Ребенок с высоким значением этого фактора отличается избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В его поведении преобладает нервное напряжение. Нередко высокий Q4 отмечается у школьников с низкой успеваемостью, имеющих достаточно хорошие интеллектуальные способности.
Ребенок с низкой оценкой спокоен и невозмутим.
Имеются два варианта текста адаптированного модифицированного варианта детского личностного опросника Кеттелла для мальчиков и два – для девочек. Но так как текст для мальчиков и для девочек различается лишь окончанием, то здесь приводятся первый вариант для мальчиков и второй вариант – для девочек. В случае необходимости окончания слов в них можно изменить соответствующим образом.
1.
| Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями
| или
| ты их выполняешь долго
|
2.
| Если над тобой подшутили, ты немного сердишься
| или
| смеешься
|
3.
| Ты думаешь, что почти все можешь сделать как надо
| или
| ты можешь справиться только с некоторыми заданиями
|
4.
| Ты часто делаешь ошибки
| или
| ты их почти не делаешь
|
5.
| У тебя много друзей
| или
| не очень много
|
6.
| Другие мальчики умеют больше, чем ты
| или
| ты можешь столько же
|
7.
| Всегда ли ты хорошо запоминаешь имена-людей
| или
| случается, что ты их забываешь
|
8.
| Ты много читаешь
| или
| большинство ребят читает больше
|
9.
| Когда учитель выбирает другого мальчика для работы, которую ты сам хотел сделать, тебе становится обидно
| или
| ты быстро об этом забываешь
|
| Ты считаешь, что твои выдумки, предложения, идеи хорошие и правильные
| или
| ты не уверен в этом
|
| Какое слово будет противоположным по значению слову «СОБИРАТЬ»?
«РАЗДАВАТЬ» или «НАКАПЛИВАТЬ» или «БЕРЕЧЬ»
|
| Ты обычно молчаливый
| или
| много говоришь
|
| Если мама на тебя сердится, это иногда бывает ее ошибкой
| или
| у тебя ощущение, что ты сделал что-то неправильно
|
| Тебе понравилось бы заниматься с книгами в библиотеке
| или
| быть капитаном дальнего плавания
|
| Какая из следующих букв отличается от двух других?
С, или Т, или У
|
|
|
|
16.
| Ты можешь вечером долго сидеть спокойно
| или
| начинаешь ерзать
|
| Если ребята беседуют о каком-то месте, которое и ты хорошо знаешь, ты тоже начинаешь рассказывать о нем что-нибудь
| или
| ты ждешь, когда они закончат
|
18.
| Ты смог бы стать космонавтом
| или
| ты думаешь, что это слишком сложно
|
19.
| Дан цифровой ряд: 2, 4, 8,... Какая следующая цифра в этом ряду? 10, или 16, или 12
|
20.
| Твоя мама говорит, что ты слишком живой и беспокойный
| или
| ты тихий и спокойный
|
21.
| Ты охотнее слушаешь, как рассказывает кто-то из ребят
| или
| тебе больше нравится рассказывать самому
|
| В свободное время ты лучше почитал бы книгу
| или
| поиграл в мяч
|
| Дана группа слов: «ХОЛОДНЫЙ», «ГОРЯЧИЙ», «МОКРЫЙ», «ТЕПЛЫЙ». Одно слово не подходит по смыслу к остальным. Какое?
«МОКРЫЙ», или «ХОЛОДНЫЙ», или «ТЕПЛЫЙ»
|
| Ты всегда осторожен в своих движениях
| или
| бывает, когда ты бегаешь, то задеваешь за предметы
|
| Ты тревожишься, что тебя могут наказать
| или
| тебя это никогда не волнует
|
| Тебе больше понравилось бы строить дома, когда ты вырастешь
| или
| быть летчиком
|
27.
| Когда КОЛЕ было столько же лет, сколько НАТАШЕ сейчас, АНЯ была старше его. Кто моложе всех? КОЛЯ, или АНЯ, или НАТАША
|
28.
| Учитель часто делает тебе замечания на уроке
| или
| он считает, что ты ведешь себя так, как надо
|
29.
| Когда твои друзья спорят о чем-то, ты вмешиваешься в их спор
| или
| молчишь
|
30.
| Ты можешь заниматься, когда другие в классе разговаривают, смеются
| или
| когда ты занимаешься, должна быть тишина
|
31.
| Ты слушаешь «Новости» по телевизору
| или
| ты идешь играть, когда они начинаются
|
32.
| Тебя обижают взрослые
| или
| они тебя хорошо понимают
|
33.
| Ты спокойно переходишь улицу, где большое движение транспорта
| или
| ты немного волнуешься
|
34.
