А. Нормативно-правовые акты Российской Федерации 70. Пояснительная записка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Представительная демократия»

вид дисциплины «Дисциплина специализации»

специальность «030501 – Юриспруденция»

Для студентов дневной формы обучения

Учебно-методический комплекс разработан: Бойко Н.Н., ассистентом кафедры конституционного и муниципального права Учебных часов по учебному плану всего – 92, в том числе, лекций – 46 семинарских – 44 самостоятельная работа студентов – 82 зачет – VIIсеместр

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка............................................................................................... 3

2. Тематический план изучения дисциплины.............................................................. 5

3. Методические рекомендации преподавателю

по чтению лекции дисциплины................................................................................ 6

4. Методические указания студентам по подготовке

к семинарскому занятию дисциплины..................................................................... 10

5. Методические рекомендации по подготовке к зачету дисциплины..................... 12

6. Методические рекомендации для написания курсовой работы............................ 13

7. Рабочая программа дисциплины............................................................................... 15

8. Планы семинарских занятий дисциплины.............................................................. 20

9. Примерная тематика курсовых работ....................................................................... 48

10. Перечень выносимых на зачет вопросов дисциплины.......................................... 49

11. Тесты для контроля остаточных знаний дисциплины............................................ 51

12. График самостоятельной работы студентов............................................................. 57

13. Задания для самостоятельной работы студентов..................................................... 58

14. Глоссарий дисциплины.............................................................................................. 65

15. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

А. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.................................... 70

Б. Нормативные акты Республики Башкортостан............................................... 72

В. Основная литература.......................................................................................... 73

Г. Дополнительная литература............................................................................... 74

16. Ресурсы INTERNET................................................................................................... 79

17. Схемы........................................................................................................................... 80

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При составлении учебно-методического комплекса учитывалось содержание спецкурса «Представительная демократия», которое изучается в вузах после освоения материалов «Теории государства и права», «Конституционного права Российской Федерации», «Конституционного права Республики Башкортостан», «Избирательного права». Это позволяет конкретизировать сложные теоретические вопросы права.

В учебно-методическом комплексе в качестве исходного определены Конституция Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты. Согласно статье 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ».

Как известно, в Российской Федерации осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно и через органы государственной власти, а также через местного самоуправления. И каждая из этих форм имеет свои разновидности. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Формой представительной демократией являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые наделены исключительным правом принимать законы. Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан, то есть на основе выборности или подчиненности выборным органам.

Следует отметить, что для повседневной реализации суверенной власти народа общество и государство должны иметь совокупность средств, или иначе – органов, с помощью которых народ может организованно осуществлять принадлежащую ему власть как непосредственно, так и через своих представителей. Без наличия таких органов была бы невозможной даже непосредственная форма осуществления власти, ибо кто-то должен назначить день голосования, оформить решение, организовать его реализацию и т.д. Власть народа должна осуществляться при помощи определенных органов, составляющих механизм суверенной власти народа. Она объединяет все формы организованного участия народа в осуществлении власти в стране.

Как видно, главной ЦЕЛЬЮ ДИСЦИПЛИНЫ является глубокое осмысление правовой природы представительной демократии в Российской Федерации.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие ЗАДАЧИ:

- обеспечить студентов глубокими знаниями действующего законодательства, регулирующего представительную демократию в Российской Федерации;

- рассмотретьметодологические и теоретические основы народного представительства, конституционно-правовое положение органов представительной демократии, современные проблемы организации и деятельности представительных органов власти в Российской Федерации и её субъектов и ответственности в системе народного представительства;

- сформировать умения самостоятельной работы студентов с нормативно-правовой базой с учетом его постоянного обновления и изменения;

- содействовать формированию юридического мышления у студентов как основы правовой культуры в целом, направленной на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества;

- обучить студентов системному подходу к анализу развития любой учебной дисциплины;

- научить студентов юридически грамотно излагать свои мысли.

Изучение спецкурса включает в себя не только прослушивание лекций, работу на семинарских занятиях, самостоятельную работу студентов, но и сравнительный анализ норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, материалов практики, зарубежных источников, источников стран СНГ, а также различных научных концепций народного представительства.

По всем темам предусмотрены семинарские занятия, планы которых помещены в предлагаемом учебно-методическом комплексе. Они включают в себя методические указания, основные понятия и категории, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, рекомендуемые нормативно-правовые акты и литература.

По окончании изучения дисциплины:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- сущность и социальную значимость представительной демократии в Российской Федерации;

- основные элементы правового статуса парламентариев (обязанности, права, гарантии, ответственность, ограничения);

- действующее законодательство в изучаемой области;

- понятийный аппарат дисциплины.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- четко определять цель и задачи представительной демократии в современных условиях;

- ориентироваться в законодательстве, регулирующем представительную власть народа, учитывать изменения, происходящие в правовой сфере и общественной жизни;

- применять на практике действующее законодательство в данной области;

- осуществлять сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в представительной власти народа.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ НАВЫКИ:

- публичного выступления;

- точно аргументировать и уверенно защищать свои позиции;

- освоить искусство дискуссии;

- юридически правильно излагать материал в устной и письменной формах;

- самостоятельной работы с основными видами источников представительной демократии Российской Федерации;

- обеспечения законности и правопорядка, осуществления правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.

В соответствии с учебным планом дисциплина «Представительная демократия» изучается в течение ОДНОГО СЕМЕСТРА и завершается СДАЧЕЙ ЗАЧЕТА.

Нормативный и фактический материал приведен по состоянию на 01 января 2007 года.

Учебно-методический комплекс «Представительная демократия» предназначен для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «021100 – Юриспруденция» и учебным планом юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ.

Комплекс представляет собой концентрированное и систематизированное выражение того, что студент должен изучить и освоить в целях полноценной подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Темы дисциплины Количество учебных часов по учебному плану
Лекции Семи-нарские Сам-ная работа
  Методологические основы представительной демократии      
  Теоретические основы представительной демократии      
  Конституционно–правовое положение органов представительной демократии      
  Классификация органов представительной демократии      
  Функции органов представительной демократии и практика их реализации      
  Взаимоотношения органов представительной демократии с другими органами государственной власти      
  Полномочия органов представительной демократии      
  Внутренне устройство и органы, формируемые парламентом и их компетенция      
  Организация работы палат Федерального Собрания Российской Федерации      
  Организация работы законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации      
  Законодательная деятельность федеральных органов представительной демократии      
  Законодательная деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации      
  Конституционно-правовой статус парламентария и гарантии его деятельности      
  Ответственность в системе народного представительства      
  ВСЕГО      
  Итоговая форма контроля Зачет

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: