Бюджет, как экономическая категория, отображает отношение по формированию на общегосударственном и региональном уровне централизованных фондов, предназначенных для реализации функций государства. Суть его раскрывается в назначении – финансовое обеспечение выполнения государством его функции: экономической, социальной, управленческой и оборонной.
Бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления на протяжении бюджетного периода.
Т.о. бюджет это финансовый план или роспись доходов и расходов государства, утвержденный органами законодательной и исполнительной власти в виде закона. Признаки бюджетных отношений:
1) Перераспределительный характер: бюджет выполняет функции перераспределения ВВП между отраслями, регионами, социальными слоями населения, при использовании государственных займов.
2)Всеохватывающий характер: охватывает все слои население, т.е. весь народ (ими охвачены все физ. и юр. лица).
3) Законодательное регулирование: Бюджетный Кодекс, З-н «о Гос Бюджете», и другие подзаконные нормативно-правовые акты, которые регламентируют пополнение доходов и финансирование расходов.
Роль и место ГБ в обществе определяется финансовой моделью государства. С точки зрения последоватеольности распред-ия нац дохода выделяют:
1) В условиях рыночной экономики;
2) В условиях административной экономики (большая часть нац дохода в бюджет).
В рыночной экономике созданный ВВП сначала делится между его производителями. Рабочие и служащие получают заработную плату, предприниматели – прибыль. После этого осуществляется формирование бюджета путем налогообложения доходов юридических и физических лиц.
При административной экономике государство сначала централизует в бюджете необходимую часть ВВП, а остаток делит между его производителями.
По уровню централизации ВВП в бюджете условно выделяют 3 модели:
1. американская (25-30%);
2. западноевропейская (30-40%);
3. скандинавская (50-60%).
Бюджет как экономическая категория характеризует движение денежных потоков между государством и юр. и физ. лицами. Этим отношениям характерен спорный характер. Есть 2 способа решения финансовых противоречий:
1. Установление оптимальных пропорций распределения ВВП и его централизация в бюджете. Критерии оптимальности – обеспечение экономического роста и установление социальной гармонии в обществе. С одной стороны, бюджет не должен подрывать финансовую базу юридических и физических лиц, с другой, - создавать иждивенческие настроения в обществе.
2. Увеличение ВВП – основной показатель, характеризующий экономику страны. Экономическое развитие дает возможность обеспечить постоянное возрастание доходов всех субъектов финансовых отношений. Одновременно с этим, поскольку потребности государства относительно стабильны, то в случае увеличения ВВП его относительная часть может быть больше, чем требуется.