| С тобой случаются большие неприятности
| или
| мелкие, незначительные
|
35.
| Если ты знаешь вопрос, ты сразу же поднимаешь руку
| или
| ждешь, когда тебя вызовут, не поднимая руки
|
36.
| Когда в класс приходит новичок, ты с ним знакомишься так же быстро, как и остальные ребята
| или
| тебе надо больше времени
|
37.
| Охотнее ты стал бы водителем какого-нибудь транспорта (автобуса, троллейбуса, такси)
| или
| врачом
|
38.
| Ты часто огорчаешься, когда что-то не сбывается
| или
| редко
|
39.
| Когда кто-то из детей просит помочь им на контрольной, ты говоришь, чтобы он сам все решал
| или
| помогаешь, если не видит учитель
|
40.
| В твоем присутствии взрослые разговаривают между собой
| или
| они частенько слушают тебя
|
41.
| Если ты слышишь грустную историю, слезы могут навернуться на твои глаза
| или
| этого не бывает
|
42.
| Большинство твоих планов тебе удается осуществить
| или
| порой получается не так, как ты думал
|
43.
| Когда мама зовет тебя домой, ты продолжаешь играть еще немного
| или
| идешь сразу же
|
44.
| Можешь ли ты свободно встать в классе и что-то рассказать
| или
| ты робеешь, смущаешься
|
45.
| Понравилось бы тебе оставаться с маленькими детьми
| или
| тебе не понравилось бы оставаться с ними
|
46.
| Бывает так, что тебе одиноко и грустно
| или
| такого с тобой не бывает
|
47.
| Уроки дома ты делаешь в разное время дня
| или
| в одно и то же время дня
|
48.
| Хорошо ли тебе живется
| или
| не совсем хорошо
|
49.
| С большим удовольствием ты отправился бы за город, полюбоваться красивой природой
| или
| на выставку современных машин
|
50.
| Если тебе делают замечания, ругают, ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение
| или
| Ты сильно расстраиваешься
|
51.
| Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике
| или
| быть учителем
|
52.
| Когда ребята в классе шумят, ты всегда сидишь тихо
| или
| ты шумишь вместе с ними
|
53.
| Если тебя толкают в автобусе, ты считаешь, что ничего особенного не произошло
| или
| тебя это сердит
|
54.
| Случалось тебе делать что-то такое, чего не следовало делать
| или
| такого не случалось с тобой
|
55.
| Ты предпочитаешь друзей, которые любят побаловаться, побегать, пошалить
| или
| тебе нравятся более серьезные
|
56.
| Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начнется
| или
| тебе не доставляет никакого труда долгое ожидание
|
57.
| Охотнее ты сейчас бы ходил в школу
| или
| поехал путешествовать в автомобиле
|
58.
| Бывает иногда, что ты злишься на всех
| или
| ты всегда доволен всеми
|
59.
| Какой учитель тебе понравился бы больше: мягкий, снисходительный
| или
| строгий
|
60.
| Дома ты ешь все, что тебе предлагают
| или
| ты протестуешь, когда дают пищу, которую ты не любишь
|
| | | | | |
1.
| К тебе хорошо относятся все окружающие
| или
| только некоторые люди
|
2.
| Когда ты утром просыпаешься, ты сначала сонная и вялая
| или
| тебе сразу хочется повеселиться
|
3.
| Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие
| или
| тебе надо немного больше времени
|
4.
| Бываешь ли ты иногда не уверена в себе
| или
| ты уверена в себе
|
5.
| Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей
| или
| иногда тебе не хочется никого видеть <
|
6.
| Говорит ли тебе мама, что ты медлительна
| или
| ты делаешь все быстро >«.
|
7.
| Другим детям нравится то, что ты предлагаешь
| или
| им не всегда это нравится
|
8.
| 3 школе ты выполняешь все точно так, как требуют
| или
| твои одноклассники выполняют требования учителя более точно
|
| Думаешь ли ты, что дети стараются перехитрить тебя
| или
| они относятся к тебе по-дружески
|
10.
| Ты делаешь все всегда хорошо
| или
| бывают дни, когда у тебя ничего не получается
|
11.
| Больше всего общего со «ЛЬДОМ», «ПАРОМ», «СНЕГОМ» имеют
«ВОДА», или «БУРЯ», или «ЗИМА»
|
12.
| Ты сидишь во время урока спокойно
| или
| любишь повертеться
|
| Ты возражаешь иногда своей маме
| или
| ты ее побаиваешься
|
14.
| Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу
| или
| кататься на лыжах с высоких гор
|
15.
| «ХОДИТЬ» так относится к слову «БЕГАТЬ», как «МЕДЛЕННО» к слову
«ВЕРХОМ», или «ПОЛЗКОМ», или «БЫСТРО»
|
16.
| Ты считаешь, что ты всегда вежлива
| или
| бываешь надоедливой
|
17.
| Говорят ли, что с тобой трудно договориться (ты любишь настаивать на своем)
| или
| с тобой легко иметь дело
и
|
18.
| Менялась ли ты с кем-нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой)
| или
| ты этого никогда не делала
|
19.
| Дан цифровой ряд: 7, 5, 3,.. Какая следующая цифра в этом ряду?
