Основы построения федерализма в России

Я не стану полностью рассматривать данный вопрос, так как он достаточно глубоко изучен и широко обсужден. Подчеркну наиболее существенный момент, касающийся правового статуса регионов и их прав на договорные отношения с федеральным Центром.

При существующем характере отношений между субъектами Федерации и федеральным Центром, создается устойчивое впечатление, будто регионы созданы и существуют для интересов Центра, а не наоборот. Тогда как федеративное его устройство предполагает, что Центр создается в интересах регионов. Центр – виртуален по определению, а регионы – реальны. Следовательно, надо прежде всего исходить из интересов самих регионов. Это – основа федерализма.

Необходимость единого правового поля в России – обязательное условие ее целостности как государства. Вопрос в том, на основе чего и как оно формируется. Если это единое волеизъявление регионов, то это реальное единство – в согласии, если нет – сомнительное и очень неустойчивое единство без согласия. Сейчас действует второй вариант, который приведет к тоталитарному устройству государства, или к его последующему распаду.

России нужна новая Конституция, а субъектам Федерации – модельная, единая для всех конституция. Но надо учитывать сложившуюся и существующую асимметричность в развитии и в характерных особенностях регионов. Нельзя всех стричь под одну гребенку (если История чему-то и учит, то этому – в первую очередь). Выход из данной ситуации возможен только один – договорные отношения. Воспользуется этим правом регион или нет – дело и воля самого региона. Как решит народ. Но это право должно существовать.

Существование самой практики договорных отношений позволяет регионам и Центру своевременно и безболезненно, не изменяя самих конституций, вносить все необходимые правовые поправки, способные разрешить любые возникающие спорные моменты. Только после того, как та или иная внесенная поправка окажется устойчиво действенной, эффективной, проверенной жизнью и временем, можно говорить о внесении ее в конституции. Подобная практика особенно эффективна и социально безопасна для государства, находящегося на переходном этапе своего развития, какой и является сейчас Россия.

Что может быть предметом договорных отношений? Все, что не может войти в рамки модельной Конституции субъектов Федерации. Но эти «рамки» в ней и в Конституции России должны быть четко прописаны.

Основная задача конституций субъектов Федерации и России – четко и недвусмысленно решить вопрос разграничения полномочий и предметов ведения: кто за что отвечает. В тех же вопросах, где нет полной ясности, согласия, понимания и достаточного опыта, необходима практика договорных отношений, – как форма и способ правового регулирования отношений между регионом и федеральным Центром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: