Психология взаимодействия в системе: учитель – ученик – класс

Понятия взаимодействия, воздействия, их связь и различия. Воздействие какособый вид деятельности педагога, цель которой – достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения). Взаимодействие как совместная деятельность взрослого и ребенка, в результате которого устанавливается взаимопонимание, осуществляется взаимопомощь, и взаимоизменение.

Проблема психологического воздействия как одна из наименее разработанных в отечественной и мировой психологии.

Цель психологического воздействия - преодоление субъективных защит и барьеров индивида, переструктурирование его психологических характеристик или моделей поведения в нужном направлении.

Три парадигмы психологического воздействия и соответствующие им три стратегии воздействия. Первая стратегия – стратегия императивного воз­действия; ее основные функции: функция контроля поведения и установок человека, их подкрепления и направления в нужное русло, функция принуждения по отношению к объекту воз­действия. Вторая стратегия – манипулятивная проникновение в механизмы психического отражения и использование их знание в целях воздействия (формирование общественного мнения, например в рекламе, а иногда и в педагогической практике). Третья стратегия - развивающая.Психологическое условие реализации – диалог. Принципы: эмоциональная и личностная открытость партнеров по общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга, доверительность и искренность выражения чувств и состояний.

В педагогической практике предпочтение – развивающей стратегии, поскольку только она способствует развитию субъектности ребенка.

Понятие субъектности как характеристики активности субъекта, выражающаяся в степени реализации действенного и ценностного аспектов его образа «Я».

Общий алгоритм реализации развивающего педагогического воздействия: Изменения в потребностно-мотивационной сфере ребенка ® сложившаяся ситуация ® активность ребенка по поиску приемлемого способа поведения или выполнения деятельности ® помощь педагога в обеспечении информацией о способах поведения или выполнения деятельности ® предоставление ребенку возможности самостоятельного принятия решения с дальнейшей ответственностью за него.

Виды педагогического воздействия: убеждение и внушение. Виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное, положительное и отри­цательное, прямое и косвенное. Теория ролей и конструирование ситуаций педагогического воздействия.Общий механизм изменения поведения: освоение и выпол­нение новых ролей ®появление новых мотивов или новой иерархии мотивов, изменение взглядов, ценностей, эти­ческих норм и отношений ® длительное повторение ролевых ситуаций ® закрепление приобретенного поведения.

Обобщенная схема действий педагога, который конструирует ситуацию педагогического воздействия, исходя из структуры ролевого поведения: 1. определяется, какая роль нужна ребенку; 2. направляются ролевые ожидания или другие способы детер­минации поведения на актуализацию этой роли; 3. создаются условия реализации ожидаемого ролевого пове­дения (понимание и принятие роли, знание способов исполне­ния роли); 4. осуществляется контроль за ролевым поведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: