодательство в данной области;
- осуществлять сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в представительной власти народа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ НАВЫКИ:
- публичного выступления;
- точно аргументировать и уверенно защищать свои позиции;
- освоить искусство дискуссии;
- юридически правильно излагать материал в устной и письменной формах;
- самостоятельной работы с основными видами источников представительной демократии Российской Федерации;
- обеспечения законности и правопорядка, осуществления правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.
В соответствии с учебным планом дисциплина «Представительная демократия» изучается в течение ОДНОГО СЕМЕСТРА и завершается СДАЧЕЙ ЗАЧЕТА.
Нормативный и фактический материал приведен по состоянию на 01 января 2007 года.
Учебно-методический комплекс «Представительная демократия» предназначен для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «021100 – Юриспруденция» и учебным планом юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ.
Комплекс представляет собой концентрированное и систематизированное выражение того, что студент должен изучить и освоить в целях полноценной подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием.
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Темы дисциплины | Количество учебных часов по учебному плану | ||
Лекции | Семи-нарские | Сам-ная работа | ||
Методологические основы представительной демократии | ||||
Теоретические основы представительной демократии | ||||
Конституционно–правовое положение органов представительной демократии | ||||
Классификация органов представительной демократии | ||||
Функции органов представительной демократии и практика их реализации | ||||
Взаимоотношения органов представительной демократии с другими органами государственной власти | ||||
Полномочия органов представительной демократии | ||||
Внутренне устройство и органы, формируемые парламентом и их компетенция | ||||
Организация работы палат Федерального Собрания Российской Федерации | ||||
Организация работы законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации | ||||
Законодательная деятельность федеральных органов представительной демократии | ||||
Законодательная деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации | ||||
Конституционно-правовой статус парламентария и гарантии его деятельности | ||||
Ответственность в системе народного представительства | ||||
ВСЕГО | ||||
Итоговая форма контроля | Зачет |