развитие психическое: периодизация - выделение в онтогенезекачественно своеобразных ступеней — стадий развития психического.
В разных моделях развития психического вводятся разные стадии; критерии их выделения тожеразличны. Например:
1) у Ст. Холла — онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процессисторического развития человечества; выделяются такие стадии: младенчество, детство, возрастпредподростковый и юность, кои соответствуют стадиям эволюции общества: животная стадия, дикость,начало цивилизации, эпоха романтизма;
2) у Ж. Пиаже — критерием периодизации выступает развитие интеллекта;
3) у З. Фрейда — направленность либидинозной энергии;
4) у Э. Эриксона — центральные задачи возраста;
5) у Д. Б. Эльконина — смена типов деятельности ведущей.
Возраст* | К.Гетчинсон | З.Фрейд | Д.Б.Эльконин |
0 – 1 год | Стадия рытья и копания (0 – 5 лет) | Оральная стадия (0 – 1 год) | Младенчество (0 – 1 год) |
1 – 3 года | Анальная стадия (1 – 2 года) | Раннее детство (1 – 3 года) | |
3 – 6-7 лет | Стадия охоты и захвата (5 – 11 лет) | Фаллическая стадия (3 – 6 лет) | Младший и средний дошкольный возраст (3 – 4-5 лет) |
6-7 – 10-11 лет | Пастушеская стадия (8 – 12 лет) | Латентная стадия (7 – 12 лет) | Старший дошкольный возраст (4-5 – 6-7 лет) |
Младший школьный возраст (6-7 – 10-11 лет) | |||
11-12 – 15-16 лет | Земледельческая стадия (11 – 15 лет) | Генитальная стадия (12 – 16 лет) | Подростковый возраст (10-11 – 13-14 лет) |
15-16 – 21-25 лет | Стадия промышленности и торговли (14 – 20 лет) | _ | Ранний юношеский возраст (13-14 – 16-17 лет) |
Подход к периодизации | Периодизация детства на основе ступенчатого построения других процессов | Периодизация детства на основе выделения какого-нибудь одного признака | Периодизация детва на основе выделения существенных особенностей самого детского развития |
Тип развития психики | Преформированный | Непреформированный |
|
|