К монтажному оборудованию относится:
· Крановое оборудование (краны и агрегаты)
· Подъёмно-транспортное оборудование (канаты, блоки полиспастов, лебёдки, домкраты, строповочные устройства, траверсы)
Крановое оборудование можно разделить на 3 основные группы:
По области применения и эксплуатационным условиям краны для строительства мостов можно разделить на три группы:
· Первая группа – стреловые самоходные полноповоротные краны общего назначения на спецшасси, автомобильном, пневмоколёсном, гусеничном и железнодорожном ходу. В отдельных случаях используют также башенные краны. Краны этой группы применяют наиболее широко. Их особенности - автономность работы, быстрота и низкая трудоёмкость приведения из транспортного в рабочее положение, но сравнительно высокая стоимость.
· Вторая группа – специализированные универсальные краны – козловые и жестконогие деррик-краны. Их отличительные особенности: более узкая область применения, питание двигателей от внешних источников, меньшая стоимость, но и повышенные трудозатраты, а также стоимость приведения в рабочее положение.
|
|
· Третья группа – специальные краны, предназначенные для производства работ в особых условиях. К ним относятся консольные, консольно-шлюзовые и кабельные краны, специальные монтажные агрегаты.
Особую группу составляют плавучие краны, краны на самоподъёмных платформах.
Так как в большинстве случаев одни и те же работы могут быть выполнены кранами различных типов, то в каждом конкретном случае надо выбирать тип крана или комплект кранов на основании сравнения вариантов по себестоимости, трудоёмкости и продолжительности работ. Выбор крана в ряде случаев оказывает существенное влияние на технологию сооружения пролётного строения.
Критерием для сравнения вариантов является удельная себестоимость СМР (отнесённая на единицу продукции). В случае, когда выбор крана заметно не влияет на общую технологию работ, кран выбирают в соответствии с удельной себестоимостью по эксплуатации крана
СЭ = Сс/P,
где Сс - себестоимость за 1 смену;
P - стоимость работ за 1 смену.
Подъёмно-транспортное оборудование
Стальные проволочные канаты применяют в качестве грузовых, несущих, тяговых, вантовых (расчалки) и стропов.
Канаты должны отвечать действующим стандартам и иметь сертификат завода изготовителя об их испытании. Перед установкой на грузоподъёмную машину канаты должны быть проверены расчётом по формуле:
P/S ≥ K,
где Р – разрывное усилие по сертификату;
S – наибольшее усилие в ветви каната от действия нагрузки без учёта
динамического коэффициента;
|
|
К – коэффициент запаса прочности (для стропов К=6).
Блоки полиспаста состоят из канатов и роликов. Допустимый диаметр ролика в блоке определяется по формуле:
D = d/e,
где d – диаметр каната;
е – коэффициент, зависящий от типа машины и режима её работы (е = 12…35
Лебёдки. В мостостроении применяются:
· электрические лебёдки г/п 0.32, 1.5, 5, 8 т.
· ручные лебёдки г/п 0.25, 0.5, 1, 3.2, 5 т.
Гидравлические домкраты г/п от 20 до 500 т. Плоские домкраты г/п от 1000 до 1500 т.
Строповочные устройства. К ним относят стропы и траверсы для подъёма элементов. Стропы и траверсы должны обладать достаточной грузоподъёмностью, прочностью и надёжностью в работе, обеспечивать быстрое и удобное закрепление поднимаемых элементов и освобождение их после установки в проектное положение. Масса строповочных приспособлений должна быть минимальной, так как она является добавочной к массе поднимаемого элемента и связана с грузоподъёмностью монтажного крана.
Стропы выполняют из тросов диаметром от 16 до 38 мм с органическим сердечником.
Рис. 2. Строповочные петли и подъёмные устройства
1 – строп, 2 – балка
Траверсы уменьшают высоту строповки и исключают горизонтальные сжимающие усилия в поднимаемых балках. Тросы и траверсы рассчитывают на действие собственного веса поднимаемого блока с учётом динамического коэффициента. Прочность троса проверяют по формуле:
Q´n´Kд/m´cosa ≤ R/К,
где Q – вес блока;
n – коэффициент перегрузки, равный 1.3;
Kд – коэффициент динамичности, равный 1.2;
m – количество стропов;
a – угол наклона ветви к вертикали;
R – разрывное усилие троса;
K – коэффициент запаса прочности стропа.
Рис. 3 Схема подъёма балки траверсой 1 – строп, 2 – траверса, 3 – балка, 4 - полиспаст, 5 – верхняя шарнирная ось (болт-шарнир), 6 – тяги, 7 – металлическая труба (шарнирная ось).
Элементы при подъёме захватывают стропами или траверсами за строповочные петли или серьги. Для лёгких элементов применяют петли, заделанные в бетон элемента (рис. 2 б). Более тяжёлые элементы поднимают за проушины из листовой стали, приваренные к анкерам (рис. 2 в). Для подъёма тяжёлых балок применяют строповочные серьги (рис. 3 б).
В некоторых случаях лёгкие элементы стропуют стальными тросами в обхват. Под стропами в местах соприкасания с бетоном устанавливают и закрепляют деревянные подкладки, исключающие повреждение бетона и троса.
Устанавливать блоки необходимо с соблюдением правил техники безопасности. Блоки нужно поднимать и опускать плавно, без ударов, вращений и раскачивания, применяя расчалки.