2, или, 1 или 9
|
20.
| Хочется ли тебе быть иногда непослушной
| или
| у тебя никогда нет такого желания
|
21.
| Твоя мама делает все лучше, чем ты
| или
| часто твое предложение бывает лучше
|
22.
| Если бы ты была диким животным, ты охотнее стала бы быстрой лошадью
| или
| тигрицей
|
23.
| Дана группа слов: «НЕКОТОРЫЕ», «ВСЕ», «ЧАСТО», «НИКТО». Одно слово не подходит к остальным. Какое?
«ЧАСТО», или «НИКТО», или «ВСЕ»
|
24.
| Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно
| или
| тебе от радости хочется прыгать
|
25.
| Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это
| или
| ты относишься к нему так же
|
26.
| Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать
| или
| нырять с вышки
|
27.
| ВОВА моложе ПЕТИ, СЕРЕЖА моложе ВОВЫ. Кто самый старший? СЕРЕЖА, или ВОВА, или ПЕТЯ
|
28.
| Учитель иногда говорит, что ты недостаточно внимательна и допускаешь много помарок в тетради
| или
| он этого почти никогда не говорит
|
29.
| В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать то, что ты хочешь
| или
| спокойно можешь уступить
|
30.
| Ты лучше послушала бы историю о войне
| или
| о жизни животных
|
31.
| Ты всегда помогаешь новым ученикам, которые пришли к вам в класс
| или
| обычно это делают другие
|
32.
| Ты долго помнишь о своих неприятностях
| или
| ты быстро о них забываешь
|
33.
| Тебе больше понравилось уметь хорошо шить наряды
| или
| быть балериной
|
34.
| Если мама тебя отругала, ты становишься грустной
| или
| настроение у тебя почти не портится
|
35.
| Ты всегда собираешь портфель с вечера
| или
| бывает, что делаешь это утром
|
36.
| Хвалит ли тебя учитель
| или
| он о тебе мало говорит
|
37.
| Можешь ли ты прикоснуться к пауку
| или
| паук тебе неприятен
|
38.
| Часто ли ты обижаешься
| или
| это случается очень редко
|
39.
| Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь
| или
| еще немного продолжаешь заниматься своим делом
|
40.
| Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком
| или
| ты совсем не смущаешься
|
41.
| Ты скорее стала бы художником
| или
| хорошим парикмахером
|
42.
| У тебя все удачно выходит
| или
| бывают неудачи
|
43.
| Если ты не поняла условие задачи, ты обращаешься к кому-либо из ребят
| или
| к учителю
|
44.
| Можешь ли ты рассказывать смешные истории так, чтобы все смеялись
| или
| ты находишь, что это не очень легко
|
45.
| После урока тебе хочется некоторое время побыть около учителя
| или
| тебе хочется сразу же идти гулять в коридор
|
46.
| Иногда ты сидишь без дела и чувствуешь себя плохо
| или
| такого с тобой не бывает
|
47.
| По пути из школы ты останавливаешься поиграть
| или
| после школы ты идешь сразу домой
|
48.
| Всегда ли твои родители выслушивают тебя
| или
| они часто сильно заняты
|
49.
| Когда ты не можешь выйти из дома, тебе грустно
| или
| тебе это безразлично
|
50.
| У тебя мало затруднений
| или
| много
|
51.
| В свободное время ты лучше пошла бы в кино
| или
| сажать цветы и деревья во дворе
|
52.
| Ты охотнее расскажешь маме о своих школьных делах
| или
| о прогулке, экскурсии
|
53.
| Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного
| или
| ты сердишься на них
|
| При неожиданном звуке тебе случалось вздрогнуть
| или
| ты просто оглядываешься
|
| Тебе больше нравится, когда вы с девочками рассказываете что-то друг другу
| или
| тебе больше нравится играть с ними
|
| Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сильно взволнована
| или
| ты всегда разговариваешь спокойно
|
57.
| Охотнее ты пошла бы на урок
| или
| посмотрела бы выступление фигуристов
|
58.
| Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, мешают тебе посторонние разговоры
| или
| ты их не замечаешь
|
59.
| Бывает ли тебе трудно в школе
| или
| тебе легко в школе
|
60.
| Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты
| или
| выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью
|