Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет

Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.

Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.

Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени.

Границы возраста – от года до трех лет.

Ведущая деятельность в раннем детском возрасте – предметно-манипулятивная деятельность.
Психологические новообразования возраста – первичное самосознание, активная речь, наглядно-действенное мышление.
Особенности развития двигательной сферы: овладение предметными действиями (соотносящими и орудийными); бурно развивается мелкая моторика (шнуровка, бросание предметов в цель, действия с пирамидкой, кубиками, матрешками и др.); идет дифференциация функций ног и овладение навыком езды на велосипеде, умениями подниматься по лестнице, бегать и др.
Особенности развития познавательной сферы: познание мира окружающих вещей, начало процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания; начало развития логических операций и наглядно-действенного мышления; усвоение фонетики и грамматики, совершенствование лексики и семантики речи;
начальный этап соединения речи с мышлением; формирование перцептивных действий и сенсорных эталонов (формы, цвета и величины); память отличается непроизвольностью и кратковременностью, наблюдается феномен «амнезия детства»; внимание неустойчиво, быстро переключаемо и непроизвольно.
Особенности развития личностной сферы: осознание себя как личности и отделение себя от других, возникновение «Я» и «первичного эгоизма»; появление потребности в самостоятельности; становление самооценки и некоторых социальных чувств (гордости, стыда, эмпатии);
эмоции характеризуются живостью и открытостью; дети отходчивы, так как память еще кратковременна; создаются первые образы о настроении людей;
развивается мотивационная сфера, где в основе лежат потребности в общении, в активной деятельности, в самостоятельности и др.
Особенности развития социальной сферы: совместная деятельность детей и взрослых становиться предметной; развитие контактов со сверстниками и расширение круга общения; общение характеризуется эмоциональностью и открытостью; освоение правил пользования предметами домашнего обихода;
начало продуктивной и символической деятельности; формирование навыков самообслуживания (при приеме пищи, в ходе утреннего и вечернего туалета, навыки одевания и раздевания и др.

); идет первичное усвоение нравственных норм общения и взаимодействия с предметами, в результате могут формироваться такие качества, как доброжелательность, бережливость, уважительность, терпеливость, аккуратность и др.

Кризис раннего детского возраста. Знаменитый кризис трех лет – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. В основе данного кризиса лежит ломка тесных взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, и она знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. Изменение позиции ребенка требует от близких своевременной перестройки,если же новые отношения не складываются, то возникают собственно кризисные явления, впервые описанные Эльзой Келер. Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:

1) негативизм (это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку; ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых и делает все наоборот);

2) упрямство (это реакция на свое собственное решение; ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении; происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались);

3) строптивость (это протест против порядков, которые существуют дома);

4) своеволие (стремление к эмансипации от взрослого; ребенок сам хочет что-то делать; отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности, здесь же речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла);

5) обесценивание взрослых и того, что раньше было интересным и дорогим (Шарлота Бюлер описала случай, когда мать услышала от ребенка «дура» в свой адрес);

6) протест-бунт (который проявляется в частых ссорах и конфликтах с родителями);

7) стремление к деспотизму (проявляется в семье с единственным ребенком, когда тот желает властвовать над всеми и диктует окружающим свои намерения).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: