Психологические характеристики профессии «учитель». Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя

Понятие профессионализма педагога как интегральной характеристики личности педагога, предполагающей владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию.

Критерии профессионализма педагога (А.А. Деркач): объективные критерии: эффективность педагогической де­ятельности (основных ее видов – обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога – диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско-управленческой, самообразовательной и др.); субъективные критерии: устойчивая педагогическая направленность (желание оставаться в профессии), ценностей, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом; процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде; результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовлен­ность к жизни в быстро меняющемся обществе).

Уровни профессионализма педагога (А.А. Деркач): уровень овладения профессией, адаптации к ней, первичное усвоение учителем норм, необходимых приемов, технологий; уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимся в про­фессии приемами индивидуального подхода к учащимся, методами передачи знаний; осуществления личностно-ориентированного обучения и др.; уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие себя средствами профессии, соз­нательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля; уровень педагогического творчества как обогащение педагогом опыта своей профессии за счет личного творческого вкла­да, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учебного процесса, так и создающих новые педагогические системы обучения и воспитания.

Стороны профессионализма педагога (А.А.Деркач): эффективное с высокой результативностью выполнение видов педагогической деятельности (обучающей, развивающей, воспитательной, диагностической, коррекционной, самообразовательной и др.); полноценное гуманистически ориентированное педагогическое общение, направленное на обеспечение сотрудничества с другими участниками педагогического процесса (с учащимися, с коллегами – педагогами, с администрацией); зрелость личности педагога, характеризующаяся сочетанием профессионально важных качеств, необходимых для высоко результативной педагогической деятельности и гуманистически ориентированного педагогического общения.

Каждая из этих сторон профессионализма педагога лежит в основе видов его профессиональной компетентности. Понятие профессиональной компетентности педагога как его способности к решению определенного класса профессиональных задач (А.А. Деркач). А.А. Деркач: три стороны профессиональной педагогической компетентности: компетентность в педагогической деятельности, компетентность в педагогическом общении (коммуникативная компетентность),личностно-индивидуальная.

А.К.Маркова: профессиональная компетентность учителя – достаточно высокий уровень осуществления педагогической деятельности, педагогического общения, реализации личности учителя, достижение хороших результатов в обученности и воспитанности школьников, соотношение профессиональных знаний и умений и профессиональных позиций и личностных качеств. 5 компонентов, выделенных на основе двух показателей: процессуальных и результативных. Процесс труда учителя: педагогическая деятельность; педагогическое общение; личность учителя. Результативность труда учителя: обученность и обучаемость школьников; воспитанность и воспитуемость школьников.

Составляющие каждого из пяти компонентов профессиональной компетентности: профессиональные психологические и педагогические знания – это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных особенностях; профессиональные педагогические умения – педагогические действия (воздействия) учителя, педагогическая техника; профессиональные психологические позиции, установки учителя – устойчивые системы отношений учителя к ученику, к себе, к коллегам, определяющие его поведение; личностные особенности (качества), касающиеся познавательной и мотивационной сферы учителя. Знания и умения – это объективные характеристики; позиции и личностные особенности – субъективные характеристики. Неодинаковая значимость компонентов профессиональной компетентности учителя. Результативные характеристики приоритетные, а процессуальные характеристики – это средство достижения результативных характеристик. Из составляющих каждого компонента наиболее значимыми являются профессиональные позиции и личностные качества, через которые реализуются умения и знания. В результативных показателях важными являются обученность и воспитуемость.

Освоение личностью профессии - изменения в структуре личности: позитивные и негативные. Профессиональные деформации как изменение основных, инвари­антных (главных) свойств личности и деятельности учителя. К ним относится направленность на взаимодействие с детьми и влияние на них с целью воспитания и обучения средствами учебного предмета, гума­низм и коммуникативная культура (В.Г. Казанская). Е.И. Рогов: 4 типа деформаций, появляющихся в личности и деятельности педагогов: 1) общепедагогические; 2) типологические; 3) специфические; 4) индивидуальные. Синдром выгорания. Три группы переживаний: эмоциональное истощение – переживание опустошенности и бес­силия; деперсонализация – дегуманизация отношений с другими людьми (проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости); редукция личных достижений – занижение собственных достижений, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте. Определение Н.В. Самоукиной: «профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения по Г. Селье». Н.В. Самоукина: три основные группы симптомов: психофизические, социально-психологические и поведенческие. Негативные последствия выгорания: межличностные последствия проявляются в социальных (общественных), семейных отношениях, а также в рабочих конфликтах. Установочные последствия выгорания - развитие негативных установок по отношению к клиентам, ра­боте, организации или к себе, в отчуждении от работы и, как следствие, в снижении лояльности и привлекательности работы в данной организации. Поведенческие последствия - неконструктивные или неэффективные модели поведения. В организации ухудшается психологическая атмосфера, возрастают текучесть кадров, конфликтность, снижаются количественные и качественные по­казатели работы. Психофизиологические последствия - психосоматические расстройства, такие как бессонница, головные боли и др.

Три фактора, играющих существенную роль в «эмоциональном сгорании» учителей (Т.В. Форманюк): личностный, ролевой, организационный. Личностный фактор - мотивация, способы реагирования на стрессы и другие индивидуальные особенности. Ролевой фактор - ролевая конфликтность и ролевая неопределенность. Организационный фактор - характеристики профессиональных задач, характер руководства, степень ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: