В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном, формирующим у нетипичного ребенка мотивы для деловой формы общения, основанной на совместных действиях взрослого и ребенка. Следует отметить, что, например для интеллектуально неполноценного ребенка характерна АСИНЕРГИЯ, т.е. отсутствие способности к совместной деятельности. В дальнейшем происходит формирование действий по указательному жесту и параллельное развитие функций внимания. Данный этап подготавливает ребенка к подражанию движениям и действиям с предметами. Затем само подражание становится осмысленным и позволяет начать формирование у ребенка поисковые способы ориентировки, в частности метода проб и ошибок. В свою очередь, данный метод и подражание подготавливают воспитанника к овладению действиями по образцу. Одним из главных требований к занятиям по рассматриваемому этапу работы выступает включение речи.
Таким образом, условия формирования сотрудничества ребенка со взрослым следующие:
* эмоциональный, визуальный и тактильный контакт взрослого и ребенка;
* постановка перед ребенком учебно-воспитательных задач в доступной ему форме;
* подбор способов передачи ребенку социокультурного опыта, соответствующих уровню его актуального развития.
Выделяют следующие способы усвоения воспитанниками общественного опыта:
* совместные действия взрослого и ребенка;
* указательные жесты (вид стимулирования деятельности);
* подражание действиям взрослого;
* действия по образцу и речевой инструкции;
* поисковые способы ориентировочной познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).
Физическое воспитание и развитие